В помощь маловерам, или Путь осознанного христианства
20 января 2021 Анатолий Михайлов
Последнее время на глаза часто попадаются статьи в интернете о негативном расцерковлении и бесплодности христианства, написанные от лица разочарованного духовенства и просто мирян, покинувших церковь, не найдя в ней утешение. Это побудило меня поделиться своей историей и позитивным опытом.
Отдав больше 15 лет активной церковной жизни и пройдя кризис смыслов и расцерковления, я почувствовал в себе стремление вернуться в церковь и принести ей пользу или хотя бы поделиться опытом переосмысления.
Статья адресована тем, кто не первый год подвизается в православной церкви в надежде на обретение личных отношений с Богом, но после многих лет чувствует бесплодность своих усилий.
Многие годы исправно причащаясь, я уповал на то, что искреннее участие в таинствах исповеди и причащения помогут мне стать другим, освободиться от своих пороков, но все свелось к тому, что, живя в миру, постоянно грешил и каялся, а толку от этого нет никакого. Позже, читая Священное Писание, я обратил внимание на то, что ученики после тайной вечери не изменились, а сила от Бога к ним пришла только на пятидесятницу. Поэтому и нам ждать от этого таинства исцеления не стоит, а участвовать в нем имеет смысл совсем по другой причине.
Чтобы стать другим, нужна сила плыть против течения мира сего. К некоторым она приходит от Бога непредсказуемо, но большинству людей, по моим наблюдениям, нужно самим трудиться, как в спортивном зале, совершая внутреннюю работу, но ей, к сожалению, в церкви никого не учат, даже будущих священников.
Книг много об этом, но они написаны монахами для монахов, и сразу предупреждают: чтобы добиться успеха на этом пути, нужно уйти из мира. Но по факту это тоже не приносит результата, так как среди монахов тоже не много тех, кто обрел мир в душе и любовь к людям.
Мне стало понятно, что мое христианство — только в голове, теоретическое, концептуальное, а в сердце оно не опустилось, ответной любви к Богу и ближним нет, как я ни старался, все была имитация.
Дальше продолжать участвовать в таинствах, считая себя «верным», и петь вместе со всеми «святая святым» стало невозможно, и выдавать желаемое за действительное больше не было сил. Сначала я стал посещать только литургию оглашаемых, а затем сделал длительную паузу для переосмысления и перезагрузки.
Для меня ключевым моментом стал поиск ответа на вопрос: что значит «родиться заново», ведь мы знаем, что никто не войдет в царство Божье, пока не родится заново, по словам Иисуса. Так что это значит, что имеется в виду?
После многих лет поисков ответа на этот вопрос пришло понимание, что ответ и образ «рождения заново» нам дан в Евангелии в рассказе о том, как Иисус превратил воду в вино на свадьбе в Кане Галилейской. Именно это превращение наглядно показывает, как принципиально меняется человек под влиянием Духа Святого после подлинного крещения.
Я не ставлю под сомнение таинство крещения, просто считаю, что мы должны взаимно оставлять Духу свободную волю. Как Он нам оставляет право выбрать Его добровольно, так и мы должны оставлять за Ним право нисходить, когда Он сочтет нужным и полезным для человека, и не всегда по нашим или даже полноправных священников просьбам это происходит, ведь Он свободен и дышит, где хочет.
Если по каким-то причинам с человеком этого не произошло (а об этом только каждый сам за себя может сказать), то это значит, что нет на это воли Бога, чтобы это было так просто в этом конкретном случае. Тогда этому человеку необходимо это осознать и вспомнить, как делается вино естественным способом по проверенным рецептам или спросить у других.
Даже при наличии рецепта нужно изрядно потрудиться, уповая на помощь Бога, чтобы добиться положительного результата и войти в царство Божье при этой жизни, ведь Христос его приблизил к нам так близко, насколько это возможно, чтобы мы здесь и теперь смогли начать жить в нем. Приготовление вина — это образ внутренней работы, которую каждый только сам может совершить, если захочет.
Если христианин наберется смелости признать за собой, для себя лично, только крещение Иоанново, и оставшуюся жизнь научится внутренне бодрствовать в своей повседневной жизни в ожидании встречи со Христом, то это обязательно произойдет, только мы не знаем, когда Он придет, и должны научиться ждать и находиться в бдении.
Самые лучшие рекомендации по этому умному деланию я извлек из книг и особенно из беседы старца Серафима Саровского с Мотовиловым, которая чудом сохранилась по воле Бога, для нас, для маловеров, потому что у кого вера крепка и несомненна, тому эти все сложности не нужны, он и так с Богом разговаривает. А у кого безответной монолог, то придется потрудиться, чтобы христианская жизнь не оказалась абсолютно бесплодной.
Итак, что мы можем вынести для себя полезного из этой беседы, на мой взгляд?
Первое, что истинный смысл христианской жизни — стяжание Духа Святого! Наверняка все эту фразу слышали. В ней старец говорит о том, что в наши времена Дух практически никому даром не дается, его заслужить надо, заработать как на торжище, по копеечке собрать капитал, тогда он цениться будет совсем по-другому, ведь мы знаем, что дающееся даром не ценится.
Каждый человек должен самостоятельно и объективно оценивать плоды своей духовной жизни и подбирать себе из всех известных и данных нам церковью добродетелей те, которые приносят человеку больше плода. Что больше приносит результата, то и делать, тому больше время уделять.
Старец напоминает о необходимости абсолютной христоцентричности учеников Христа, о том, что все добрые дела и вся жизнь должны быть посвящена Христу и что все добрые дела, сделанные не Христа ради, в зачет не идут. Это важно понять.
Важно вспомнить, как старец трактует притчу «О девах нерадивых», которым не хватило масла, и они заснули, и не смогли встретить Христа с горящими светильниками, и не вошли с Ним в царство Божье. Хотя, как старец подчеркивает, они были девы непорочные и тем самым вели равноангельское существование на земле, а войти не смогли, потому что елей, которого им не хватило, — это был Дух, который необходимо собрать в процессе жизни. Как пчела собирает нектар в полях, так и человек должен потрудиться и собрать нетленные сокровища для будущей жизни, ради которых и дана жизнь.
Лично мне приносят больше плода неотъемлемые христианские добродетели, о которых старец говорил в беседе. Пост, бдение и молитва — это то, что никто у нас не может отнять, только мы сами этим можем отказаться пользоваться.
У меня после долгих поисков сформировалось такое понимание этих добродетелей:
ПОСТ важно понимать как постоянное наблюдение за своей внутренней жизнью, причем начинать надо с тела! Нужно учиться все время телом как бы предстоять Христу, находиться в Его присутствии. Это очень важный этап, который помогает научиться присутствовать в настоящем моменте и повышает чувствительность.
Внимание, направленное в тело, на его связь с землей, успокаивает ум и пробуждает «зерно» в области живота. Современный человек почти целиком живет в голове, в виртуальном мире своих мыслей. Он перестает чувствовать землю под ногами, небо над головой и окружающих его людей. На начальном этапе работы с телом ему необходимо заземлиться. Центр массы и координации тела находится в животе, поэтому внимание должно быть направлено туда, и через ноги — в землю. Это позволит научиться телом предстоять Христу постоянно, даже во сне, и в моменты опасности просыпаться заблаговременно, подобно воину. Это известно из боевых искусств. Такой вид телесного бодрствования позволит в дальнейшем реализовать призыв Христа «бодрствуйте, чтобы не впасть в искушение, бодрствуйте, ибо не знаете, когда я приду». Такая настройка на ожидание внезапной радостной встречи со Христом постепенно перестроит работу всех систем организма и активизирует дремлющие ресурсы тела, без которых хорошего «вина» не получится.
БДЕНИЕ. Если предыдущий этап освоен, необходимо переходить к наблюдению за своей речью, словами, языком. Такое наблюдение со временем позволит перестать грешить в речи, обуздать свой язык. Этот этап очень трудно освоить, если не научиться наблюдать за телом, как за более грубой частью человека. Наблюдение надо начинать от более грубого к более тонкому.
О важности обуздания языка подробно сказано в соборном послании апостола Иакова, только мало кто смог реализовать это в реальной жизни, потому что начинали сразу с наблюдения за языком, а не за телом, а это очень сложно без навыка телесного присутствия. Тело всегда присутствует, а мысли, и за ними слова, скачут зачастую бесконтрольно. Нужно укорениться в своем теле, научиться чувствовать, что происходит в реальном моменте, подобно животным (в особенности кошкам). Под влиянием цивилизации у человека эта функция находится в спящем состоянии, ее необходимо пробудить и пользоваться. Это очень важно!
На следующем этапе «постовой» жизни нужно учиться наблюдать за мыслями с целью научиться не грешить в помыслах. Вот тот уровень, к которому призывает Христос своих учеников. Можно сказать, что христианство только начинается с этого момента. Выйти на этот уровень без кропотливой внутренней работы над собой практически невозможно, хотя некоторым это дается свыше при реальном крещении иногда без ритуала. Это все нужно, чтобы обрести цельность перед Богом, искоренить в себе двойственность, перестать сомневаться, как Фома, и повысить качество своей духовной жизни, постепенно обучаясь жить в послушании у Христа, по воле Его.
МОЛИТВА — подлинная, немногословная, — помогает настроить свой «радиоприемник» на волну Христа. Бдение поможет нам оставаться на этой волне в режиме восприятия, слушания. Богу нужны наши уши, чтобы мы могли научиться жить в послушании, по воле Его, буквально по услышанному в тишине. Когда внимание отвлекается, нужно снова обращаться в молитве к Иисусу, чтобы настроиться на Его волну и оставаться в режиме слушания, умолкая и не ожидая результата, как бы незримо соприсутствуя с Ним во время Его молитвы в Гефсиманском саду и бодрствуя с Ним. Обратите внимание, как Христос и апостолы призывают нас к бдению и бодрствованию в Евангелии, в прямых указаниях и притчах, и это не случайно.
Такое понимание и применение поста, бдения и молитвы в свое время приводит человека к личной встрече со Христом, но только при одном условии: если человек живет ради этой встречи. Тогда личные отношения приведут нас к совершенно иному, более глубокому пониманию роли церкви в нашей жизни. Наполнят жизнь в церкви более глубоким смыслом, постоянным внутренним священнодействием, целью которого является «стяжание Духа Святого».
При таком понимании мне в свое время захотелось вернуться в церковь, но уже не для того, чтобы что-то получить от нее, типа «таблетки для спасения», а себя отдать. Возникла потребность регулярно приносить в жертву Богу самое дорогое, что есть у человека, — это время своей жизни, участвуя в общем деле (литургии), и сообща приносить молитвы благодарения Богу (евхаристия), седьмой день посвящая Ему.
Таким образом все встало на свои места, обрело свой смысл. Хоть процесс второго рождения со мной еще не произошел, но есть ощущение движения по верному пути и надежда на то, что если человек сделает максимум от себя зависящего, уповая на Бога, то жизнь мы проживем не зря!
Должен сказать, что по книгам учиться этому очень сложно, практически невозможно. Очень важно встретить опытного человека, который поможет и научит. Мне повезло, и на мой запрос к Богу пришли люди и обстоятельства, которые помогли, но запрос был!
Если его не будет, то и помощи не будет, а самому себя из болота не вытащить. Нужно учиться слушать Бога, жить в послушании в повседневной жизни, и тогда появится ощущение, что ты не один, что потихоньку собирается капитал нетленный, и это внушает надежду на спасение, и появляются осознанные отношения с Богом.