«95 тезисов» Ахиллы
18 марта 2017 Вячеслав Король
Совсем недавно появился сайт «Ахилла», и сразу стал форпостом свободомыслия в русскоязычном православии. На мой взгляд, в православном медиаполе, он как добрая закваска, которая начинает подтягивать к себе всю духовно здоровую «муку», радикально контрастируя с тоннами фарисейской закваски, которая, несмотря ни на что, будет апологезировать систему.
Православный протест?
Очень символично, что сайт набирает силу именно в этом, 2017 году. Как раз в 500-летие Реформации. Когда лютеране отмечали 497 лет, я написал небольшой блог-пост 95 тезисов доктора Мартина Лютера, где, проводя параллели, и высказывая чаяния, мечтал, что пора бы родиться и православному протесту в ответ на беспредел системы. А другое слово, более мягкое, чем беспредел, сложно подобрать, когда видишь концентрацию трёх ветвей власти в руках епископата, который, нередко, к священникам относится как к холопам и крепостным. Когда видишь, как епископы строят загородные резиденции, нередко в дворцовом стиле, а также обеспечивают многочисленную родню, за счёт обнищания священства.
Сейчас, когда я уже 2 года просто христианин, не относящийся ни к каким конфессиям и деноминациям, хотя и с православными корнями, я могу увидеть намного больше изъянов системы православия, чем видел в момент написания упомянутого материала. Я понимаю, что институт священства не имеет никаких оснований в Новом Завете. Это «ветхозаветным сквозняком» втащили левитство, когда пресвитеры стали понимать, что на своём статусе можно зарабатывать, иметь власть, и не работать. Соответственно, коль есть священник, то он не может существовать, не принося жертвы, хотя бы бескровные (воистину иезуитская выдумка, хоть и до реальных иезуитов), и не имея храма. Если он священник, то он не должен работать априори, и ему нужно служить Богу, в облачениях, естественно. Так «общее дело» превратилось в богу-служение, хотя Павел железобетонно сказал язычникам в Ареопаге – «Бог не требует служения рук человеческих», как, впрочем, и служения ног, голосовых связок и других частей тела. Т.е. Литургия, как она вышла из-под пера Василия Великого, ни тогда, ни сегодня, реально не нужна. Приобщение ко Христу в апостольских общинах, и богослужение, спустя буквально 100 лет, – две большие разницы.
Я к этому пришёл, позволив себе по совету Честертона в «Вечном человеке», посмотреть на церковную систему со стороны. Это теперь я понимаю, что не может быть даже в самой дремучей теории знака равенства между Православной церковью, и Церковью, как невестой Христовой. Что Церковь Христова – определяется Христом, лично, а не правильностью исповедания или принадлежностью к земной организации. И представители этой Церкви могут быть обнаружены по плодам Духа, главный из которых любовь, в любой христианской деноминации, включая православие, и вне их.
Но к такому видению нужно прийти диалектически. Если такое понимание дать простому православному человеку, он будет брызгать слюной и изрыгать словечки типа «махровая ересь», «отступники проклятые» и т.п. эпитеты, которыми награждают всех, кто не принадлежит канонической системе православия. Потому и Господь сказал накануне Тайной вечери ученикам, которые ходили с ним больше трёх лет: «Много ещё хотел бы вам сказать, но вы пока не можете этого вместить». Таким образом, и «Ахилла», если будет не только критиковать ради развития, но и развиваться реально в текстах своих авторов, «сквашиваясь» как три меры муки доброй закваской в Царство Небесное, то он окажется своеобразной путеводной звездой, которая поможет православным изменяться и расширять сознание, не получив при этом религиозного «заворота кишок». Читатели будут «вмещать» постепенно, принимая, в конце концов, то, от чего они раньше отмахивались и отрекались.
Добрая закваска?
Я на Фейсбуке, в Одноклассниках и В контакте, имею членство в порядка 20 православных группах, и сейчас начал выкладывать свои работы православного периода в последовательности моей личной трансформации из православия в христианство. И они пользуются спросом, их читают и соглашаются. Они востребованы у людей, жаждущих развития, а не консервации.
Почему я так делаю? Читатели «Экс-фарисея» проходили путь от православия к христианству вместе со мной и другими авторами. Сначала было чистое ревностное православие, потом – православный протест. Далее «глаза открылись», и стало понятно, что верные Господу есть не только в православии, и никак не менее верные, чем наши старцы. И вся совокупность эти верных и есть Церковь. В конце концов, мы пришли к выводу, что исходная и конечная цель – лично Христос. Не теоретический, по Библии, или неощутимый в «таинстве», а в виде «ума Христова», когда Он, и верный Ему, – одно, когда Господь соединяет воедино ум и сердце в сосуде Духа Святого, погружая в Свою святость, а не понарошку, в «таинстве миропомазания». Когда покаяние – это не исповедь, и т.п. Т.е. мы начали за упокой, а сейчас у нас всё – за здравие. Но произошло всё через православный протест.
Так же может быть и с «Ахиллой», если авторы будут открывать сердца для Христа, а не тихонько и незаметно даже для себя защищать систему православия, критикуя только явные непотребства. Ведь когда начинаешь «погружаться в предмет», то начинаешь видеть намного больше, особенно, если сможешь посмотреть на свою же систему со стороны, а не изнутри. И может наступить момент (как было у меня), когда с опаской задаёшься вопросом: А не протестант ли я? А ну мигом возвращайся за забор Православия и продолжай «гавкать» на католиков, протестантов и разных там свидетелей и харизматов.
Ум – он такой. Ему страшно опереться на Христа, как Краеугольный камень (Его-то не видно, в отличие от батюшек и храмов), и поверить, что тебе не подсунут скорпиона, если искренне будешь просить хлеба. Уму проще скрыться в норку заслуг и «святости матери-церкви», а также «истинности только православия». Лично я сделал шаг вперёд из этого состояния в зону единоличной ответственности перед Богом, когда я на Суде точно не стану оправдываться в стиле: «духовник мне благословил, и я бил жену», или «так церковь же сказала, что католики и пятидесятники – еретики, вот я их и шельмовал», или «так наш епископ так делал, я подумал, что с него пример надо брать». Тогда я назвал свой шаг «православным протестом». Я ходил перед Богом и надеялся на Него, а если где-то ошибся, то за это и отвечу, но не окажусь заложником предрассудков церковного предания или младостарчества духовника или любых других заблуждений и перекосов системы. И к этому нужно идти, не остановившись на полдороги в зал Христианства из комнаты «Православие», пользуясь фразеологией Льюиса из «Просто Христианство».
Каков будет плод у протеста?
Иначе говоря, каковы ожидания от деятельности «Ахиллы»?
Истина рождается как ересь, а умирает как предрассудок (Георг Гегель). Христианство родилось как ересь ветхозаветной религии, и, одновременно, было «скандалом для эллинов» из-за воскресения тела. Христианство – это здоровая схизма, которая вытянула всё живое из доступного, как добрая закваска, а фарисеям и сторонникам веры отцов и предания старцев оставила возможность «хоронить своих мертвецов».
Мне кажется, «Ахилла» есть один из информационных мотивов для здоровой схизмы, которая должна объединить всё здоровое и способное развиваться, а духовно равнодушных, ищущих оправдания, оставить кормить и обогащать своих высоко- и просто преосвященных, а также святейшего. Я уверен, что руководитель проекта со мной не согласится, и даже будет против.))) Но, время покажет.
Просто Алексей Плужников написал достаточно ясно, для чего создан сайт «Ахилла». Там нет «конструктивной схизмы».)) Я думал во многом так же ровно 4 года назад. Хотя направленность православных статей мне виделась иной. У «Экс-фарисея» не планировалась предметность в виде психотерапевтического эффекта или избавления от страха перед системой. Я сразу предчувствовал, что буду исследовать потребности в конкретных её изменениях, ради реформы этой мертвящей атмосферы фарисейства. У меня было на это некоторое право, ибо я учился с отличием в МДС (сорри, «четвёрка» таки была по цся и литургике за 1 класс), и знал систему изнутри.
Я ещё до заказа сайта у исполнителя имел в голове несколько десятков статей, которые после его открытия сыпались как из рога изобилия. А потом, я понял, как в песне БГ, что «это не смыть». Система имеет огромное число «блоков» против любых изменений, снизу доверху. Паства запугана навязанным в процессе промывки мозгов тождеством «изменение православия – отступничество от Христа». Епископы никогда не захотят отказаться от иждивения и паразитирования на системе, а также поделиться своей реально царской властью. Консерватизм в системе воспевается как добродетель, а развитие допускается только на личном духовном уровне в рамках доктрины. Такое – не изменить, а только сделать как Христос: «Пусть мёртвые хоронят своих мертвецов», а ты иди за Мной.
В Невод Царства попадается разная рыба, но после сортировки далеко не вся используется. Отбор жизнеспособного в православии давно рвётся наружу. И «Ахилла», наверное, сыграет в этом процессе существенную роль. Разделение – не всегда плохо. Господь не стал останавливать уходящих словами: Стойте! Да вы не поняли! Я буду давать плоть под видом хлеба, а кровь – под видом вина. Он наоборот жёстко спросил у оставшихся 12-ти, не хотят ли и они уйти? Потому, уверен, ради низкопробного и искусственного единства нельзя участвовать в делах, которые претят твоей совести.
Лютеранство получилось как здоровая схизма в Католичестве. Православию это тоже крайне нужно. Нужен свой, специфический «православный протест». И начался он в «Ахилле» классически, как вскрытие непотребств системы. С этого и Лютер начал, написав 95 тезисов против индульгенций. Потому я так и назвал эту статью.
А дальше, у Лютера, был качественный скачок, что бы ни говорили православные и католики. Такой скачок должен быть и в православии. Одних усилий «Ахиллы» будет маловато. Но это лучше, чем ничего. И после первого взрыва накопленного «гноя» в системе, надо будет идти к «лечению». И только здесь станет понятно, что это не вылечить, не отрезав гниющее.
Есть ли перспективы?
Мне сложно представить, как это всё будет в постсоветско-православной России, в условиях ультрапатриотического угара масс. Но допускаю, что «Ахилла» – это инструмент промысла Божьего, который стоит поддерживать, и морально, и финансово. Это хороший инструмент приведения в чувство покрытого язвами тела церковного.
Не спорю, другие МПэшные православные ресурсы могут иной раз поддеть какую-нибудь проблему явного фарисейства народа и пожурить за неё. Но реально, не на словах, а на деле, через механизмы системы, они будут её поддерживать, ибо фарисейство народа обеспечивает 70-80% доходов священослужителей на низовом уровне. Потому такая критика, без качественного «выхлопа» в реальных системных изменениях, как укус комара. Почесалось, сошло и забылось. И всё по-старому. Мы ж так держимся за старину и веру отцов, что если что-то менять, то сразу же произойдёт раскол. А раскол – это всегда плохо.
Потому, лучше подметём сор под ковёр, предложим «косметику», но раскола не допустим. Ведь даже «Киевская Русь», когда выкладывает какие-то продвинутые статьи, они всё равно есть полумеры, полушаги на пути к Христианству. Так, чтоб в запрет не отправили. За российские же Православие.ру или Радонеж я просто молчу.
И тут… «Ахилла». Потому и ожидания большие. Да и протестантский юбилей намекает не только критиковать, но и родить жизнеспособное движение. Так что к концу октября стоит готовить своих 95 тезисов на двери храма Христа Спасителя))). Шутка))). Но в каждой шутке только доля шутки.
А вообще, стоит помнить, что у Ахиллеса была проблемная пята. Самая огромная проблема Православия – это чудовищная конфессиональная гордыня, сродни гордыне Свидетелей Иеговы, что мы самые истинные и самые правильные, а остальные еретики, достойные ада или суда с пристрастием. И чтобы были перспективы у либерального православного ресурса, нужно отказаться от этой уверенности. И тогда перспективы будут. На платформе православной непогрешимости развития не будет. Это тупиковый путь и «незащищённая пята». Строить нужно на Христе, а не на квазицерковной системе. Надеюсь, «Ахилла» пойдёт по этому пути.
Для послесловия
Из замеченного свежим глазом, «Ахилле» не хватает обсуждений под статьями, ибо читательская аудитория сайта априори шире, чем подписчики страницы или члены группы на фейсбуке. И обсуждения иногда бывают ценнее самого материала. На «Экс-фарисее» так бывало. Хромает размещение и удобство поиска по рубрикам (слишком обобщённые), по тэгам/темам и авторам (вообще отсутствуют). Это стоит сделать. В остальном, просто и со вкусом, без понтов, орнамента и инструментов для тщеславия авторов.
Всегда буду рад поделиться тем, что уже пройдено. Недаром, у «Экс-фарисея» Льюисовский слоган: «Тем, кто идёт кружным путём». Свои 95 тезисов я развернул в сотне статей, пока не понял, что не готов хранить верность радикально неверному. Но если «Ахилла» планирует всегда быть православным ресурсом, то о своих 95 или 195 тезисах стоит подумать.)))
Источник: EX-Фарисей