«Воины света и духа», или Мастер-класс пропаганды милитаризма от телеканала «Спас»

21 февраля 2019 Алексей Плужников

На телеканале «Спас» вышла очередная передача «До самой сути», где ведущая Елена Жосул и ее гости, накануне 23 февраля, обсудили вопросы, связанные со взаимоотношениями РПЦ и армии: вопрос строительства «главного храма вооруженных сил РФ», вопросы освящения оружия, воспитания патриотизма, вопрос, с кем Бог — с победителями в войне или с проигравшими. Давайте и мы обратим внимание на самые любопытные моменты в этом замечательном мастер-классе по пропаганде милитаризма, смешению понятий христианства и идеологии, а также уникальному жонглированию логикой, когда из любой темы и вопроса с необходимостью вытекает один, заготовленный ответ: храму вооруженных сил — быть!

На вопрос ведущей, почему общество неоднозначно восприняло известие о строительстве «главного храма Вооруженных сил РФ», отвечает протоиерей Леонид Калинин, член Патриаршего совета по культуре. Согласно его мнению, общество просто недостаточно информировано, на самом деле это храм «в честь великой победы в Великой отечественной войне». И собираются архивные данные для того, чтобы «каждый участник войны был там помянут». «Тот полк, который был в строю, переходит в разряд „бессмертного полка“. … Храм — это материальная реализация памяти о всех погибших».

А выступают некоторые против храма не только потому, что мало информированы, но и потому, что всегда есть те, «кто заведомо против Церкви и против патриотизма».

На вопрос, зачем нужен такой огромный храм, с такими затратами, отвечает писатель, лауреат Патриаршей премии по литературе Виктор Николаев:

«Молитва — это оружие. Священник всегда был в армии, благословлял на бой, благословлял терпеть боль». Строительство этого храма нужно, чтобы «поддержать значение молитвы и воинства в нашей державе».

Писателя поддержал «ветеран локальных войн и вооруженных конфликтов» Владимир Азаров, напомнив, что на Руси всегда было принято строить храмы после значимых военных побед.

Юрий Никифоров, заведующий кафедрой истории, философии и культурологии МГГУ им. Шолохова, поддержал предыдущих ораторов, сказав, что критиковать строительство подобного храма — значит «критиковать всю нашу историю, традицию, культуру». А если такие критики и существуют (самому Никифорову не приходилось таких встречать), то «эти люди чужие нашей стране, нашей родине», или это те, кто «специально раздувает информационные кампании» против «патриотизма, укрепления нашего государства и укрепления нашей нравственности».

Инок Киприан (Бурков), Герой Советского Союза, афганец, предложил подумать противникам храма: «Если они идут в бой и знают, что имеют шанс погибнуть, — они захотят Богу помолиться? Как они себя будут чувствовать, что они будут убиты и больше никогда на этом свете не появятся? … Это страшная картина! Поэтому на войне вообще вопрос не стоит: надо ли Богу молиться, есть ли Он или нет Его, нужен ли храм или нет».

Ведущая Елена Жосул, как грамотный пропагандист, формулирует вопрос: «Вспоминается фраза: не бывает атеистов в окопах под огнем. Вы согласны с этим, что то, что сегодня происходит, это вполне естественный, не навязываемый, не бюрократический процесс, а ответ на потребность воинства?»

Константин Сивков, первый вице-президент Академии геополитических проблем, доктор военных наук, признался, что пришел к Богу через свои военно-научные исследования, и сейчас вера в Бога лежит в основе его мировоззрения как ученого. Как считает Сивков, «сегодня в России, да и в мире, пожалуй, под маркой плюрализма мнений внесен полный раздрай, разрушение мировоззренческой сферы общества. Возможность гулять по умам самым диким мировоззренческим системам закреплена в обществе как данность. Это порождает социально-политическую деструкцию общества, является мощнейшим инструментом развала страны». Плюрализму мнений Сивков предлагает противопоставить — «с практической точки зрения» — христианство, которое «является важнейшим инструментом социальной стабильности общества», то есть христианство необходимо государству для поддержания стабильности. Поэтому главный храм армии «жизненно необходим», особенно в честь «самой главной» победы — победы в Великой отечественной войне. Именно поэтому храм Христа Спасителя, построенный в честь победы над Наполеоном, не может считаться этим главным храмом, а нужно построить новый, так как вторая отечественная война намного важнее первой.

Еще доктор военных наук вывел формулу трех столпов власти, или, скорее, трех видов власти: «самая слабая» — это власть силы, власть принуждения, следующая — экономическая власть, и самая сильная — «власть духовная», «власть веры, когда человек в силу своей веры совершает поступки, которые должен совершить. Вооружение наших людей этой верой — это очень важно».

Елена Жосул задает вопрос по поводу освящения священниками оружия, «которое, по мнению скептиков, несет смерть и разрушение».

Протоиерей Леонид Калинин считает, что нет разницы принципиальной между пиками и мечами, с одной стороны, и современным оружием — с другой, важно то, «ради чего оно применяется»:

«Русь Святая не случайно была названа святой — она не участвовала в каких-то варварских войнах, она не участвовала в том, что было противно христианскому духу. Потому что и наши военачальники, и цари, и даже в советское время — казалось бы, безбожное, — вступили в схватку с таким врагом, который ставил перед собой задачу и уничтожения русского народа, и уничтожения веры, уничтожения христианства в принципе». В общем, отец Леонид уверен, что оружие Святой Руси — это то, «которое защищает, пресекает зло — мы так понимаем нашу армию, так верим в нее. Это предназначение Руси — пресекать зло, никогда в нем не участвовать».

Поддержал священника и историк Юрий Никифоров, сказав, что в Российской империи в народе «на подсознательном уровне сформировалось неприятие агрессивных, захватнических, империалистических войн и конфликтов, нежелание людей в них участвовать». С точки зрения Никифорова, наши правители всегда действовали вопреки эгоистическим интересам, как то было принято у западных правителей, а всегда стремились поддерживать слабых, малые народы, как, например, это было с Афганистаном. И Никифоров согласен с депутатами, которые хотят пересмотреть отношение к тем событиям.

Инок Киприан, участник афганских событий, напомнил, что «мир во зле лежит, и нам добра никто не желает» и что «вокруг нас находятся те страны, которые хотят нас как минимум подчинить, а вообще — уничтожить».

Ведущая спрашивает, есть ли сейчас в обществе запрос на патриотизм.

Актер Виталий Абдулов уверен, что «безусловно есть», но и соглашается, что этот запрос «мы, взрослые, слегка превышаем», потому что если не патриоты сейчас будут воспитывать новое поколение, то «найдутся другие лидеры, которые будут внушать другие вещи, — чаще всего не те, которые нам нужны».

Инок Киприан считает, что запрос надо формировать. Вот не было в девяностые запроса на патриотизм, поэтому «афганцев смешали с грязью, офицеров били на улицах. Кто? Наш народ, представители его». Поэтому хорошо, что государство сейчас взялось за патриотизм, потому что «патриотизм — это любовь к родине, к ближнему, ведь родина — от слова „род, родители, родня“».

Писатель Виктор Николаев подтвердил, что у молодежи сейчас есть запрос на патриотизм, и начал рассказывать примеры про Евгения Родионова, про обожженного солдата, который чудом оставался жив, потому что у него была вшита иконка под воротничок, и про казаха, который покрестился перед поездкой в Чечню и там совершил подвиг, будучи при этом дважды смертельно раненым. И везде теперь вместо ленинских комнат есть иконы, «народ идет к этому». «Или как наши ребята, когда заканчивалась Чечня, которые в ночном небе Грозного трассирующими пулями написали „Христос воскресе!“ — и пули ушли, а надпись голубая еще висела и осталась…»

Поэтому, сделала вывод ведущая, «у нас в армии должно быть священников в несколько раз больше».

Владимир Азаров, ветеран локальных войн, отметил, что раньше у нас была идеология, а сейчас нету, но все равно в обществе «какая-то идеология нужна: коммунизм, атеизм, патриотизм. Вот и сейчас обращение к христианству является основным запросом общества, потому что мы должны чем-то жить, мы должны обязательно жить верой».

Константин Сивков напомнил, что священники перед падением Российской империи были «начетниками», и политруки перед падением Советского Союза были такими же «начетниками», и «надо это четко понимать. Противоречия между социалистической, коммунистической идеологией и религией православия нет никакого… они более гармонируют, чем капитализм с религией».

Протоиерей Леонид Калинин тоже напомнил, что при крещении ребенка мы сразу называем его «воином Христовым»: «Христианин — это воин света, воин Божий. И нужно воспитывать людей так, чтобы они могли чем-то гордиться, и, вспоминая подвиги воинов прошлого, сами становились такими же мужественными, твердыми, светлыми и осознанными воинами Божьими. Вот тогда у нас будет сила в нашей стране, та сила, которая делает нашу страну непобедимой. Мы — часть народа-победителя, мы городов своих противнику не сдавали, а если и сдавали, то чтобы нанести противнику сокрушительный удар. И первый удар, первое сокрушение — это в духе, мы должны духовно победить, и тогда победа придет в этом, видимом, трехмерном уровне».

«Поэтому мы имеем право построить такой храм», — вывел итог батюшка. В общем, этот храм и гордость за предков-победителей поможет нам получить «не сброд молодняка от компьютеров», а тех, у которых будет «стержень» гордости за предков, «сделавших нашу страну величайшей страной мира». А военный священник должен научить молодых солдат разбираться, «где свет, а где тьма».

Инок Киприан, как бывший офицер и воин духа, объяснил, что такое сила духа: «Мы же знаем выражение: побеждают сильные духом. Вот бандеровцы — разве они не считают себя патриотами страны? Конечно, еще какими! И мы себя считаем. А разница есть между нами и ними? Есть. А фашистские солдаты? У них на ремнях было написано „с нами Бог“ — был ли Бог с ними? Вот если бы Он был с ними, тогда бы над Кремлем развевался бы фашистский флаг. Но Бог был с нами, поэтому знамя победы мы водрузили в Берлине».

Читайте также:

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: