За что церковь хочет меня отлучить. Главред «Белгород № 1» Владимир Корнев — о нашумевшей заметке митрополии
13 января 2020 Ахилла
Не знаю, бывали ли случаи в современной России, чтобы церковь угрожала отлучить от себя человека из медиа за смски. Поэтому, кажется, надо сказать пару слов об этом.
Вчера, 12 января 2020 года, на сайте Белгородской и Старооскольской епархии появилась заметка «Духовное предостережение». Она настолько прекрасна, что я просто не имею права пересказывать её кратко. Поэтому на время остановите работу, позовите коллег и прочитайте текст вслух. Он того стоит.
На всякий случай оставлю здесь скрин.
Скорее всего, вы не поймёте контекст того, о чём сообщают на сайте митрополии. Поэтому я постараюсь объяснить всё так подробно, как это было на самом деле.
6 января 2020 года на почту che0cafe@gmail.com, на которую можно анонимно написать любую информацию для редакции «Белгород № 1», пришло письмо о съезде духовенства Белгородской митрополии 16 декабря 2019 года. Анонимный автор сообщал, что после официальной части владыка Иоанн стал «воспитывать» священников из Старого Оскола за то, что они в сети обсуждали практику «взимания митрополитом денежных средств с духовенства при посещении приходов».
Привожу текст письма целиком.
В 99% случаев получения анонимных писем, которые представляют интерес для «Белгород № 1», мы пытаемся проверить изложенную в них фактуру. Так произошло и в этот раз.
Во-первых, я узнал от автора этого письма имена тех старооскольских священников, о которых, по его словам, говорил митрополит. Сразу скажу, что приводить их имена публично (во всяком случае пока) не буду — даже если это они пожаловались руководству епархии на меня, то подставлять не хочется.
Что я сделал с этими двумя именами? Попытался связаться. До одного священника удалось дозвониться: на прямой вопрос, может ли он хотя бы анонимно поговорить на тему съезда 16 декабря, собеседник ответил отрицательно и бросил трубку.
Далее, после звонка, я отправил то самое СМС этому священнику с просьбой обратить внимание на страницу «ВКонтакте»:
Ну и само сообщение «ВКонтакте»:
У вас может возникнуть вопрос, почему я пишу, что мы напишем конкретные имена в материале. В данном случае это способ хоть как-то завязать беседу с героем, который мне интересен. Я допускаю, что при подтверждении информации мы бы не публиковали имена священников, которых якобы «воспитывал» митрополит.
Вернёмся к сути. У меня было ещё одно имя второго священника — здесь я прямого контакта не нашёл и написал его жене «ВКонтакте»:
Оба сообщения «ВКонтакте» были проигнорированы. Тогда я позвонил в епархию и попросил прокомментировать информацию, которая была изложена анонимом в письме. Мне пояснили, что момент «воспитания» никак не был связан с взиманием каких-то средств за приезды владыки — речь шла в целом об общении священников в сети.
После этого я принял решение отложить эту тему до, возможно, появления какой-то новой информации. Потому что посчитал, что у меня недостаточно фактуры для заметки. Иными словами, тему я решил не брать и отправился обедать (это важно!).
Это всё, что было до выхода заметки на сайте митрополии. Любопытный факт: уже потом, после её выхода, мне скинули ссылку на сайт с таким же текстом про съезд, что и пришёл к нам на анонимную почту.
Теперь, когда вы знаете полный контекст ситуации, самое время перечитать феерический текст про скандального блогера Владимира Корнева (привет, это я). На основании всего того, что я написал выше, предлагаю остановиться на нескольких моментах из заметки.
«…упомянутым В. Корневым разосланы в ряд адресов священнослужителей СМС-сообщения…»
Тут написано немного не по-русски, поэтому сложно понять, что имелось в виду. Но делается акцент на том, что я отправлял что-то куда-то массово. На деле это было одно СМС и два сообщения ВК.
- «…Поскольку он получил известность как скандальный блогер, промышляющий на „жареном“, то очевидно, что речь идет о подготовке некоего клеветнического материала на Церковь…»
Я просто напомню, что этот скандальный блогер лично приходил брать большое интервью у владыки, которое опубликовано на том же сайте митрополии, а позже победило на главном конкурсе молодых журналистов России. Или я получил такую известность на днях?
- «…Нелишним в этой связи будет напомнить о существовании в Гражданском Кодексе РФ статьи 152, где говорится о праве на защиту чести и достоинства, а также деловой репутации и мерах по осуществлению этого права…»
И ещё один камбэк в прошлое. Ровно год назад этот самый, промышляющий на жареном, в лицо задал вопрос митрополиту Иоанну о том же самом — информации о его платных приездах в приходы. Вот это видео.
Ни владыка, ни кто-то из его окружения про право на защиту чести и достоинства тогда не вспоминали. А сейчас вдруг решили.
- «…Также считаем необходимым сообщить, что материалы, к которым Корнев В. пытается получить доступ, являются компетенцией только Белгородской митрополии и не могут распространятся в СМИ или быть вольно интерпретированы в чьих-либо целях и интересах…»
Шёл 2020 год. Церковь говорила людям, о чём им можно писать и о чём нет.
- «…Напоминаем, что Церковь отделена от государства и действует сообразно своему каноническому устроению, исходя из которого действия данного блогера могут попасть под прещения вплоть до отлучения от Церкви…»
Сложно комментировать то, что авторы материалы лучше меня знают мою принадлежность к церкви. Поэтому скажу о другом.
За те часы, что прошли с выхода заметки, мне написали двое священников из Белгорода и Белгородского района. Оба, вероятно, не сговариваясь, извинились за тех, кто сделал этот текст. Оба сказали, что сильно неприятно удивлены такими действиями руководства. Обоим я сказал, что не обижен и даже не расстроен.
Как и они, я скорее удивлён. А ещё мне стыдно.
Стыдно за тех, кто создавал эту заметку. Потому что сложно представить более сильный репутационный удар по самим себе. Исполненный авторами текста и теми, кто её согласовывал.
Но всегда есть возможность признать ошибку. Ведь, как советуют в Библии, «признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга» (Иак. 5:16).
Иллюстрация: Владимир Корнев с дипломом за интервью с митрополитом
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)