Возможно ли заражение через святыню
3 апреля 2020 протоиерей Александр Усатов
Пандемия нового коронавируса буквально раскрыла «ящик Пандоры». Вдруг священники и миряне начали ожесточенно обсуждать возможность передачи инфекции через Святые Дары. Для многих сама постановка такого вопроса стала поводом исповедать свою искреннюю веру и преданность Господу, а заодно заклеймить как кощунников и неверующих тех, кто мыслит иначе.
Известные и авторитетные священнослужители в один голос стали цитировать слова преп. Ефрема Сирина, что «Тайны Христовы — бессмертный огонь» (Против исследователей естества Сына Божия). Соответственно, дескать, «через огонь нельзя передать заразу, через причащение из одной Чаши, в которой находятся Святые Огнеподобные Тайны, невозможно заразиться никакой болезнью. В огне не могут сохраняться возбудители болезней, а все подобные страхи нужно расценивать как маловерие и в них каяться» (Пантелеимон (Шатов), еп. О причастии заразных больных одной лжицей).
Хотелось бы уточнить, как долго этому Церковь учит? Это учение содержится в Священном Писании? В каноническом корпусе? В творениях великих святых отцов?
Попробуем в этом разобраться.
- Может ли Таинство нести вред духовно неподготовленному человеку?
Начнем с ветхозаветных книг. Как прикосновение к Ковчегу Господню влияло на людей?
«И собрали к себе всех владетелей Филистимских, и сказали: что нам делать с ковчегом Бога Израилева? И отправили ковчег Бога Израилева в Геф. После того, как отправили его, была рука Господа на городе — ужас весьма великий, и поразил Господь жителей города от малого до большого, и показались на них наросты… И те, которые не умерли, поражены были наростами, так что вопль города восходил до небес» (1 Царств 5:8-12).
Мы не знаем, что это были за «наросты» в биологическом плане, но отметим, что Господь поразил всех мужчин, от мала до велика, хотя решение о принесении Ковчега принимали филистимские правители. Иными словами, здесь трудно найти идею личного воздаяния за неверное отношение со святыней.
В Новом Завете ап. Павел описывает внешне схожую ситуацию: после Причащения многие христиане «немощны и больны и немало умирает» (1Кор.11:29,30). Конечно, здесь идет речь не про вирусы и бактерии, но нам важен сам тезис, что от Таинства причащения нельзя ожидать «исцеления души и тела» в каждом первом случае, ведь причастие «опаляет недостойныя», а в Иуду Искариота в результате «вошел сатана» (Ин.13:27).
В настоящее время люди применяют магический подход не только по отношению Евхаристии, но и ко всем Таинствам, когда кажется, что само по себе участие взрослого человека в Таинстве принесет ему Благо, независимо от степени его духовной восприимчивости к благодати Божьей, состояния воли и понимания происходящего. Однако мы знаем, что в любом Таинстве благодать Божия или просвещает душу человека, или же опаляет, если тот не готов её принять.
В христианском богообщении нет механицизма. Здесь не найти той древней, как первородный грех, ложной языческой посылки: если я совершил Таинство, то оно должно «сработать», и Господь, в ответ на мои действия, просто обязан дать мне то-то и то-то. В Церкви Христовой нет места магизму — как принуждению Божества.
Потакание магическому подходу к Таинствам может привести к духовной катастрофе:
— когда духовный отец будет на Исповеди произносить: «прощаю и разрешаю», а Господь скажет: «а Я осуждаю» (Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению);
— когда человек перед Крещением «не приготовил себя к добродетелям», для него «не мал страх, как бы лекарство не стало язвою» (Иоанн Златоуст, свт. Огласительные гомилии), а «вода останется водою» (Григорий Нисский, свт. Большое огласительное слово, гл. 40). Если ты лицемеришь, «то люди крестят тебя ныне, а Дух не крестит тебя» (Кирилл Иерусалимский. Поучение огласительное 17, 35-36).
Итак, участие в Таинстве неподготовленного человека может принести ему вред или даже стать причиной болезни и смерти.
- Вещество Таинства не подвержено порче и влиянию болезнетворных агентов?
Очень сложно дать ответ на этот вопрос на основании Писания и святых отцов. Ведь в древности ничего не знали о существовании вирусов и микробов.
Но уже в ветхозаветных текстах сказано о «язве проказы на доме» (Лев.14:34). В отличие от вирусов, эту «нечистоту» можно было легко идентифицировать визуально: «осмотрев язву, увидит, что язва на стенах дома состоит из зеленоватых или красноватых ямин, которые окажутся углубленными в стене» (Лев.14:37). Эта «язва» распространялась по стенам дома (Лев.14:39) и «цвела на доме» (Лев.14:43).
Православные христиане знают, что при ненадлежащем хранении просфоры на ней появляется плесень, после чего такую поврежденную просфору приходится сжигать в чистом месте или опускать в реку.
Что касается Таинства причащения, любой священнослужитель подтвердит, что Агнец для Литургии Преждеосвященных Даров очень часто сыреет и покрывается плесенью — невидимыми нитями мицелия плесневых грибов (поэтому удалять участки с плесенью бесполезно).
Ученые утверждают, что наряду с видимой плесенью там могут поселиться до сотни видов плесневых грибов, которые выделяют ядовитые вещества — микотоксины, которые могут вызвать острое отравление, а в долгосрочном плане могут оказывать канцерогенное действие.
Как же этот факт из церковной практики согласовать с тезисом о том, что Св. Дары — это «огонь», который опаляет любые возбудители болезней?
Кроме плесени мы знаем о фактах попадания в Св. Чашу насекомых, например, мухи, паука или чего-то ядовитого (отчего и появился обычай отгонять от Потира насекомых с помощью рипид).
Кстати, про яд. В Истории Церкви был чудовищный случай убийства через причащение: «До царя дошла весть, что могущественный государь того времени, грузинский царь Давид, состоявший в особенном договорном отношении к Византии, погиб насильственной смертью, и притом при исключительно редких обстоятельствах. Ему была поднесена отрава архиепископом Иларионом в св. причастии, причинившая Давиду мучительную смерть в Пасху тысячного года» (Успенский Ф.И. История Византийской империи. — М., 1997, Т. 2. С. 433).
В «Известии учительном» говорится о случае, когда во время причащения священник обнаружит «негодность» Агнца. Священнику предписано произвести заново освящение Агнца из иной просфоры. Там описан случай, когда Св. Дары «растлеются, т.е. хлеб заплесневеет и вино станет кислым, так что станут непригодными к потреблению».
В «Известии» упоминается и такой вариант, когда священнику бывает страшно и омерзительно поглощать вместе с Кровью из Чаши насекомое. В таком случае его надлежит извлечь из Потира и сжечь. При этом насекомое необходимо предварительно омыть вином, которое впоследствии не потребляет диакон, но выливается в реку (заметим, что это вино смешалось со Св. Кровью).
В древности существовало еретическое учение, согласно которому «тело Христа от самого момента соединения совершенно нетленно и божественно и что Он имеет одно свойство — божественное и бесстрастное». Преподобный Анастасий в диспуте с гайанитом пытался вывести его из заблуждения или, по крайней мере, отстоять православное учение. Участвующий в диалоге еретик утверждал так: «мы истинно вкушаем само Тело и Кровь Христа Сына Божия». На это преподобный предложил Святое Тело и Кровь Господню положить в сосуд для того, чтобы посмотреть, не испортится ли оно. И, исходя из результатов, понять, кто прав, а кто нет. «Если оно не изменится и не испортится, — говорит преподобный, — то станет очевидно, что вы справедливо проповедуете, что Христос от самого момента соединения существуют совершенно в нетленности» (Анастасий Синаит, преп. Путеводитель. XXIII).
Таким образом, для преп. Анастасия было очевидно, что Св. Дары могут испортиться, и этот факт он использовал в полемике с монофизитами (афтартодокетами).
- Пьянеет ли священнослужитель после потребления Св. Даров?
В 2012 году Святейший Патриарх Кирилл запретил священнослужителям после потребления Святых Даров садиться за руль автомобиля. По словам патриарха, обязанность доставить священника домой ложится на тот приход, в котором служит клирик.
Вслед за Патриархом Кириллом этот вопрос поднял и Управляющий делами Московской патриархии, митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий. По его словам, имеются случаи, когда священники садятся за руль в нетрезвом виде — «как они говорят, после потребления Святых Даров». «Естественные свойства вина в причастии не меняются, поэтому все негативное влияние, что оказывает алкоголь на организм человека, имеется и в этом случае. Для общества священник за рулем после потребления причастия является таким же пьяным, что и человек после употребления обычного спиртного. Некоторые священники пытаются этим обстоятельством как якобы смягчающим вину прикрываться, выставляя на поругания святое Таинство Церкви», — сказал иерарх.
Таким образом, священноначалие РПЦ признает «негативное влияние» алкоголя в причастии на христианина.
- В настоящих условиях медики выявляют особую реакцию людей на глютен (около 1% населения) и на алкоголь.
В первом случае можно говорить о целиакии (глютеновая энтеропатия) — генетически обусловленное хроническое заболевание, связанное с непереносимостью белка некоторых злаковых культур (пшеницы, ячменя, ржи), называемого глютеном (клейковиной). У больных целиакией глютен вызывает иммунную реакцию в тонком кишечнике, что со временем приводит к воспалению. Человек с таким диагнозом не может причащаться из общей Чаши даже одной Кровью, поскольку даже микроскопическая частица глютена, попавшая в лжицу, представляет для него огромную опасность. В быту врачи требуют, чтобы безглютеновые продукты даже готовились в отдельной посуде, где никогда, например, не варились обычные макароны. Никакого лечения целиакии не существует, кроме пожизненного соблюдения безглютеновой диеты.
Впервые причащаться из отдельной Чаши без частиц Тела Христова взрослых и детей с диагнозом «целиакия» смогли в Москве в Домовом храме святой мученицы Татианы при МГУ им. М.В. Ломоносова в 2015 году.
Что касается алкоголя, то чаще всего вызывает аллергии красное вино. Аллергическая реакция может быть спровоцирована одним из ингредиентов, входящих в состав спиртного напитка, или используемым сырьем. Аллергия на алкоголь может быть вызвана даже плесенью, которая образуется на пробке винной бутылки.
- Может ли вещество Таинства уничтожить новый коронавирус?
Профессор МДА А.И. Осипов в очередной раз обнаруживает поразительное невежество в научной сфере. Он заявляет, что «причастие — это же вино… И оно, если хотите, служит тем элементом, который дезинфицирует. Так что можете не беспокоиться».
Здесь перепутаны две вещи: 1) если обрабатывать руки дезинфицирующим средством, содержащим 60-95% спирта, то это уничтожит вирус на поверхности рук, и 2) употребление алкоголя не поможет предотвратить заражение коронавирусом COVID-19.
- Священнослужители утверждают, что никогда не заражались после потребления Св. Даров.
«Ни разу я не слышал, никогда, чтобы произошло какое-то заражение от причащения» (А.И. Осипов).
В данном случае мы сталкиваемся с так называемой «систематической ошибкой выжившего», когда берутся данные от выжившего, а не от тех, кто не выжил. Священники регулярно умирают от различных инфекций, многие из них страдают от хронических заболеваний. Так что заявление известных священников, что они 10-15 лет потребляли Св. Дары и не заразились, можно рассматривать как частный случай (скорее всего, у этих священников иммунная система неплохо работает). К сожалению, такие безответственные заявления могут привести к гибели реальных людей.
В качестве примера вспомним, что туберкулезная палочка попадает в организм человека разными путями в течение жизни, и она там может сохраняться в латентном (спящем) состоянии, не причиняя никакого вреда. И никто в итоге не поймет, где именно человек заразился туберкулезом (мне известно, что от этого недуга страдают алтарники, прихожане и даже члены священнических семей).
Это также касается стафилококка и вируса герпеса. Заразившись однажды, человек становиться носителем и источником герпеса на всю жизнь.
Иными словами, почти невозможно определить, кто из священников мог заразиться в алтаре и стал обычным носителем «заразы», а кто из них всё-таки заболел и впоследствии умер.
- Где граница чудесной «обеззараживающей силы» Таинств?
Если Св. Дары якобы уничтожают возбудителей любых болезней, то где прекращается действие этой чудесной силы? Может ли человек заразиться собственно через лжицу или потир? А если речь идет о плате (платке), который используется при причащении? А вдруг человек чихает возле Св. Чаши? Может ли рядом стоящий человек заразиться?
На это митрополит Иларион (Алфеев) отвечает так: «Мы не сомневаемся в том, что в Святых Тайнах присутствует Сам Бог, но Святые Тайны преподаются верующим в сосудах, которые не защищены полностью от того, чтобы через них могло передаться какое-то заражение. Именно поэтому принимаются меры по дезинфекции священных сосудов, принимаются особые меры предосторожности при причащении Святых Христовых Таин». О подобной практике упоминал преподобный Никодим Святогорец. Для причащения больных чумой использовали отдельную Чашу. Этот сосуд вместе с лжицей после их использования омывали уксусом, а уксус выливали в алтарный колодец.
А что сказать про иные Таинства и обряды?
Во время Крещения священник несколько раз прикасается к крещаемому человеку. Возлагает руку, помазывает маслом и миром, погружает в воду, омывает миро и постригает волосы. Постоянный контакт с христианином (а также со всеми соучастниками) бывает и при совершении Таинства Соборования, когда одной кисточкой священник может помазать сотни человек, да еще и семь раз подряд. Подобное мы видим и на полиелее при помазании прихожан маслом.
- Агиасма и святая вода
Православные верят, что освящение воды на праздник Крещения Господня — это великое чудо и по значимости сопоставляют этот чин с иными таинствами Церкви.
При этом существует миф, будто крещенская вода не портится. В Типиконе сказано: «и знамение бывает явственное, не растлевающуся вод оных естеству долготою времене».
Однако существуют факты, противоречащие такому утверждению о способности крещенской воды противостоять разрушительным влияниям «заразы».
Например, в 2008 году в Иркутске люди отравились святой водой, загрязненной стоками и омывающей могильники. Тогда за медицинской помощью обратились 269 человек, из них 60% — дети. Госпитализированы 125 заболевших. Эпидемиологическое расследование установило, что причиной массового отравления стала вода из источников возле храма и из водно-болотного комплекса в округе Иркутска. Анализ проб воды в источниках и проруби подтвердил, что она не соответствует гигиеническим нормам. В одной из двенадцати отобранных проб выявлен антиген ротавируса. Лабораторные анализы выявили наличие ротавирусной кишечной инфекции у 18 заболевших. Кроме того, в воде зафиксировано двойное превышение содержания хлоридов и азотной группы, что указывает на фекальное загрязнение воды.
О чем говорит этот случай? Большинство людей приносят в храм для освящения чистую воду, которая впоследствии может, как говорится, зацвести. Но в воде может присутствовать множество вредных для человека примесей. Чаще всего это хлор, пестициды, нитраты, органические соединения, бактерии, а также тяжелые металлы. В описанном случае был ротавирус. Во время освящения воды её физические свойства не меняются, примеси, микробы и вирусы при этом не уничтожаются.
- Иконы и микробы
Стремление православных христиан поцеловать в храме каждую святыню (иконы, распятие, св. мощи и живых прихожан) не нуждается в описании. Ещё в VII веке Анастасий Синаит писал о таком обычае: «войдя в церковь, перецелует все иконы».
Но икона — это окно в небесный мир, а не сгусток небесно-огненной энергии, который отгоняет мух и «заразу». Недаром принято протирать поверхность икон одеколоном и иными дезинфицирующими средствами.
В Сети описан эксперимент, в рамках которого были взяты на анализ смывы с икон из московских церквей, полученные микроорганизмы вырастили и визуализировали. Большинство из них условно-патогенные организмы: стафилококки, стрептококки, синегнойные палочки, кишечные палочки. Участница проекта так описала свои мотивы: «если я это стекло целую, я имею право знать, что на нем». «Вера тех, кто каждый день ходит в церковь, сильнее мысли о том, что икона грязная. Моя напарница сама целовала иконы в церквях. После проекта сказала, что в следующий раз дважды перед этим подумает» («Я провела бактериальный анализ московских икон»).
- Ладан
С одной стороны, даже небольшие количества дыма ладана обладают антидепрессивным действием, подавляя страхи и тревоги. Ладан опьяняет прихожан за счет ацетата инценсола, входящего в его состав. Найден и рецептор клеток мозга, отвечающий за его усвоение. Учёные выяснили, что этот компонент дыма связывается с рецептором, способным регулировать возбуждение нейронов мозга.
В то же время среди отрицательных эффектов ладана — возможное слабое канцерогенное действие, из-за чего европейские политики даже начинали обсуждать вопрос о запрете использования ладана в церковных службах.
- Ложное отношение к чудесам
После рассмотрения различных ситуаций, связанных с Таинствами и т.н. «поветриями» и «заразой», стоит рассмотреть более общий вопрос относительно чудес в жизни христиан.
Удивительно, что современные проповедники поддерживают странное учение о том, что каждый православный может ожидать совершения чуда 1) регулярно и 2) в отношении его лично.
По учению святителя Игнатия (Брянчанинова), требование чудес для себя — это признак прелести и «плотского мудрования о чудесах». Что такое — плотское мудрование? Это — образ мыслей о Боге и о всем духовном, заимствованный человеком из его состояния падения, а не из Слова Божия. Свойство вражды Богу и противления Богу, которым заражено и преисполнено плотское мудрование, с особенною ясностью высказывается в «требовании от Богочеловека чудес по понятию лжеименного разума» (Игнатий (Брянчанинов), свт. О чудесах и знамениях).
Может ли святыня автоматически уничтожать инфекцию? Как может идти речь о гарантированном и внешне воспринимаемом чуде? Кто может указать на подобные чудеса в Библии и церковной истории?
Недопустимо искушать Господа, требуя сотворить чудо для спасения жизни. Ведь именно это предлагал диавол Спасителю: «Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего» (Матф.4:5-7).
Не все христиане стараются применять к себе это наставление Христа. В качестве примера приведем описание трагедии, происшедшей в США. В сети содержится рассказ, как проповедник Мак Волфорд пытался показать своей пастве, что для истинно верующего змеиный яд не страшен, и умер от смертельного укуса змеи.
Что же им двигало? Попытка применить к себе обещание Спасителя: «уверовавших же будут сопровождать сии знамения: будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им» (Мк. 16:17-18). Например, ап. Павел взял в руку змею без всякого для себя вреда (Деян. 28:5). По поводу яда блаж. Феофилакт Болгарский добавляет: «Ибо многие, выпивая яд, силой крестного знамения сохранялись невредимыми».
Здесь впору задаться вопросом: стоит ли пытаться совершать великие чудеса, которые совершались в древности силою крестного знамения? На рубеже IV-V веков святитель Иоанн Златоуст признавал, что «знамения» уже упразднились, и христианам стоит стремиться приобрести не дары, а плоды Духа, которые больше знамений: «Итак, мы ничего не потеряли, если только захотим быть внимательными. Главные блага мы получаем в крещении: отпущение грехов, освящение, причастие Духа, усыновление, вечную жизнь. Чего же еще хотите? Знамений? Но они упразднились. Ты имеешь веру, надежду, любовь, которые пребывают; их ищи; они больше знамений» (Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Деяния апостольские. С. 354).
Святитель Игнатий (Брянчанинов) также указывал на отсутствие необходимости в знамениях для христиан последних веков: «Итак, я в знамениях не нуждаюсь. Почему это? Потому что научился веровать благодати Божией и без знамений. Неверующий нуждается в доказательстве; но я, верующий, нисколько не нуждаюсь ни в доказательстве, ни в знамении» (Игнатий (Брянчанинов), свт. О чудесах и знамениях).
И последнее. Правда ли, что Бог желает, чтобы каждый христианин был исцелен и избавлен от возможности заражения? Нет. Апостол Павел тяжко болел и просил трижды Бога об исцелении. На что Господь ответил: «довольно для тебя благодати Моей: ибо сила Моя в немощи совершается» (2 Кор. 12:9).
Исходя из краткого обзора такой сложной темы, можно сделать вывод: «Если где-то какие-то люди, настоятели храмов или монахи, рассылают всякие сообщения о том, что, мол, у нас все как прежде и никаких мер предосторожности не принимается, потому что мы верующие и полагаемся на Бога, то все эти заявления являются, по меньшей мере, безответственными, а если говорить на церковном языке, то они являются преступными. Потому что они демонстрируют, во-первых, пренебрежение к воле Священноначалия, а, во-вторых, пренебрежение к людям» (Иларион (Алфеев), митр. Проповедь в храме в честь иконы Божией Матери всех скорбящих Радость 22.03.2020 г.).
Ожидание чудес «здесь и сейчас» невозможно назвать традиционным для Православия. Не станем искушать Господа Бога своего…
Читайте также:
- Церковь и микробиология
- Если Господь дал нам медицинские знания, то это уже Его дар и чудо
- Вирус и евхаристическая чаша: проблема предсказуемого чуда
- Аргументы известны: таинства и вирусы несовместимы
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)