В какое Евангелие ты веришь?

28 марта 2025 Ахилла

В. Пашков

«… ниспровергаем всякое превозношение,

восстающее против познания Бога» (2Кор.10:5).

Некоторое время назад на официальном сайте Московского патриархата был обнародован документ под названием «Настоящее и будущее Русского мира», принятый на XXV Всемирном Русском Народном Соборе. Текст документа не содержит каких-либо новых тезисов, которые не озвучивались бы ранее представителями РПЦ по разным поводам, но сам факт его появления на сайте Патриархии знаменует собой определенную веху. Маргинальные идеологемы, которые еще не так давно считались в церковной среде достоянием радикалов вроде Чаплина или Ткачева, отныне становятся мэйнстримом (вполне в духе времени).

Документ состоит из восьми частей: вначале представлено религиозное обоснование, а затем из него выводятся несколько следствий для политической и социальной жизни российского общества. Человек, несведущий в богословии или религиоведении, может по ошибке принять вводные тезисы этого документа за проповедь христианства. В действительности же, с Евангелием и историческим христианским учением они имеют мало общего. Напротив — перед нами явная подмена важнейших истин, данных людям через откровение в Библии и личности Христа.

Первая, и наиболее очевидная подмена: «святыни русской цивилизации и великая русская культура» провозглашаются в документе «высшей ценностью и смыслом жизни» человека. При этом текст не содержит упоминаний ни о Боге, ни о подвиге Христа, ни о Его учении. Видимо, с точки зрения авторов документа, все это не имеет важного значения. Главной святыней, ради которой человек должен жить и умирать (а также лишать жизни других) является сама Россия и ее культура. Очевидно, что верующий в Евангелие не может согласиться с такой подменой. Фактически, нация здесь претендует на место самого Бога, ведь только Всевышний Создатель может быть высшей ценностью и смыслом жизни христианина.

Вторая подмена — это отождествление России с силами абсолютного добра. «Святая Русь» объявляется «всемирным удерживающим, защищающим мир от зла». Известно, что миф о «Святой Руси» уходит корнями в средневековые представления о «третьем Риме» — якобы единственной христианской державе, которой поручена задача сохранить истинную веру до конца времен. Сформулированная вскоре после падения Константинополя, эта идея глубоко проникла в ткань русской религиозной мифологии. В течение четырех столетий она определяла самосознание русской элиты, ее отношение к подданным и внешнюю политику, подпитывала бесконечные имперские войны.

Христианские писания действительно говорят о создании Богом уникального народа, которому вверена важнейшая в мире миссия — предвосхищать грядущее Царство Бога в личной и общинной жизни. Но народом этим является не отдельно взятая нация, а вселенская Церковь — сообщество верующих во Христа, объединяющее в себе представителей всех народов и культур. Перенос этой идеи на какой-либо этнос или государство является подменой понятий и противоречит букве и духу учения Христа. История показывает, что такой перенос часто становился результатом «приватизации» христианства национальными элитами.

Сегодня, при активном участии Церкви, идеология русского мессианства заполняет мировоззренческий вакуум, оставленный на месте подзабытой идеи «классового превосходства» советского человека. И если первый пункт граничит с идолопоклонством, подменяя вечного Бога преходящей человеческой культурой, то второй прямо подпадает под определение ереси «этнофилетизма». На всеправославном соборе 2016 года, который был проигнорирован представителями РПЦ, большинство православных церквей в очередной раз осудили ошибочное отождествление этноса и Церкви.

Третья подмена — это отождествление западной цивилизации с силами зла. По мнению авторов документа, «впавший в сатанизм Запад» стремится «установить в мире универсальную гегемонию … злого начала». По содержанию эта ошибка зеркально противоположна предыдущей, но по форме идентична ей. Люди — будь то Запада или Востока — не являются ни абсолютным добром, ни источником зла. Они — падшие творения, сохраняющие в себе черты образа Божьего, объекты Его любви и искупительного подвига Христа. Видеть в себе исключительно «носителя света» — значит самообольщаться, а демонизировать других — значит становиться на опасный путь дегуманизации и ненависти к человеку.

Очевидно, что идеологические конструкции вроде «коллективного запада» создаются не для того, чтобы отражать реальность, а чтобы искажать ее с целью добиться нужного психологического и мобилизационного эффекта. В такой упрощенной, двухцветной картине мира людям легче ориентироваться и ими проще управлять, однако в ней не отражены ни многообразие западных культур, ни духовные сокровища западной церкви в самых разных их проявлениях, ни пороки собственного общества, по недоразумению записанного в «святые». Христианин не может отнести какую-либо одну часть человечества к абсолютному добру и всегда занимать ее сторону, независимо от нравственного содержания ее поступков. По выражению древнего автора, «для христианина любая страна — отечество, и всякое отечество — чужая страна» (послание к Диогнету, II век от Р.Х.).

Надо признать, что т.н. «западная» культура, как, впрочем, и любая другая, несет на себе отпечатки человеческой греховности. Присущий ей секулярный гуманизм, возводящий на первое место права и желания грешного человека, есть не что иное, как бунт против Создателя. Но такой же непокорностью Богу являются коррупция, несправедливый суд, насилие, пытки, внесудебные убийства, преследование людей за их убеждения. Сюда же нужно отнести и массовые преступления заповедей «не убий», «не лжесвидетельствуй», «не пожелай ничего, что есть у ближнего твоего», ежедневно совершаемые представителями «святой Руси» против граждан соседней страны.

Предыдущие пункты ведут к четвертой, крайне опасной подмене — тезису о том, что война России против Украины якобы есть «священная война». Перенос метафизических категорий добра и зла в сферу отношений между странами и культурами неизбежно влечет за собой перенос понятия духовной войны в политическую сферу. А это практически всегда приводит к кровопролитию. То, что по факту является завоеванием территории соседней страны и отрицанием за ее народом права на собственный выбор и идентичность, представлено в документе как «национально-освободительная борьба» против «коллективного запада». В реальности же перед нами попытка с помощь религии легитимизировать то, что российские власти почему-то считают своим исконным правом — «возглавлять интеграционные процессы» и устанавливать «исключительное влияние» в произвольных «границах русского мира» на постсоветском пространстве.

Именно в этом и состоит наибольшая опасность псевдорелигиозных идеологий. Можно понять истоки российского реваншизма в психологических и экономических травмах, вызванных распадом СССР: потеря политического влияния и связанного с ним ощущения «величия», обеднение населения, идеологический вакуум, разочарование в демократии (по факту, клептократии), региональный сепаратизм, разгул бандитизма и т.д. Но то, что могло быть объяснено как преодоление последствий тоталитарного, безбожного прошлого, чем оно по факту и являлось, было представлено как происки врагов. Вместо национального покаяния, христианского просвещения и кропотливой работы по возрождению евангельских ценностей, иерархи принялись за проповедь «особой духовности» России, ограничение гражданских свобод и достижение вожделенной «симфонии» с властью.

В середине 2000-х годов спецслужбы, желая удержать за собой узурпированные ими власть и ресурсы, реанимировали проверенный временем нарратив о враждебном Западе и его стремлении подчинить себе Россию. Под знаменами этого нарратива им удалось объединить самые разные группы людей, так и не сумевших найти новой идентичности и ностальгирующих по советскому прошлому. Но именно представители РПЦ поместили его в контекст эсхатологической борьбы добра и зла, чем официально придали ему сакральный статус. Итогом и практическим воплощением теологии «священной войны» стала наиболее кровопролитная война в Европе после второй мировой, конец которой пока не просматривается даже на горизонте.

Сегодня мы воочию наблюдаем становление в России очередной версии гражданской религии, которая имеет лишь внешние, полностью выхолощенные атрибуты христианства. В сущности, это этнический культ, в центре которого находится поклонение России как некой высшей духовной ценности. Религия эта провозглашает свою версию «евангелия», в которой нет места Христу, Его смирению, Его жертве за грехи всего человечества. В ней нет места борьбе с собственными пороками и пониманию истинной сути духовной брани «не против крови и плоти».

Как и полагается идолу, занявшему место Бога, нация требует человеческих жертвоприношений. Главный иерарх РПЦ в этой системе координат является никем иным как верховным жрецом этнического культа, благословляющем жертвоприношение и обещающим «прощение грехов» всем, кто умрет с оружием в руках на чужой земле. Налицо повторение извечного сюжета человеческой истории — чтобы обеспечить себе абсолютную лояльность подданных империя претендует на божественный статус, а служители культа с готовностью предлагают ей свои услуги. Все это очень похоже на очередную локальную репетицию будущей всемирной катастрофы: лжепророк, «имеющий рога как у ягненка, но говорящий как дракон», обманом заставляет массы людей поклоняться последней человеческой империи.

Между тем, при взгляде на реальность без мифологических очков вполне очевидно, что идеология «триединой Руси» есть форма гегемонии и насилия над целым народом, отрицание его самосознания и права на самоопределение; что Россия, претендуя быть «оплотом безопасности и стабильного развития» в Евразии, погрузила в гуманитарную катастрофу большую европейскую страну.

Мнимое духовное превосходство, порожденное ложной религией, неизбежно погружает население России в моральную слепоту. Казалось бы, нельзя не видеть, что вторая часть документа, посвященная вопросам семьи, демографии и экономического развития, прямо противоречит первой части. Что именно война, правовая незащищенность, бытовое насилие, обесцененный институт семьи, низкая ценность человеческой жизни, алкоголизм и наркомания, коррупция, произвол власть имущих, преобладание «понятий» уголовной субкультуры над законом и являются настоящими причинами демографической и экономической «катастрофы», о которой кричат авторы документа. В корне этого лежит духовное невежество российского народа, в массе своей за годы свободы так отчетливо и не услышавшего Евангелия о Христе. «Гибель народу без Слова Божьего», — писал Ф.М. Достоевский. Именно поэтому в интересах самой России крайне важно, опираясь на Священное Писание, публично разоблачать «сакральные» этноцетрические мифы.

В заключение хотелось бы обратиться к верующим, запутавшимся в псевдорелигиозной риторике, льющейся с высоких амвонов: остерегайтесь соблазна слиться в «патриотическом экстазе» с духом времени. Искушение бросить щепотку фимиама на жертвенник императору столь же реально в двадцать первом веке, как и в первом. Поэтому важно прислушаться к словам апостола: «не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте». Содержание нашей веры и проповеди, наши ценности и привязанности должны определяться прежде всего Евангелием. Именно оно повествует нам о том, кто мы, для чего мы здесь, кто наш настоящий враг и кто — преданный друг. Церковь — а это каждый из нас — призвана быть инструментами распространения мира: не «русского» или какого-либо другого этнического пространства «всему миру назло», а Божьего, который приходит свыше на благо всем через веру, покаяние и следование за Христом.