Возвращение домой

2 марта 2018 Кирилл Белоусов

В последнее время меня посещают мысли, что моя прошлая публикация на «Ахилле» о моем переходе в Католическую Церковь оставила некоторые важные идеи невысказанными, а часть из моих мотивов необозначенными. Теперь, когда моя церковно-приходская жизнь несколько стабилизировалась, я могу говорить о причинах моего решения, которые имеют отношения не столько к социальной сфере, сколько непосредственно к духовной.

Что убеждает меня в том, что я пришел именно в Церковь Господа нашего Иисуса Христа? Что духовно укрепляет меня в богослужебных песнопениях, литургических чтениях и обрядах, утверждает в вере посредством изучения богословских истин и принятия таинств?

Конечно же, переход из Русской Православной Церкви в Римскую Католическую был связан со страхом на всю жизнь остаться маргиналом, растерявшим почти весь свой прежний потенциал для свидетельства о Христе и отверженным от большей части российского общества (прежде всего, православного)… А еще больше — со страхом принять Евхаристию в осуждение (из-за догматических искажений в РКЦ) — ведь полнота истины может пребывать только в одной Церкви.

Но сделать последний шаг оказалось — неожиданно — легко. Потому что я увидел образ Божий в католических священниках и мирянах в моем городе. Помогли и слова Августина: таинства принадлежат Богу, а не Церкви. Поэтому я верю в то, что, несмотря на проблемы с соборностью, каноничностью и отсутствием печалования за свою паству перед властью, они есть в РПЦ. Тем более они есть и в РКЦ, которая со времен Второго Ватиканского Собора (1962—1965 гг.) ищет единства с православным миром, с каждым годом изживает все больше средневековых заблуждений, а также восстанавливает свои синодальные структуры — в помощь понтификам.

Затем я по-новому открыл для себя истину о том, что «Дух дышит, где хочет» (Ин.3:8). Бог может говорить и через Вселенский (Всеправославный/Поместный/Архиерейский) Собор, и через Папу Римского (Ватиканский Синод/Национальную конференцию епископов). Таким образом, дело в конкретных людях, а не в ультраканоничности, масштабности и историчности.

Хорошим примером здесь могут послужить святые Кирилл и Мефодий Солунские, презревшие Фотиеву схизму ради того, чтобы обратить славян ко Христу. Они служили и с Папой, и с Константинопольским Патриархом, не обращая внимания на бушевавшие церковно-политические страсти и манипуляции сильных мира сего в области международных отношений. Между прочим, им тогда абсолютно не мешал пресловутый Filioque в Символе веры. Да и Фотий примирился с «римлянами» на Соборе 879–880 гг. — хотя на Западе Filioque уже употреблялся повсеместно (но как теологумен, а не общеобязательный догмат).

Словом, я абстрагировался ото всех этих умствований и, помолившись, принял свое первое причастие в Католической Церкви, оставаясь формальным членом РПЦ.

Дальнейшему осмыслению моего выбора способствовала понятность богослужений на современном русском литературном языке: без излишнего пафоса, византийской поэтики и архаичных метафор. Все предназначено для молитвы, а не для «духовного развлечения».

Стоит отметить, что современная месса имеет диалогический характер, при котором миряне прямо участвуют в богослужении, а не заменяются профессиональными (но, зачастую, не особо воцерковленными) певчими. Каждый прихожанин знает литургическое последование наизусть — и это словно возвращает тебя в первохристианские времена. На службе любой желающий может пользоваться песенником и календарем библейских чтений — все это способствует скорейшему воцерковлению.

А самым занимательным открытием для меня стала католическая молитва верных. Точный текст ее неопределен, что подразумевает допущение литургического творчества — и это прекрасно. В епископских конференциях в разных странах и в различных монашеских орденах существуют свои сборники молитв верных для разных литургических периодов. Самое главное, что ее может читать мирянин, на молитву которого будет отвечать вся община. Вот уж действительно царственное священство, а не какие-нибудь там захожане!

Те же самые ощущения (что все сделано для людей, а не для исполнения буквы средневекового устава) вызывают и обряды Католической Церкви. К примеру, зажжение на воскресных мессах Адвента четырех свечей, а в Светлое Христово Воскресение — Пасхала.

Первая свеча Рождественского поста символизирует ветхозаветные пророчества о Мессии, вторая — Вифлеемскую звезду и Рождение Господа от Девы Марии, третья — веру библейских пастухов в исполнение Божьего Слова, а четвертая свеча служит образом Второго Пришествия. Все эти действия находят отражение в богослужении, проповеди и домашних духовных размышлениях, темы которых предлагает духовенство.

Есть ли подобный комплекс обрядово-миссионерских действий в Православной Церкви? Честно говоря, в первые годы моего воцерковления я не мог прочувствовать праздник Рождества Христова — зато исправно выстаивал пятичасовые ночные службы.

Между прочим, не менее насыщенна и пасхальная традиция, когда для обрядовых действий используется особая свеча (пасхал), на которую нанесены символы начала и конца этого мира (альфа и омега) и пять кусочков ладана (пять ран Спасителя). Пасхал используется для благословения верующих на возгласе «Свет Христов», а также для раздачи прихожанам освященного огня и для освящения воды при совершении таинства крещения. По мне — ничем не хуже ажиотажной раздачи Благодатного огня.

Эти торжественные мессы служатся за полтора часа, а все дополнительные молитвословия совершаются келейно или в небольшом собрании желающих и имеющих возможность для дополнительной молитвы (для литургии часов, розария и адорации).

Здесь я говорил о западном обряде, но я могу с уверенностью сказать, что привычная нам византийская литургия в небольшой общине (без праздношатающихся захожан) воспринимается совершенно по-другому. А служение отдельной литургии по твоим родным о здравии и упокоении (вместо отстраненной вычитки сорокоустов) вызывает глубокое уважение и укрепляет доверительные отношения со священником.

Читайте также:

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340

С помощью PayPal

Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: