В России две беды — покаяние и смирение (окончание)

18 мая 2018 Анатолий Дельтаплан

Начало тут.

***

Смирение

Смирение – принятие обстоятельств жизни с миром внутри. Принятие себя, людей, обстоятельств с терпением и верой, доверием Творцу, поместившему тебя в эти обстоятельства здесь и сейчас.

Это совершенно не значит, что во всех этих обстоятельствах нужно занимать подчиненную позицию, позицию заведомо всем и во всем уступающего.

Существует множество ситуаций, когда нужно настоять на своем, отстоять правду, объяснить заблуждение тому, кто неправ.

Но смирение в России означает только одно — подчинение.

Но что это за миссия такая была бы у христиан – всегда и во всем подчиняться? Какой в этом смысл? Таких последователей хочет себе Христос? Всю жизнь уступать, подчиняться, сдаваться без боя всем подряд? Мерзавцам, дуракам, предателям, стукачам?

Конечно, были и будут случаи, когда человек творит несправедливость, и тот, по отношению к кому он ее творит, абсолютно свободно эту несправедливость воспринимает и проявляет в ответ обидчику не агрессию, а сострадание. Бывало и бывает, что в таком случае поступающий несправедливо как бы внезапно отрезвляется, приходит в себя и его ожидание ответной агрессии не встречает ожидаемого. Удар как бы проваливается в пустоту, как в айкидо. И тогда человек видит себя со стороны и меняет свое отношение, понимает свою неправоту и несправедливость.

Но это скорее исключение. Это бывает, только если соблюдаются два условия.

  1. Обидчик — не законченный гад, а просто излишне мнительный человек, ожидающий агрессии и несправедливости от окружающих. Его несправедливость — это защитная реакция слабого человека на возможную несправедливость со стороны окружающих. И когда он не встречает этой несправедливости там, где она обычно бывает, ему хватает ума понять, что его занесло не туда. Что человеческие отношения возможны. Но все это произойдет, только если есть второй фактор.
  2. «Смиряющийся» человек не кривляется, не изображает смирение. Возможно, ему сейчас вообще не до того, чтобы выяснять, кто главнее и правее. Возможно, в его жизни сейчас происходит нечто (трагичное или счастливое), что полностью заслоняет собой эту мышиную возню. Или же он такой по жизни, но таких людей крайне мало. (Или человек имеет подлинное покаяние.) Тогда через этого человека действительно проступает лик Христа, и его смирение отрезвляет и исцеляет.

Но если обидчик – беспринципный эгоист, то он воспримет это смирение только как доказательство собственной правоты и силы. Там, где в ответ не проявляется сила, он чувствует победу. Доброту и уступки такие люди принимают за слабость и собственную победу. И в них с каждым таким случаем цементируется их гнилая сущность.

И с другой стороны ситуация не лучше. Имитатор, т.е. человек, играющий в смирение, смиренничающий, получает тяжелейшую психологическую травму, пытаясь (иногда годами) насильно запихать ситуацию принятия несправедливости в свое сознание. Он, непонятно почему, отрицает возможность того, что он может быть прав. И постепенно превратно истолкованное смирение приводит его к тому, что он считает возможность настаивать на своем, отстаивать свои позиции – проявлением гордыни. И все это происходит в контексте того, что вот этого-то якобы и хочет Бог. Крайней формы это извращение достигает в случае, если тот, кто творит несправедливость – сам член Церкви. Если несправедливо поступает некий церковный начальник – настоятель, игумен, игуменья, абсурд принимает клинические формы. В таких случаях облеченная некой псевдовластью личность (на самом деле никакой власти, конечно, нет – общаются два одинаковых гражданина Российской Федерации) ультимативно требует подчинения себе во имя Бога. И в таком случае это уже не просто скотство потерявшего берега самодура, но и манипуляция. Сколько судеб сломано этим «смирением».

Какая ужасная деформация происходит с личностью человека, так понимающего смирение. Фактически человек отказывается от своей личности, выбрасывает ее в помойку. Зачем?

Чтобы прожить жизнь, уткнувшись глазами в пол и повторяя «какой же я грешник». И это смирение? И это учение Христа? Это какой-то смертельный туман, окутывающий русских христиан. Людей не самых плохих. Людей, которые ищут истину, находятся в духовном путешествии и поиске. И когда они наконец находят то, что искали, встречают Христа, тогда те, кто оказывается в этот момент рядом, вместо того, чтобы поддержать нового члена Церкви, усадить за стол и дать отдохнуть после дороги, вдруг бьют человека под дых и орут: «Мордой в пол, сука!» И пока неофит, корчась на полу, пытается сказать между ударами что-то о Христе, его начинают бить сильнее и приговаривают: «Послушание! Смирение! Это все твоя гордость!»

И что печальнее всего – русский человек уже видел все это за оградой Церкви. Это обычное поведение сильных мира сего в нашем государстве – они повторяют: делай что говорят и радуйся, бери что дают, а если не нравится, то ты неблагодарная скотина, не патриот, либерал, диссидент, гордец и чмо. У русского человека смиренная модель поведения отрабатывается с детства.

Терпеть подавление и несправедливость у нас обычное дело. И когда в Церкви тебе объясняют, что это вообще-то и есть духовная жизнь, — ну ладно, хорошо. Русский человек принимает это не по какой-то особой бесхребетности, а в силу советского и постсоветского воспитания. И до тех пор, пока эхо встречи со Христом еще не угасло в душе, человек будет покорно следовать этому лжеучению и плыть по течению. Будет всем уступать и подчиняться, думая, что служит Христу. Забросит профессиональный рост, перестанет читать литературу по специальности, интересоваться мировыми достижениями в своей области и вообще всем, что происходит в мире. Ни о какой карьере речь вообще не идет. Будет с тоскливой рожей таскаться по святым местам, одеваться как психически больной. Перестанет смеяться, шутить, общаться с друзьями.

И когда (а чаще если) такому человек встретится настоящий христианин, жизнью доказавший, что можно быть в Церкви и быть счастливым и радостным, часто изменения в жизни и уме зашли уже слишком далеко и человек не поверит, не поймет. А если и поймет, что перегнул с покаянием и смирением, то будет слишком поздно, с этих рельсов покаяния и смирения уже не съехать.

Получается, вся неофитская пора, самое яркое и интересное время рождения и взросления во Христе, в Русской Церкви оказывается скомканным и мутным.

Последствия вдыхания этих испарений чудовищны как для одной личности, так и для народа. И пользуются этими последствиями паразиты всех мастей – от собственного правительства до террористов.

В России смирение — это брать что дают и не вякать, а то могут вообще все отобрать. Смирение тут — это осознанное занижение планки во всех жизненных ситуациях. Но разве это может быть радостно? Радость эта наша обычно несколько особого свойства. Всегда с оговоркой «ну, могло быть хуже».

Смирение по-русски это:

  1. Могло быть хуже.
  2. Кому-то уже хуже.

Но подлинное смирение радостно. Ты принимаешь обстоятельства спокойно и с радостью не потому, что кому-то хуже, а потому, что ты не зависишь от обстоятельств или исхода ситуации. Ты увидел, что Царство Небес — это реальность. И никто не может ее отнять.

Считается, что смирение нельзя описать, т.к. смиренный человек себя смиренным не считает, а несмиренный о смирении не знает. Но если смирение — это важнейшая христианская добродетель и цель христианского пути, то как можно обойтись без конкретных критериев того, что это такое?

У нас принято ограничиваться описанием способов достижения смирения. Вернее, описанием обстоятельств, которые, как считается, способствуют достижению смирения.

Что же это за обстоятельства? Это скорби. Аксиомой является тезис о том, что для смирения нужно принимать тяжелые обстоятельства жизни так, будто ты всего этого заслуживаешь. «Это мне по грехам». «Это тебе для смирения».

В итоге смирение – эта духовная жемчужина – не может быть получена иначе как с помощью скорбей, болезней, унижений и издевательств со стороны окружающих.

Но человеку вменяемому не свойственно стремиться ко всему перечисленному. Наоборот, это все мешает жить, отнимает множество энергии, сил и времени. И все стараются жить так, чтобы в жизни не было болезней, скорбей, издевательств и унижений.

Как это можно совместить? Как можно одновременно идти в двух противоположных направлениях? Как можно стремиться к цели и одновременно избегать всего, что способствует приближению к этой цели? Но именно в такие условия поставлен человек, понимающий смирение как пассивное терпеливое перенесение зла, несправедливости и боли.

И если такой человек попадает в лапы к манипуляторам в рясах, он добровольно становится рабом настоятелей, игумений и старцев, получающих от этого свою выгоду, и сознательно или нет, но формирующих очередное поколение безвольных слабаков.

Смирение – спокойное принятие собственной жизни, без беспокойства, с ощущением полноты и мира.

Но и мои попытки сделать эти обстоятельства лучше – это тоже часть жизни. Я не пассивный созерцатель собственного существования. И мое сопротивление тем, кто ищет своей выгоды и для этого хочет сдвинуть меня в сторону, подчинить, унизить, навредить мне – это тоже часть моей жизни. И это тоже можно делать радостно и со смирением. Со спокойным осознанием того, что делаешь что должен, а Бог не выдаст.

Но если ты, как сказано, «в борьбу не вступил с подлецом, с палачом, значит в жизни ты был не при чем, не при чем». Ты не смирился, ты смалодушничал и нашел себе оправдание. Ты думаешь, что поступил хорошо, а на самом деле ты, возможно, предал себя и других. Там, где Бог поставил тебя на страже справедливости, доверил тебе быть Своим присутствием – ты струсил, убежал. И еще сказал после этого Богу: «Я сделал то, чего Ты хотел. Где моя награда? Не забудь».

Ты уверен, что проявил смирение, отбросил в сторону свое «я», подавил свой эгоизм. А на деле ты спасовал, отказался от личностного и профессионального роста, и твое место занял подонок, которому на всех плевать. Он не слышал никогда слова «смирение» и никогда не вспомнит о тебе. А ты будешь считать, что поступил по-христиански и что волны благодати, которые расходятся по вселенной от твоего великодушного поступка, сделают мир лучше, и в том числе растопят ледяное сердце того, кто наступил на твою жизнь и судьбу.

Спустя много лет и пройдя через десятки таких смиряющих ситуаций, ты обнаружишь себя на обочине жизни. И глядя на свои нереализованные возможности и запылившиеся таланты, и на благоденствие тех, перед кем ты смирялся, ты поймешь, что когда-то давно ты сам добровольно скачал себе в голову вирус, отключивший твое здравомыслие, волю и понимание смысла жизни. Имя этому вирусу – смирение. Или «смирение». Не имеет значения, в кавычках или без них. В любом случае в России сегодня именно смирение является источником огромного количества личных трагедий. Более того, массовое распространение и восприятие этой идеи привело к безволию и апатии всего народа. И это, разумеется, можно использовать. Делать можно практически что угодно. В первую очередь, конечно, грабить. Повышать цены, увеличивать налоги, отбирать льготы. Что они сделают? Выйдут на улицы? Объединятся? Скинут воров и поставят на их место честных?

Нет. Они не сделают ровно ничего. Почему? Потому что смиренные. Потому что в подсознании у каждого сидит, что как бы там ни сложилось, даже в самом крайнем случае, как бы надо мной ни издевались – я стерплю, промолчу, проглочу. Я этим сделаю доброе дело, я проявлю смирение и заработаю баллы для вечной жизни. И Бог когда-то потом мне хорошо заплатит.

Но действительно ли Бог так представлял себе развитие событий? Чтобы миром наслаждались беспринципные мрази, а порядочные люди беззвучно вздыхали, подавая им тапочки?

Но тогда получается, что христианам не надо вообще ничего. Главное – объяснить им про смирение. И все. Учиться, развиваться не надо. Защищаться и защищать слабых не надо. Главная задача – подчиняться сильным, смиряться. А за сильными не заржавеет, они не дураки, чтобы откровенно тиранить смиренных. Они понимают, что если занять позицию духовных лидеров или тех, кто к ним близок, можно не только жить припеваючи, но и слыть национальным героем и праведником.

Если объяснить человеку, что выполнение твоих задач — это смирение (а смирение, понятное дело, это подвиг), то возможности открываются безграничные.

Но Христос и Его Церковь тут вообще не при чем.

Мы имеем дело с сектой. Что-то вроде ветхозаветных фарисеев. Внутри РПЦ существует сектантская прослойка адептов покаяния и смирения, которые смрадом своего псевдобогословия отравляют атмосферу в Церкви. Именем Христа они пытаются заставить людей жить с комплексом исторической неполноценности, и поддерживают в них рефлекторную привычку во всем подчиняться властям, используя при этом понятия «покаяние» и «смирение». Из-за этой отравленной атмосферы те, кто внутри, медленно деградируют, а те, кто снаружи, интуитивно стараются держаться подальше.

Конечно, люди верят в Бога. Люди не верят, что Он такой изверг, каким его рисуют в РПЦ. А РПЦ в глазах людей становится аналогом КПСС.

Эта секта узурпировала право на «возрождение России», «духовно-нравственное воспитание», «духовные скрепы». Сами эти понятия, будучи порождением лживой и лицемерной системы ценностей, также стали ложью.

В попытках завладеть максимальным числом умов стали использовать патриотическую терминологию. В результате и ее нагрузили своими ложными смыслами. И теперь люди шарахаются не только от понятий «покаяние» и «смирение», но и от возрождения, патриотизма, духовности, подъема. Потому что все эти явления стали объяснять с позиций покаяния и смирения. Это как раковая опухоль. Ложь и подмена смыслов заражают все соседние области сознания. Скоро чашку кофе не выпьешь без покаяния и смирения.

Несомненно, кризис, в котором находится РПЦ, не бесконечен. Верю, что он скоро кончится. Желаю нам всем скорейшего исцеления. И подлинных покаяния и смирения, то есть изменения ума и мирного принятия обстоятельств жизни здесь и сейчас. И писать длинное оптимистичное послесловие мне лень.

Христос посреди нас!

И есть, и будет!

Рисунок Вячеслава Полухина

Читайте также:

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340

С помощью PayPal

Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: