Владимирский митрополит рассказал о пользе знания номеров заповедей и вреде чтения «Burda Moden»

5 августа 2020 Ахилла

Владимирский митрополит Тихон (Емельянов) известен своим риторическим искусством — видимо, в детстве отучился успешно в церковной школе.

Именно этому митрополит посвятил свою проповедь в день памяти пророка Илии, 2 августа. Оказывается, главная заслуга Илии в том, что он открыл церковные школы:

«И главное его деяние для нас с вами, что он открыл церковные школы для детей. И это произошло 3000 лет назад, поэтому у церковных школ очень древняя история. Эти школы, которые открыл пророк Илия, назывались пророческими. Оттуда выходили пророки — помазанники Божии, которые знали прошедшее, будущее, которым была открыта совесть каждого человека. Они могли обличить человека, сказать ему его недостатки, потому что сами мы себя оправдываем, все прощаем сами себе, и поэтому в таком положении человеку трудно исправиться, покаяться и встать на правильный путь жизни.

И вот, пророк Илия ходил, проповедовал и понял, что очень важна школа. Если школы не будет, то не будет никакой духовной жизни. Хотя бы лидеры церковные должны знать все духовное учение по порядку. Поэтому и для нас важны эти школы: и воскресные, и гимназии, и семинарии. И оттуда уже выходят люди, которые знают, правильно понимают и сохраняют святоотеческое православное вероучение. Каждый монастырь и каждый приход — это духовная школа».

Без церковных школ вообще удивительно, как до сих пор дожило российское государство:

«И поэтому, когда сейчас уже все возможно, и открыты воскресные школы, а родители не отдают туда своих детей, и они учатся в обычной светской школе, то просто удивляешься, как же вы хотите из ваших детей получить полноценных членов Церкви, граждан государства воспитать. Государство ставит задачу воспитать совестливых и ответственных граждан, чтобы не полиция, прокуратура и следственный комитет разбирались с нашей деятельностью, а чтобы совесть контролировала каждого человека. Не убей, не укради, не пожелай плохого, чти своих родителей — это простой Закон Божий».

Митрополит Тихон посетовал, что даже священники и монахи не все знают номер каждой заповеди в Декалоге и заповедях блаженств:

«Десять всего строчек — начинаешь спрашивать, даже священников, и не все по порядку могут называть, а уж если мирян спрашивать… Вот я по монастырям часто езжу и спрашиваю: „Матушки, расскажите мне о Заповедях блаженств, какая же восьмая заповедь“? Все становятся в тупик. Как же мы должны соблюдать заповеди, если мы их не знаем? И почему они именно в таком порядке Спасителем предложены для нас, Его последователей?»

Сразу вспоминается хрестоматийное:

«По закону божию поп всегда ставил Павке пять. Все тропари, Новый и Ветхий завет знал он назубок: твердо знал, в какой день что произведено богом. Павка решил расспросить отца Василия. На первом же уроке закона, едва поп уселся в кресло, Павка поднял руку и, получив разрешение говорить, встал:

— Батюшка, а почему учитель в старшем классе говорит, что земля миллион лет стоит, а не как в законе божием — пять тыс… — и сразу осел от визгливого крика отца Василия:

— Что ты сказал, мерзавец? Вот ты как учишь слово божие!

Не успел Павка и пикнуть, как поп схватил его за оба уха и начал долбить головой об стенку. Через минуту, избитого и перепуганного, его выбросили в коридор» (Н. Островский «Как закалялась сталь»)

Но знать надо не только номера заповедей, но и все байки про Великую Отечественную войну и место православных в ней:

«Вот, архимандрит Кирилл Павлов, защитник Сталинграда, Герой Советского Союза, он рассказывал: в доме Павлова, во время жутких боев он нашел Евангелие обожженное, опаленное. Когда прочитал от начала до конца — понял и смысл своей жизни, и смысл жизни нашей страны, и смысл существования всего человечества — все там написано», — объяснил архиерей.

Конечно, для выпускника пророческих трехтысячелетних церковных школ неважно, что архимандрит Кирилл (в миру Иван) Павлов и герой Советского Союза сержант Яков Павлов — это абсолютно разные люди, хотя в биографии лаврского духовника и упоминается, что он действительно участвовал в Сталинградской битве в звании лейтенанта и нашел Евангелие в развалинах одного дома, но приписывать ему заслуги другого человека все же лишнее, даже для пророка в белой шапке.

Но митрополиту Тихону книжки по истории читать некогда, он занят обличением того, что читают его прихожанки:

«Начинаешь спрашивать на исповеди: читаете ли Евангелие? — Батюшка, я то стираю, то готовлю, то убираю, — некогда Евангелие читать. Значит, есть у вас другие интересы: какие-то другие книги, телефон. Какое самое популярное чтение в России? Больше всего миллионными тиражами выписывают журнал „Бурда Моден“. Не Евангелие. Всем хочется быть красивыми, богатыми».

Откуда у митрополита такие познания о тиражах модного журнала осталось загадкой.

Продолжая проповедь, митрополит еще раз подчеркнул, как важно существование церковных школ, в частности семинарий:

«Поэтому мы благодарим сегодня святого пророка Илию, что он открыл церковные школы. Духовной жизни тоже учатся в школе. Каждый храм — это школа благочестия. Поэтому мы готовим наших священников, хотя они молодые, но опыт черпают из книг, учебников, пособий по духовной жизни. Каждый год в семинарии изучают множество предметов. Все это для того, чтобы они потом могли прийти и вам рассказать о духовной жизни».

Про семинарии митрополит недаром так усердно проповедует, с намеком — недавно телеграм-канал «Церквач» публиковал документ, в котором митрополит, начавший строить «епархиальный дом» для себя в элитном месте за сто миллионов рублей, просит у народа денег на содержание епархиальных структур и в том числе семинарии.

На всякий духовный случай не забыл митрополит в проповеди походя пнуть и католиков с протестантами, за то, что они молятся с комфортом:

«Вот мы приходим в храм и видим Распятие Христово. Это католики или протестанты молятся сидя, чтобы было комфортно. А ведь даже к простому земному начальнику приходишь и то не садишься, пока он не предложит. А здесь перед Распятием сесть и просить „подай, Господи“, что Он — золотая рыбка? Мы приходим со своими грехами и хотим, чтобы Он простил нам прегрешения. Приходишь к начальнику, он говорит: „присаживайтесь“, а мы говорим: „да мы постоим, но исполните наше прошение, пожалуйста“. Мы должны понимать, что в храм мы пришли не для того, чтобы себя помучить, а мы пришли, чтобы исходатайствовать прощение за все наши грехи. А чтобы их исходатайствовать, нужно еще сознание иметь, что же мы натворили против Закона Божия, что не так мы в своей жизни совершаем — и это принести на алтарь покаяния пред Богом».

Особенно забавно проповедь про комфортное сидение перед Богом звучит из уст того, кто больше всех сидит во время богослужения — сначала в центре храма на седалище, потом в алтаре на горном месте, в то время как бабушки смиренно стоят, опираясь на палочки, в присутствии бородатого начальника-пророка, который собою «олицетворяет Христа», как учат духовные люди в семинариях.

Читайте также:

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: