РПЦ ожидает падение рейтинга и мелкие расколы
19 июля 2021 Ахилла
Повторяем анкету анонимного священника из нашего проекта «Исповедь анонимного…» за 2018 г. Как обычно, предлагаем автору, если у него изменились взгляды или житейская ситуация, поделиться новой историей с нашими читателями.
Добрый день, уважаемая редакция. Практически с самого начала появления сайта я являюсь его постоянным посетителем. Спасибо огромное, что освещаете проблемы РПЦ, даете возможность открыто высказать свое мнение.
Давно хотел заполнить анкету анонимного священнослужителя и наконец-то собрался с силами. В священном сане я уже около 20 лет, служил в разных епархиях, являлся (и сейчас являюсь) руководителем одного из отделов епархии, поэтому анкету буду заполнять анонимно.
Есть ли разница между Церковью, в которую ты пришел когда-то, и РПЦ, в которой оказался?
Да, и огромная. Осознанно я пришел в Церковь в середине 90-х, будучи старшеклассником. Исторически храма в нашем городе не было, было переделано какое-то здание под молебный дом. Священник приезжал к нам примерно раз в полгода в основном на престольные праздники. Доверие к Церкви тогда у народа на всех уровнях было просто огромное, рукополагался я в 2000 году у архиепископа Афанасия (Кудюка). Это был действительно святой человек, не отпустит тебя, пока не накормит. Отношения духовенства между собой были очень дружественными. К архиерею мог зайти запросто любой человек. После епархиального собрания обычно снимался ресторан или все ехали с архиереем на природу. Я был назначен на бедный приход, и владыка не только не брал с меня взнос, но и сам жертвовал мне товар.
В те годы быть священнослужителем для меня было чем-то высоким и светлым, несмотря на многие материальные и семейные трудности. Это не был фанатизм и не была, как говорят, «встречная благодать», я вообще не знаю, что это такое.
Мой путь в Православие с детства был очень тернист. На первой исповеди, когда я в 12 лет в 1989 г. пришел и не знал, что говорить, священник на меня просто наорал. Когда пошли ко Причастию, две бабки у чаши заскандалили между собой, кто из них будет первой причащаться. Другой священник, когда мне было 14 лет, научил меня пить водку. Если бы в моей жизни не было личной встречи моей души со Христом, то я бы считал Православие полным отстоем. На кой хрен что-то там и ради чего-то терпеть. Но эта встреча была, она не была такого-то числа, просто душа почувствовала, что там (в Православии) Христос.
Что изменилось для тебя за последние годы власти патриарха Кирилла?
Меняться начало не с приходом патриарха Кирилла, меняться начало тогда, когда в мир иной стали отходить люди, стоявшие во главе епархий, которые знали цену веры, которые на личном опыте прошли давление и даже застенки безбожной власти, которые видели в тебе собрата, а не денежный мешок или покорного раба, которым в свое время приходилось защищать храмы от закрытия, а священников — от произвола старост и уполномоченных. При патриархе Кирилле просто этот процесс ускорился. В церковь по карьерной лестнице взобрались люди, не знающие цену веры, не прожившие ее на личном опыте, не отстаивавшие ее перед кем-то или в борьбе со своими страстями. В 2002 году я впервые столкнулся с только что рукоположенным неверующим (!) епископом.
Что касается лично патриарха, то я скажу следующее: ведь никто не будет спорить, что Кирилл очень неглупый, а может быть, даже один из умнейших людей нашего времени. И поэтому мне кажется, что он намеренно разрушает Церковь изнутри, своей политикой провоцируя в ней расколы и нестроения, и я думаю, он это понимает, а может быть, просто — власть и деньги.
Ощутил ли на себе последствия раздела епархий?
Последствий разделения епархий на себе практически не ощутил, хотя пришлось чаще видеть архиерея, пришлось добровольно-принудительно возглавить отдел, а когда меня отправили в дыру за 200 км от епархиального центра, там, где даже сотовый интернет толком не берет, а для работы моего отдела нужен постоянно интернет, так как приходилось работать с определенными организациями районов, входящих в состав епархии, то я просто сменил епархию. Как можно управлять епотделом, за работой которого особо наблюдают в Москве за тридевять земель от епцентра, да еще без интернета? Можно было бы просто попроситься с руководителя отдела, но маразм у архиерея нарастал, я вообще впервые столкнулся с зашуганным архиереем, он слушал всех подряд, неоднократно на день менял свое решение.
Какие проблемы видишь в епархиальной жизни?
Мне приходилось служить в разных епархиях, и я увидел одну общую проблему всех епархий — маразматичность принимаемых решений и указов. Я не стал бы утверждать, что все архиереи плохие, есть хорошие, порядочные, добрые. Но все они живут в другом измерении, какой-то другой жизнью, они оторваны от реальной жизни, как сказал мне один священник, архиереи — это испорченные люди.
Каковы твои взаимоотношения с настоятелем, братьями-священниками, с архиереем?
Я сам являюсь настоятелем и сам над собой благочинным. С нынешним архиереем отношения хорошие, иногда звоним друг другу. У меня есть несколько друзей священников, постоянно перезваниваемся, ездим друг к другу в гости.
Каковы отношения между священниками в твоей епархии?
В данной епархии, где я служу, отношения между священниками нейтральные, каждый сам по себе, обычно сдруживаются те, кто пришел из других епархий.
Как живет обычный священник день за днем, без прикрас, без слащавой картинки для православной публики?
Каждый по-разному, у нас епископ в глухомань не посылает служить, наверное, потому, что и посылать некого, нехватка духовенства дикая. У нас благочиния находятся в границах адм. района, и в большинстве районов настоятель (и он же благочинный) — один на весь район, имея в подчинении еще несколько приходов, такая же ситуация и у меня.
Как выглядит приходская жизнь глазами священника? Социальная, миссионерская, молодежная деятельность на твоем приходе, в твоей епархии — это реальность или фикция?
Если есть добровольцы и энтузиасты, то социальная, миссионерская и другая деятельность движется, а если нет, то нет. Естественно, я сотрудничаю с социальными, образовательными и административными учреждениями (школы, дома престарелых, ГИБДД и др.), а на приходе активной деятельности нет. Что касается епархии, тут все зависит от архиерея, вернее, от его предпочтения: если архиерей зациклен, например, на ОРОиК (Отдел религиозного образования и катехизации), то эта сфера будет шевелиться, а в остальном будет фикция, но, как показывает практика, эта зацикленность чаще всего маразматична.
Как ты видишь прихожан, каковы ваши отношения?
Всяко бывает, как в любой семье, бывает и ссоримся, и миримся.
Как выглядит финансовая жизнь обычного прихода, куда распределяются денежные потоки? Зарплаты, отпуска, больничные, пенсии, трудовая, весь соцпакет — как с этим обстоит?
Епархиальный взнос у нас фиксированный, и для моего прихода это благо, от ежемесячного дохода это от 7 до 30%, в зависимости от того, сколько наслужили за месяц, все остальное остается нам.
Как себя ощущает священник через 10 лет служения? Есть ли чувство правильного движения, духовного развития или регресс по сравнению с тобой, только что рукоположенным?
За 18 лет служения было всякое: и регресс, и прогресс. Этот процесс идет всегда, можно сказать лишь об определенном времени. Если брать данный момент, то в чем-то прогресс, а в чем-то регресс.
Если отмотать назад — пошел бы опять в священники?
В разные моменты жизни на этот вопрос я отвечал по-разному. Может быть, не так тесно, но с церковью я свою жизнь, наверное, бы связал, причем, таким образом, чтобы быть как можно независимей от церковной системы.
Нет ли желания уйти совсем: за штат, снять сан или в альтернативную церковь?
Иногда бывает желание, и год назад была даже попытка. Я встречался со старообрядческим патриархом Александром (Русская Древлеправославная Церковь), и он меня уже согласился принять, но с условием, что мне нужно будет принять у них Крещение, а потом меня заново рукоположат, и это, наверное, к счастью, меня остановило.
От чего больше всего устаешь?
От глупостей — и от своих, и от людских.
Есть ли разрыв между тобой-человеком и тобой-священником — насколько это разные люди?
Нет, я такой, какой я есть, может быть поэтому часто попадаю в разные конфликтные ситуации. Мне мама говорила, что священник должен быть степенный, ходить и говорить медленно. Я этого не понимаю, играть роль благообразного не хочу, мне это противно. Я живу по принципу: «кто Богу не грешен, тот царю не виноват», а кто как ко мне относится — это их дело. Мне есть, перед Кем отвечать, и понравиться прежде всего я должен Ему.
Священство — благо для твоей семейной жизни или проблема?
Проблема! И еще какая, более 10 лет назад из-за вранья одного епископа рухнула моя семья, я не говорю уже о том, что постоянно приходилось переезжать с квартиры на квартиру. Сейчас в той семье все стабильно, как и у меня.
Каким видится будущее (собственное и РПЦ): ближайшее, лет через 10?
Трудно сказать. У нас и страна, и РПЦ непредсказуемы. Поживем — увидим, но на данный момент, как я вижу, рейтинг РПЦ будет падать дальше и, возможно, ее будут сотрясать мелкие расколы. Из архиереев вряд ли кто попытается учинить раскол, а вот из рядового духовенства или из служения, или в расколы уходить будут.
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340
Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: