Христос не тащит за шиворот

16 октября 2017 Александра Кузьмина

Довольно часто люди начинают по-своему толковать Новый Завет, другие книги Священного Писания. Наверно, это естественно – во всём сомневаться и искать свои объяснения написанному в этих книгах. Но ведь дело в том, что часто мы просто в силу своего несовершенства не можем дотянуться до истинного смысла этих книг. И тут есть простое решение проблемы – обратиться к толкованиям святых отцов или — если мы считаем их толкования не соответствующими нашему высокому мнению о себе — к более современным богословам: их труды, письма, дневники сейчас вполне доступны каждому. Я уверена, что практически на все вопросы сейчас можно найти ответы.

Но нет, мы пускаемся в дилетантские (а порой и глупые) рассуждения, делая абсурдные выводы, ну никак не соответствующие написанному. Уже несколько раз я порывалась написать по поводу таких рассуждений, но мне казалось, что это, вероятно, единичное такое мнение. Нет, через некоторое время снова читаю подобную самодеятельность.

Конечно, мне могут ответить: не нравится – не читай; плохой сайт – не заходи сюда и т.д. Это всё правильно, но тогда получается, что ничего нельзя подвергать критике, а просто отворачиваться и уходить. Но разве это выход? Или всё-таки стоит сказать, что плохо – это плохо?

Итак, по поводу статьи «Религия спасительного рабства».

Автор пишет: «Так вот, в христианстве просто невозможна свобода в философском смысле этого слова». И далее: «Получается, сама по себе свобода – это страшный враг христианской религии: ведь Христос велит идти узким и тернистым путем, который по определению не предполагает возможности свернуть».

Помилуйте! Где же здесь нарушение свободы человека? Христос велит? Да. Но Он же не тащит вас за шиворот на этот узкий и тернистый путь. Он даёт вам свободу выбора: идти или не идти этим узким и тернистым путём. Вы можете им не идти, а выбрать широкий путь. Вот в чём свобода. Да, Христос учит: делайте так и не делайте вот так. Учит! Но уж поступаете вы по своей свободной воле. Конечно, если уж вы пошли этим путём, то возможности свернуть не предполагается. Хотя некоторые ведь сворачивают: уходят из священства, покидают монастыри, т.е. делают свой свободный выбор. И заметьте, небеса над ними не разверзаются. Они продолжают жить дальше по своей свободной воле. Воздаяние за это? Это уже не наше дело. Бог сам решит, потому что он знает, по какой причине человек это сделал. И вполне возможно, именно Бог этого человека и оправдает, а не мы с вами.

Дальше: «Он велит входить тесными вратами и радоваться, когда нас будут убивать. «В мире скорбны будете» — говорит Он. И Сам идет этим путем до конца».

Опять же, Он велит входить тесными вратами. Но ведь вы можете выбрать врата широкие и входить ими. Ими идёт огромное множество людей, вы спокойно можете к ним присоединиться, и никто вас не потащит обратно. Если вы не можете радоваться, когда вас будут убивать (я тоже не могу), то плачьте или кричите…

Вот странно: нарушение свободы человека видят только в православии. А разве спортсмены, например, не ущемляют свою свободу, если хотят добиться высоких результатов? Разве они не сидят на строгой диете? Не ограничены в определённый период своей жизни во время тренировок от свободы времяпрепровождения (надо идти на тренировку, а не в театр, например), свободы интимных отношений? Да мало ли у них других ограничений! И во имя чего всё это? Каждый ответит по-разному: ради собственного тщеславия, ради денег, ради престижа своей страны и т.д. Без ограничения свободы порой невозможно добиться желаемого. Так почему же только христианин «должен смириться с тем, что лишен права быть свободным»? С этим должен смириться и космонавт, к примеру. Да и вообще, человек даже в обыденной жизни постоянно должен смиряться с ограничением своей свободы: у вас родился ребёнок – и вы смиряетесь с тем, что ночью не спите, а баюкаете его.

Почему же так боятся ущемления свободы в вопросах веры? Ведь мы знаем, что воздаяние будет гораздо более существенное, чем олимпийская медаль. Знаем об этом? Знаем. И всё равно ропщем.

О свободе столько написано, столько передумано!

Свобода — это роскошь, которую не каждый может себе позволить (Отто фон Бисмарк).

Свобода — это право делать всё, что дозволено законом (Шарль Монтескье).

Свобода означает ответственность. Вот почему большинство людей боится свободы (Джордж Бернард Шоу).

Люди считают, что они свободны лишь постольку, поскольку им позволено повиноваться своим страстям, а будучи принуждены жить по предписанию закона, они думают, что поступаются своим правом (Бенедикт Спиноза).

Свобода — это, в первую очередь, не привилегии, а обязанности (Альбер Камю).  

Свобода – это осознанная необходимость (Спиноза).

Вот эта формулировка лично мне нравится больше всего.

Что касается слов автора статьи: «Посмотрите на картину «Христос в пустыне» Крамского. Посмотрите на лик этого Человека! Разве вы видите в Его глазах искру свободы? Разве они светятся счастьем?», — то эти слова меня просто шокировали!

Во-первых, свобода – это внутреннее состояние человека, а не мимолётная искра в глазах. Многие мученики XX в. утверждали, что по-настоящему свободными они чувствовали себя в заключении, в лагерях. Так говорил Иоанн Крестьянкин, так писал святитель Лука (Войно-Ясенецкий).

Это нам странно, но христианство вообще – странная религия.

Христос изображён на картине в тот момент, когда Он 40 дней постился и искушался дьяволом, Он готов начать путь к своей Голгофе.

Во-вторых, картина Крамского – это художественное произведение, автор выражает в нём свои собственные идеи и чувства. Сам художник говорил, что он «хотел запечатлеть драматическую ситуацию нравственного выбора, неизбежную в жизни каждого человека». Это картина-символ, картина-обобщение. Действительно, у каждого из нас бывает момент в жизни, когда мы должны выбрать (опять свобода выбора!), каким путём нам идти: узким и тернистым или широким и просторным – промолчать на собрании ради своей будущей карьеры или открыто заступиться за человека, но при этом пострадать лично? Вот о чём картина Крамского. И странно было бы при такой идее произведения искать в глазах Христа на картине искры свободы.

Читайте также: