Скандал вокруг царской семьи мешает устоявшемуся бизнесу РПЦ
12 июля 2018 Алексей Плужников
17 июля 2018 года исполняется 100 лет со дня расстрела семьи последнего российского императора Николая II.
В 2000 году Русская Православная Церковь канонизировала царскую семью в лике страстотерпцев. Канонизация вызывала большие сомнения у многих, но была продавлена для важной цели — грядущего объединения с РПЦЗ — эмигрантской частью Русской Церкви, теми, чьи предки бежали от советской власти, и для которых признание царской семьи святыми было важнейшим условием для переговоров (РПЦЗ канонизировала царя еще в 1981 году).
Было понятно, что в качестве императора Николай Романов не слишком подходил для канонизации — такое провальное правление не вписывалось в облик «благоверного царя», который бы утвердил торжество православия. Поэтому канонизировали в специальную «рубрику» — страстотерпцев, то есть тех, кто смиренно и кротко принял насильственную кончину. Такими страстотерпцами в древности были святые князья Борис и Глеб, убитые старшим братом Святополком в начале XI века. Но, в принципе, таковыми же были в ХХ веке и тысячи простых русских крестьян, монахов, священников, интеллигентов, «буржуев» и проч., которые попали под «красное колесо» большевистского, а впоследствии — сталинского террора.
Но то простые люди, а тут царь. «Нет власти, а́ще не от Бога» — на этом принципе строились взаимоотношения церкви и государства, начиная с четвертого века, со времен Константина Великого. (Полная цитата из Послания апостола Павла к Римлянам, 13:1-2: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению».) И как бы либеральные богословы ни виляли при толковании этой фразы из Писания, что, мол, имеется в виду, что только та власть законная и настоящая, если она «от Бога», то есть поступает по Божьим законам, но на деле и иерархи, и сами правители (не только в России) понимали эту фразу только так — как оправдание власти самой по себе, раз власть — значит от Бога.
Именно поэтому Русская Церковь не долго плакала (а вернее, вообще практически не плакала и не огорчалась), когда большевики расстреляли царя и его семью. Николай сам отказался от власти, властью в итоге стали большевики, Ленин, а значит, они стали «от Бога». Ну, а то, что они гнали и расстреливали самих церковников — это стали толковать как «Божье наказание», «бич Божий» — за грехи.
Но кончилось советское время, и началась свобода девяностых годов ХХ века. Власть стала какая-то странная, на РПЦ давить перестала — живите сами как хотите.
А тут еще и в 1991 году в Поросенковом логе возле Екатеринбурга обнаружили останки царской семьи, а в 2007 году там же, но чуть в стороне, нашли останки царевича Алексея и княжны Марии. Останки царской семьи в итоге были захоронены в Петропавловском соборе Петербурга (17 июля 1998 г.), а останки этих двух детей до сих пор не захоронены. Несмотря на все генетические и прочие экспертизы, доказавшие подлинность останков царской семьи, РПЦ уперлась и отказалась признавать их «святыми мощами». РПЦ продолжает придерживаться версии, что трупы царской семьи и их подданных были сожжены и сброшены в шахту в Ганиной Яме. В итоге, на месте «сожжения» возник мужской монастырь, который стал крупнейшим «царским» брендом не только для Екатеринбурга, но и для всей РПЦ.
Среди маргинальной части русского православия в последние три десятилетия одним из основных идеологических течений стало направление, которое сектоведы назвали царебожием. Его краткая суть в том, что царя Николая называют «соискупителем» Русской земли. Мол, Христос искупил на Голгофе грехи всех людей, но царь Николай дополнительно искупил грехи русских — тех самых, которые совершили страшнейший грех — цареотступничество. И, мол, все беды в нашей стране именно отсюда — предали царя, позволили его убить. Поэтому, призывают царебожники, всем надо массово покаяться за грехи предков и почитать царя Николая чуть ли не наравне со Христом.
Официальная РПЦ открещивается от этого учения, называя его ошибочным, еретическим, но проблема в том, что последователей царебожия (может быть, в более мягких формах) очень много. Много среди монашества, среди всяких «старцев» — самозванных учителей этого направления, у которых много последователей; немало таковых среди священства и мирян. (Разумеется, все знают о медийной царепоклоннице — депутате Наталье Поклонской, у которой в монастыре под Екатеринбургом даже есть духовник-царебожник, некий «старец» Сергий Романов, бывший уголовник, человек с большими связями и влиянием в определенных кругах.) В итоге, с ними считаются — как минимум терпят, особенно если лидеры царепоклонства не забывают делиться с официальной РПЦ доходами.
В то же время сама патриархия активно развивает бренд «царская семья». На месте снесенного дома Ипатьева, в котором была расстреляна царская семья, теперь огромный храмовый комплекс. Монастырь на Ганиной Яме — важнейшее место паломничества почитателей царской семьи не только со всей России, но и со всего мира. Деньги там льются рекой, поэтому и проблематично для РПЦ взять и согласиться с тем, что они ошиблись с местом — это может разрушить весь бизнес. Кстати, мемориал в Поросенковом логе, устроенный энтузиастами, церковью игнорируется: там стоят только пара крестов на месте захоронений, да небольшие памятные камни, на которых написано о том, что здесь эти захоронения были. По сути, РПЦ однажды придется признать, что уже много лет она просто плевала на правду, доказанную научно, ради своих коммерческих и идеологических интересов.Спикер от РПЦ Владимир Легойда сформулировал это в гладкой форме:
«Церковное признание возможно не ранее завершения всех экспертиз: генетических, исторических, антропологических и криминалистических. Решение, скорее всего, будет приниматься на уровне Архиерейского Собора, в силу важности вопроса. Оно не будет приурочено к какой-то дате. Как многократно подчеркивал Патриарх, в этом вопросе у нас нет права на ошибку. Научная экспертиза может говорить о 70–80% вероятности. Церкви желательно исключить эти 20% сомнений».
Ежегодно в ночь на 17 июля из Екатеринбурга в монастырь на Ганиной Яме отправляется многотысячный торжественный крестный ход (в этом году его собирается возглавить сам патриарх Кирилл). Неприятно будет объяснять людям, что ходили немного не туда, проходя мимо реального места захоронения. Что уж говорить о «марафонских забегах» до Ганиной Ямы, которые устраивает местная епархия…
Но дельцы на трагедии идут дальше: не первый год в церковных киосках продаются конфеты под названием… «Ганина Яма». Еще раз: остановитесь тут и медленно прочитайте. Постарайтесь, чтобы вас не стошнило.
Но бренд связан не только с монастырем и останками. Сама царская семья преподносится как образец настоящей православной семьи, на которую надо всем равняться, несмотря на то, что Николай был подкаблучник, а царица Александра отличалась убийственной для страны привязанностью к Распутину и повышенной степенью истеричности. Так, император однажды сказал Столыпину, который настаивал на удалении Распутина: «Лучше десять Распутиных, чем одна истерика императрицы». Но бренд «идеальная благочестивая царская семья» продолжает продвигаться в церковных книгах, сотнях статей, на телевидении, на эту тему в РПЦ бесконечно проводятся конференции, круглые столы и т.п.
И все дело тут именно в том, что Романовы были царями. Будь они же купцами или дворянами (или, не дай Бог, мещанами или крестьянами), при прочих равных условиях, их благочестие и семейная жизнь никого бы не интересовали и не вдохновляли.
В официальном документе о канонизации царской семьи сказано: «Подводя итог изучению государственной и церковной деятельности последнего Российского Императора, Комиссия не нашла в одной этой деятельности достаточных оснований для его канонизации. …представляется необходимым подчеркнуть, что канонизация Монарха никоим образом не связана с монархической идеологией и, тем более, не обозначает «канонизации» монархической формы правления» (Основания для канонизации царской семьи. Из доклада митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя синодальной комиссии по канонизации святых).
Но время таких определений прошло почти двадцать лет назад. Сейчас вновь все более популярными становятся мечты о «самодержавном монархе», возрастает пиетет перед «сильной властью», под сенью которой Церковь привычно чувствует себя тепло и уверенно. Свобода девяностых — начала двухтысячных оказалась тяжким бременем для РПЦ — вновь зазвучали во всю силу голоса о «симфонии» церкви и государства, о «духовных скрепах», о том, что только церковь и армия способны помочь государству укреплять патриотизм и воспитывать молодое поколение… подданных.
Кроткая смерть царя Николая, его личное благочестие хоть и называются важными, но на деле перестают что-либо значить в церковной риторике. На первое место опять выходят скипетр и держава, геополитические интересы и «власть от Бога». Ну и конфеты «Ганина Яма» — не пропадать же добру.
Иллюстрация: Мемориал в Поросенковом логе
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340
С помощью PayPal
Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: