Жадных людей ничем не насытишь!

20 августа 2019 епископ Порфирий (Успенский)

Епископ Порфирий (Успенский) (1804–1885) — известный ученый, исследователь православного Востока, организатор первой Русской Духовной Миссии в Иерусалиме.

Предлагаем вам отрывки из его труда «Книга бытия моего. Дневники и автобиографические записки», Том I.

***

1843 г.

Странно, что ни один архиерей не послал со мною милостыни бедной церкви палестинской, а еще страннее то, что никто из них не вспомнил о православных патриархах. Не извиняю этой холодности владык наших. Сердце мое скорбит о духовном разъединении севера и востока. О Господи! не лиши меня благословения Твоего на предстоящем мне поприще ради некоторых пастырей, неразумеющих широты любви Твоей.

Вечером (в 7 часов) я поехал к Льву Григорьевичу Сенявину, по приглашению его. Он принял меня весьма ласково и дал прочесть копию с письма на ново-греческом языке, которое послано было семью епископами Северо-Американских Соединенных штатов к патриарху константинопольскому с миссионером Робертсоном и с товарищами его. В этом письме новосветные епископы, после предварительных понятий о пагубном разделении христианских церквей, о распространении лжеучений и о необходимости общих усилий к соединению, по крайней мере, трех главных вероисповеданий: православного, римско-католического и англо-северо-американского, изложили цель посольства своих клириков к его святейшеству. По их уверению, эти клирики посланы не для проповеди, не для прозелитизма в патриаршей епархии, а для сбора точных и подробных сведений о настоящем состоянии константинопольской церкви и прочих восточных православных церквей, для удостоверения патриарха в том, что северо-американские общины, управляемые нижеподписавшимися епископами, не причастны ересям Лютера и Кальвина, для узнания мнения константинопольского патриарха об этих общинах и наконец для соединения их с православною церковью, яко хранительницею древних преданий и чиноположений христианских.

Когда я прочел письмо, Сенявин сказал, что константинопольский патриарх отвечал Робертсону учтиво и уклончиво и что этот миссионер являлся к нашему поверенному в делах Титову и просил содействия со стороны России; но Титов отвечал ему, что он не богослов и потому не может и не должен рассуждать с ним о соединении церквей, однако напишет об этом в Петербург, что и исполнил.

Замечательно, что духовное посольство из Америки отправлено было в Константинополь в то же время, в которое из Лондона приехал в Петербург диакон Вильгельм Пальмер с намерением присоединиться к нашей церкви (1842/3 г.). Кажется, епископальные общины в Англии и Америке мучаются каким-то беспокойством, не довольны своим отщепенством и желают единения церквей, либо замышляют вовлечь в свои сети православные народы под видом духовного общения.

Сенявин не предлагал мне разведать дело Робертсона в Константинополе и изъявил сожаление о том, что английский диакон Пальмер был принят в Петербурге холодно; рассказал ход дела о церковных имениях в Молдавии и Валахии, дабы дать мне понятие о несправедливости и корыстолюбии патриархов восточных и тем предостеречь меня от полной доверчивости к ним.

— С давних времен патриархи и разные монастыри православные владеют богатыми имениями в Молдавии и Валахии. Эти имения достались им по духовным завещаниям тамошних господарей и бояр. По воле завещателей восточные отцы обязаны были доходами с имений своих устроять и содержать в поместьях своих церкви, богоугодные заведения, училища и остальную часть прибытков употреблять на свои нужды. Но эта воля никогда не была выполнена ими в точности. Почти все доходы с имений переходили в руки патриархов, монастырей и их управителей; и благотворительная цель завещателей не достигалась.

По окончании последней турецкой войны, по трактату адрианопольскому, Государь Император предпринял и сделал разные преобразования в обоих княжествах. Между прочими улучшениями постановлено было ввести законный порядок управления церковными имениями сообразно с волею завещателей оных. Патриархам предложено было отдавать сии имения в аренду с публичных торгов, дабы привести в известность доходы, какие могут быть получаемы с них, и треть их употреблять на устроение училищ и богоугодных заведений, половину на церкви и причт в самых имениях, а остальную треть предоставить владельцам. Восточные отцы не довольны были этим предложением. Так как срок нового управления имениями их назначен был с 1882 года, то они, показав огромные долги свои, накопившиеся по разным причинам и обстоятельствам, просили отсрочки и неограниченного права пользоваться всеми доходами с имений для уплаты долгов. Из уважения к их ходатайству и нуждам отсрочка была дана им на два года и потом, по новой просьбе их, еще на 10 лет, до 1844 года. Кажется, — промолвил Сенявин, — это дело никогда не кончится. Патриархи медлят, хитрят, жалуются, а в существе боятся обнаружения количества доходов. Ибо тогда уже совестно им будет нищенствовать. Итак, будьте осторожны в обращении с ними и не доверяйте всем жалобам их. Жадных людей ничем не насытишь!

…После чаю о. Григорий начал рассказывать, как покупаются здесь епархии, и как епископы сбирают деньги с паствы, и как случилось, что константинопольский патриарший престол начал быть покупаем. (Вначале турки производили жалованье патриархам. Они начали уменьшать свое жалованье и кончали тем, что по несчастному соперничеству сами стали платить за патриаршью шапку.)

Иллюстрация: Стамбул, церковь святого Георгия, Константинопольский патриархат

Читайте также:

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: