Я не сердился, и потому ее полюбил
28 июля 2018 Алексей Плужников
Книга «Взгляд кролика» (1974 г.) японца Хайтани Кэндзиро (1934–2006) — одна из лучших книг о воспитании детей и отношениях в школе. Недаром сам автор много лет был педагогом и основателем центра по защите прав детей.
Основной сюжет книги — история молодой учительницы, которая пытается наладить отношения с учениками, другими учителями, родителями детей в бедной провинциальной школе, в городке, расположенном рядом с мусоросжигательным заводом. Особая забота учительницы Котани — странный мальчик, который увлекается… мухами. Собирает их, изучает, все про них знает — его даже называют «профессором мушиных наук». Но с ним трудно общаться, и учительнице предстоит прорваться сквозь стену недоверчивости и странностей ребенка.
А в классе случаются и другие проблемы. Например, появление девочки, у которой не все в порядке с головой и с поведением. Сейчас у нас много говорят об инклюзивном образовании, когда дети с диагнозами РАС и СД должны учиться с «обычными» сверстниками. А вот как это происходило в послевоенной Японии:
Со дня появления Минако в классе прошла неделя.
Котани-сэнсей подумала, что надо поговорить с детьми и объяснить им, что же это за необычная девочка и почему она теперь учится у них в классе. И вот, в первый раз за всю неделю, учительница завела с детьми разговор о Минако.
Как раз в этот день Минако простудилась и в школу не пришла. Так что время для разговора оказалось самым подходящим.
Сначала дети рассказывали, как Минако мешает им учиться. А потом девочка по имени Харуко подняла руку и спросила:
— Сэнсей, Минако-тян, что ли, совсем дурочка?
— Минако — супердурочка, — заорал озорник Кацуичи, и все засмеялись.
— Кто мне объяснит слово «дурачок»? — спросила Котани-сэнсей у детей.
— Это который глупый…
— Это который плохо учится.
— Ну хорошо, а разве ваши мамы не говорят вам иногда, что вы глупые и плохо учитесь? — спросила Котани-сэнсей.
Дети растерялись.
— В давние времена, если ребенок рождался дурачком, то его либо убивали, либо выкидывали, — сказала Котани-сэнсей таким голосом, будто читала страшную сказку.
— Не может быть! — сказал кто-то из детей.
— Еще как может! В Греции, например, есть гора Тайгет. Говорят, туда относили таких детей и сбрасывали их в пропасть. А в Японии в горы уносили стариков и оставляли их там умирать. Это обычай называли «уба-сутэ», то есть «выброси мать». Вы наверняка слышали сказку про гору Убасутэ. А больных деток клали в камышовые лодочки и сплавляли по реке.
Испуганные первоклашки притихли.
— Как вы думаете, — спросила Котани-сэнсей, — почему таких деток убивали?
— Наверное, потому что они всем мешали, — ответил Такеши.
— Наверное, поэтому. А ведь Минако тоже нам всем ужасно мешает, — сказала Котани-сэнсей.
Дети в замешательстве глядели на учительницу, пытаясь понять, куда она клонит. В классе стало тихо-тихо.
— Мы своим мамам тоже часто мешаем, — скороговоркой сказал Такеши, словно пытаясь оправдаться за свои предыдущие слова.
— Сэнсей, а Минако-тян завтра придет в школу? — вдруг спросил Кацуичи, который до этого назвал Минако супердурочкой.
— Ну… — начала Котани-сэнсей и угрожающе замолчала.
— Ведь она придет завтра?
— Придет?
— Правда придет? — один за другим начали спрашивать дети.
— А вы хотите, чтобы она пришла?
— Да, да, хотим! — хором сказали все.
— Но она же всем мешает.
— Ну и что! Пусть мешает! — громче всех закричал Такеши.
Остальные согласно закивали.
Наверное, представили себе, как Минако летит в пропасть с высокой горы Тайгет, и им стало не по себе…
***
…Когда Котани-сэнсей вторично завела с ребятами разговор о Минако, Джунъичи поднял руку и спросил:
— Сэнсей, Минако вам мешает?
— Да. Мешает, — честно ответила учительница.
— Но ведь она вам все равно нравится, да? Вы ее любите?
— Конечно, люблю, — улыбнулась Котани-сэнсей. Вечно Джунъичи скажет что-нибудь такое, что от улыбки никак не удержишься.
— Минако хорошая, но ужасно мешает. Так? Вот вы и расстраиваетесь, да, сэнсей? Поэтому с нами советуетесь.
— Точно! — сказала Котани-сэнсей, а про себя подумала: «Ну что за чудо этот мальчик!»
— У меня есть идея.
— Какая идея, Джун-тян?
— Давайте мы будем дежурить. У нас будут дежурные по Минако.
— Дежурные по Минако?
— Ну, есть же дежурные по столовой или дежурные по классу, которые открывают окна и отмечают в журнале, кто пришел, а кто нет. А дежурные по Минако будут заботиться о Минако: играть с ней, сидеть на уроке, гулять. Они будут все время рядом с ней.
— Это замечательная идея. Только ведь заботиться о Минако очень трудно. Ты же сам видел, Джунъичи. Даже для меня это непросто.
Джунъичи кивнул и снова поднял руку.
— Можно я расскажу, как я это придумал? Можно? Минако-тян порвала мне тетрадку, но я не рассердился. Потом она порвала книжку, но я не рассердился. Потом она забрала у меня пенал и стирательную резинку, но я не рассердился, а наоборот, поиграл с ней в паровозик. Я не сердился, и потому ее полюбил. А если ты кого-то любишь, то даже если он тебе мешает, ты все равно знаешь, что он хороший.
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340
Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: