Всемирный шаббат: COVID-19

19 марта 2020 Андрей Дударев

Главная новость последних дней — стремительное распространение пандемии COVID-19. Практически во всех странах мира есть заболевшие, их количество в Европе, Азии и США увеличивается по нарастающей, так же быстро растет и количество летальных исходов. Специалисты говорят, что эта эпидемия по своему потенциалу может стать мощнейшей за последние 100 лет со времени печально известной «испанки», когда по различным данным по всему миру погибло от 50 до 100 миллионов человек.

Уже сейчас экономический ущерб измеряется десятками, если не сотнями миллиардов долларов.

Пока не создано вакцины от коронавируса, по-видимому, единственным эффективным способом противодействия распространению инфекции, помимо средств личной гигиены, является известный с прошлых веков карантин. Существуют математические модели, наглядно показывающие, что чем раньше вводится карантин и чем строже он соблюдается, тем быстрее болезнь может быть сначала локализована, а потом и побеждена. Поэтому в большинстве стран уже действуют строгие ограничения на перемещения граждан: отменяются авиарейсы, закрываются границы между странами, прекращаются массовые мероприятия, учебные заведения уходят на каникулы, а сотрудники многих предприятий — на работу в режиме удаленного доступа, либо в вынужденный отпуск… Чем сильнее болезнь успела распространиться, тем строже карантинные меры. Так в Италии, Испании, Франции… В некоторых городах запрещен даже немотивированный выход из дома.

Люди оказываются буквально запертыми в своих домах. Однако эта ситуация, при всём очевидном кошмаре происходящего, может быть воспринята не только в апокалиптическом свете, когда «конь бледный» со всадником, имя которому «смерть», беспрепятственно скачет по планете. Можно в этой ситуации попытаться разглядеть не только «кару за грехи», не только мертвенную бледность, но и какие-то иные краски и новые возможности.

Ситуация вынужденного затворничества может способствовать возвращению человека к себе: умедление ритма жизни, умаление перемещений и общения способствует обретению внутреннего покоя. Мир XXI века действительно очень быстрый и к тому же быстро меняющийся, за ним и внешне, и внутренне трудно поспеть, трудно осознать происходящее.

И вот — вынужденная остановка. Существенно то, что это не одна частная остановка — это общая, городская, национальная, всемирная остановка, которая синхронизирована во времени с такими же остановками в других городах и странах. Подобное совпадение может привести к «резонансу сердец», к общей молитве или медитации, когда, по выражению преп. Силуана Афонского, человек может почувствовать «всего Адама», всё человечество как единое целое. Такой эффект, такую «раскачку» можно отчасти наблюдать на стадионах, в концертных залах, в молитвенных собраниях, но это существенно меньший масштаб. А здесь — будто планета висит на волоске. Что-то похожее Андрей Тарковский изобразил в своём фильме «Жертвоприношение», когда главный герой всерьёз стал молиться Богу о спасении всего мира…

Ситуация, связанная со всеобщей эпидемией, может быть воспринята человечеством как повод к более глубокому осознанию своего единства, того, что все мы — люди с разным цветом кожи, с разными религиями, политическими системами и экономическим достатком — едины в чём-то главном, мы все в одной лодке. Перед лицом общей опасности это становится более ощутимо. И это в лучшую сторону может сказаться на смене иерархии ценностей, когда главное в человеческих отношениях выйдет на первый план, а второстепенное уйдет на периферию.

В Библии, в 20 главе книги Исход, дана заповедь о субботе. Суббота (в иудаизме шаббат) — это необходимый день покоя, когда человек отказывается от активных действий по изменению окружающей среды, он как бы передает «узды правления» Творцу и перестает властвовать над миром. В иудейском вероучении есть утверждения о том, что мир, сотворенный Богом за шесть дней творения, не существует в отрыве от Бога, а вновь творится Творцом каждое мгновение. Соблюдая субботу, люди становятся частью мироздания, частью творения, они не властвуют над творением, а как бы в духовном смысле отпускают ситуацию.

Суббота — это не исключительно еврейский атрибут религиозной жизни. Аналоги шаббата есть и в других авраамитских религиях: в исламе это пятница, в христианстве — воскресенье*. В эти дни обычно не приветствуются ни работа, ни перемещения куда-либо на далекие расстояния. Нужно возвратиться к себе, войти в свою внутреннюю глубину и там попытаться обрести Бога. Не похожа ли настоящая ситуация с этим коронавирусом на такую вот вынужденную всемирную субботу?..

Характерно, что нынешняя ситуация с пандемией ставит все религиозные обряды и ритуалы как бы на один уровень: в Европе, например, закрываются храмы всех конфессий, запрещаются молитвенные собрания всех религий. В этом смысле нет разницы между католиками, протестантами, православными, иудеями или мусульманами. Приходится признать, что религиозные календари в данном случае оказываются не синхронизированы с реальностью. Разве что некоторые православные батюшки пытаются увязать происходящее с темой поста, с аскетикой и самоограничением.

Стоит ещё добавить, что суббота (шаббат) — это день не только покоя, но и праздника. Физические ограничения не связаны с ограничениями духовными, внутренне люди продолжают быть свободны или даже благодаря внешним ограничениям они обретают свободу. Может быть поэтому люди в карантине, не имея возможности выйти на улицу, выходят на балконы и поют песни. И это, как бы наперекор близкому дыханию смерти, песни жизни, исполненные радостью, свободой и праздником…

*Понятно, что воскресенье в христианстве — это не суббота в ветхозаветном представлении, это не седьмой, а «восьмой» день, выход за обычный порядок вещей, но и этот «восьмой» день в обыденном понимании остается отделённым, сакральным, праздничным днём, не похожим на все остальные будничные дни.

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: