Эволюция и Рай

21 марта 2018 Сергей Зубарев

«Вспоминаю фразу, которую в 90-х любил повторять Кураев: «…перед храмом нужно снимать шляпу, а не голову». Теперь думаю, что скорее все наоборот. Если чересчур рационализировать религию, то можно утратить всякую веру, слишком много нестыковок. Верую, ибо абсурдно, Тертуллиан меня подери». — фраза из просторов рунета.

В этой фразе Тертуллиана кроется, на мой взгляд, помимо прочего еще и опасность. Ведь если мы верим потому, что «абсурдно», то и предметом нашей веры может стать все что угодно, вплоть до совершенно антиобщественных феноменов. «Верую в богиню Кали, ибо абсурдно», «верую в то, что Владимир Ленин жив и правит нами, ибо абсурдно», «верую в летающий чайник Рассела…», «верую в то, что ведьма посылает ураганы, и надо приносить ей в жертву живых собак…». Примеров можно привести массу, и везде будет на 100% «работать» аргумент Тертуллиана. На самом деле, это вообще не аргумент, и удовлетворяться им можно только в том случае, если очень сильно этого хотеть.

Чтобы понять, откуда бежит река, нужно смело и уверенно идти вверх по течению — там мы найдём её начало. То же самое и с любым феноменом нашей жизни. Чтобы что-то принять, нужно это сначала понять. Чтобы это понять — нужно это исследовать. По возможности идти до самого истока.

Неосознанная, необъяснимая Вера зарождается где-то очень глубоко — внутри подсознания. А так как в нашей культуре почему-то принято крестить детей в бессознательном возрасте, то и неосознанные «продукты веры» остаются на подкорке мозга, пожалуй, на всю жизнь. Что это за продукты? Осознание того, что мы, перефразируя Кураева, «не просто мусор на окраине Вселенной», что у нас есть «бессмертная душа», что каждый человек важен Богу, что Бог добр и всемогущ, и Он при случае поможет «вырулить», что ты в конце концов не одинок. Именно эти и не только эти продукты веры многие из нас ощущают с самого детства. Ведь ребёнок выживает лишь потому, что так или иначе копирует поведение взрослых: «не трогай огонь», «не прыгай с пятого этажа» и так далее. В эту же цепочку можно поставить «веруй в доброго Бога, иначе все пойдёт наперекосяк».

Последнего предостережения хватает для того, чтобы культивировать в себе неосознанную веру достаточно долго. С одной стороны, это не плохо. И хотелось бы лишний раз поблудить в юношестве — да как-то стрёмно. Раз Бог не велит — значит, что-то в этом есть. Хотелось бы порой обмануть родителей — но тоже не моглось, потому что если они не догадаются, то Бог-то всё равно увидит (хотя аналогичный результат может дать и вера в закон кармы или просто осознание закона причины и следствия).

До поры до времени такая вера живёт на уровне подсознания, ты её не анализируешь. Время от времени заходишь в храм, время от времени обращаешься к Богу. Но потом (хотя и не у всех) — щёлк! И ты решаешь изучить свою веру, воцерковиться, так сказать, «по полной». А чтобы воцерковиться «по полной», необходимо разобраться в том, Кому же ты все-таки молишься? И если этот Кто-то — любящий человеков Христос, то ура!..

Ура-то, конечно, ура… Но это еще не исток, не начало вашей христианской реки: ведь вовсе не с истории Христа, а с другой истории начинается христианская вера.

Это история грехопадения и коренного изменения мира.

Ведь добрый, всемогущий и всеведущий Бог создал наш мир совершенно не таким, каким мы его видим сейчас, а иным: в нём не было страданий животных, страданий невинных детей, сумасшедших и беспомощных стариков. Этот мир не был устроен таким образом, что всякая живая тварь могла выживать только потому, что убивала и ела других живых тварей. В нём не было клопов (которые абсолютно бесполезны даже в пищевой цепи) и не было миллионов открытых и неоткрытых вирусов и бактерий. И если Бог создал такой мир, то, действительно, логично пытаться приблизиться к такому Богу, прикоснуться хотя бы к самому краю Его одежды, услышать Его доброе дыхание и сказать: «Спасибо Тебе, Отец, что ты попытался создать этот прекрасный проект — пусть он теперь и провалился. Спасибо Тебе, что Ты любишь меня и тех африканских пацанов, которые живут за тысячи километров». Можно было спрашивать Его, пусть и не получая ответа: «Отец, расскажи, пожалуйста, открой хоть на секунду, почему после грехопадения наших предков, страдаем все мы? Почему согрешил когда-то Адам, а из-за него африканские пацаны не доживают до 30 лет и в XXI веке, будучи вынужденными разбирать ядовитые компьютеры, завезённые из „развитых стран“? Почему мать сходит с ума после смерти ребёнка от какой-нибудь очередной неведомой болезни? Почему цунами сносит целый город, ведь цунами не зависит от „свободной“ воли человека? Почему?..»

Даже не получая ответов на эти вопросы, но зная, что изначально проект нашего мира был другим, логично желание узнать такого Бога! Милостивого Бога-неудачника, такого же несчастного растяпу, как и мы, такого близкого нам по духу, нашего отца, братана и лучшего друга. Бога, который строил свою великую империю, но доверенные лица послали его подальше и стали его конкурентами, прорабы великий имперской стройки перепились и распродали стройматериалы, дамы — которые виделись Творцу как будущие кроткие матери — начали торговать своими телами, а их кормильцы — благочестивые отцы — начали убивать себе подобных, торговать себе подобными и, в конце концов, превратили мир в бардак. Империя добра не выдержала, каркас протёк, и со всех щелей полезли бактерии, блохи, клопы и тараканы, бубонная чума, сифилис, опухоли, психические расстройства, цунами и наводнения… Список бесконечен.

Итак, главный вопрос, на который следует ответить, приступив к изучению основы христианской веры: а был ли мир другим?

Ведь если мир никогда не был райским, и его основа всегда состояла из закона эволюции, закона выживания, закона пожирания одного живого существа другим, то каковы же свойства Бога, который создал такой мир? И зачем человеку желать приобщиться такому Богу?

Ведь либо Он, а) запустил этот проект, а дальше все идёт своим чередом, и Его мало волнует каждая отдельно взятая за задницу жизнь. Либо Он б) злой, с человеческой точки зрения, Бог. И Его проект изначально был сделан таким — весьма кровавым и болезненным для обитателей. Либо Он в) лучше знает, как устроить мир, и устроил его именно так, как надо. И все страдания и зло только кажутся нам таковыми, в то время как с точки зрения Бога в мире зла нет. Но тогда мы в принципе не должны оперировать понятием зла! И тогда бессмысленны, и не нужны ни грехопадение, ни искупление. Либо Он г) не существует.

Мне, как человеку, выросшему в христианстве и в своё время испытавшему диссонанс от того, что «и не верить не могу, но и верить не могу», важна в контексте этого рассуждения версия именно христианская: всеблагой Бог создал райский мир, но человек грехопал и испортил этот мир.

Итак, предположим, что человек грехопал. Пошёл против воли Бога по своей «свободной воле» (причём, очевидно, что речь о двух библейских людях сугубо метафорична, так как на сегодня доподлинно известно, что человечество не могло развиться от двух особей). Вопрос свободы воли предлагаю пока оставить за рамками, примем на веру, что она существует (хотя наука пристально изучает этот вопрос именно ввиду сомнений в отношении понятия «свобода воли»). Но когда же грехопал человек?..

Сегодняшние антропология и эволюционная биология, имея в своём арсенале около 10 методов датировки, имея опыт работы с геномом, однозначно признаёт теорию эволюции как ведущую теорию истории развития человечества. Эта история (по крайней мере, известная науке) начинается 18 млн. лет назад с обезьяноподобных существ — проконсулов, далее эволюционная ветвь ведёт к первым прямоходящим существам — сахелянтропам, которые обитали в Африке. Нет смысла рисовать здесь всё эволюционное древо, следует лишь уточнить, что после сахелянтропов мир увидел первых ардипитеков и австралопитеков, и уже после них — около 2,4 млн. лет назад появились гоминиды, которых принято относить к разряду хомо. Далее эволюция развивается, гоминиды делятся на разные ветви (в том числе тупиковые, например, неандертальцы, островные карлики и др.), и лишь порядка 100 тысяч лет назад появляются хомо сапиенсы — наши непосредственные предки, иными словами, мы с вами. И сегодня хомо сапиенсы — единственный вид гоминид, населяющих Землю.

Эволюционная картина во все времена была принципиально такой же, как и сегодня: её неизбежными составляющими были рождение, жизнь с её болезнями, убийствами других существ ради пропитания, старением и смертью. Так кто же согрешил в этой долгой, большой и запутанной эволюционной цепи?..

Быть может, согрешили проконсулы? Но как? Их мозг был слишком мал, их тело и повадки еще слишком напоминали обезьяньи. Можно ли было считать их «образом и подобием»? Очевидно, что нет. Быть может, согрешили сахелянтропы, которые уже были прямоходящими, но в целом их скелет является чем-то промежуточным между человеческим и обезьяньим? Честно говоря, глядя на череп «Тумая», найденного в республике Чад, сложно представить, что это живое существо могло грешить и нарушать заветы Бога. А может быть, согрешили неандертальцы, которые были весьма интеллектуальны, хоронили своих погибших родственников? Очевидно, что в эволюционной цепи нам не найти согрешивших. Как не найти и чёткой черты, после которой наши предки стали людьми в полном смысле этого слова. Это был постепенный, многолетний процесс. Точно так же, как мы не можем увидеть точки, после которой подросток становится взрослым, а взрослый — стариком, мы не можем найти точки «превращения» нашего предка в «полноценного» человека разумного

Но даже если когда-либо обнаружится (хотя это и невероятно), что «согрешил и грехопал», например, неандерталец, то в контексте «райской» истории это не будет играть никакой роли, ведь окажется, что его предки и вообще всякая тварь «стенала и мучилась» и до него! То есть условное грехопадение несчастного неандертальца совершенно не изменило суть этого мира. Принципы мироустройства остались прежними: эволюция, болезни, катаклизмы, смерть, вирусы, бактерии и иже с ними — то, что человечество считает страданием и злом.

А быть может, грехопадение — это доисторический факт? И он произошёл до любой видимой точки истории наших предков? В этом случае надо признать, что грешили существа, обладавшие разумом, то есть по сути своей относившиеся к хомо. Но тогда получается, что уже после грехопадения они превратились в проконсулов — ископаемых приматов, живших по большей части на деревьях? Но в Библии сказано, что после грехопадения первые люди «узнали, что они наги». Проконсулам же было все равно, наги они или нет.

Таким образом, разбираясь в истории наших предков, мы не можем найти ни одной зацепки, которая говорила бы о том, что наш мир хоть когда-то был иным — лишённым «болезни и печали». Нет ни одной зацепки, которая хотя бы на долю секунды заставила нас удостовериться в существовании Рая. А значит, нет ни одной зацепки, чтобы помыслить Бога, который создал бы иной — отличный от нашего — мир.

***

Недавно в одной из программ, в которой дискутировали биолог и священник, последний, в беспомощных попытках отстоять библейскую теорию происхождения мира, постоянно повторял фразу: «Это разные плоскости, это разные плоскости…» На что биолог ему резонно возражал: «Так все-таки был мир другим или нет? Был он райским или все-таки не был?»

На сегодняшний день мы знаем, что католическая церковь в лице Папы Римского признала теорию эволюции. И при этом оставила при себе библейскую теорию происхождения вселенского зла. Я же не вижу в этом никакой логики, пока что мне остаётся признать, что теория эволюции и Библия не совместимы. Или мы признаём первое (и тогда в этой картине нет места доброму Богу, который создал райский мир), или мы признаём второе (и тогда мы идём против науки, против по-настоящему великих открытий в угоду догматам и устоявшимся убеждениям).

Кирпич под названием «грехопадение и изменение райского Божьего мира» — очень важный в фундаменте христианства. Как мне видится, он разбился вдребезги под натиском молотков антропологов, микроскопов эволюционных биологов и очков современных генетиков. Здание покосилось.

Я с большим интересом и нетерпением ждал и жду, что кто-либо из верующих христиан сможет восстановить этот кирпич. Пока подобных мастеров я не встречал. Ни в жизни, ни в интернете, ни в телевизоре.

«Это другая плоскость, это другая плоскость!» Мне очень жаль тех, кто основывает или основывал свою жизнь на слепых религиозных догматах, которые могут быть опровергнуты простым молодым биологом. Таким людям может быть очень трудно потом — когда кто-то вытащит кирпич из их фундамента. Фундамента личной веры, той самой, которая когда-то давала радость и смысл. Что останется после этого, и как с этим жить? Это и есть главный вопрос для каждого человека, теряющего нечто главное. Нечто принятое когда-то наобум. Неизученное и непроверенное.

Именно поэтому я не устаю повторять своим детям: все проверяйте и все анализируйте. Исследуйте все вокруг, и только честно и беспристрастно исследовав, вы, возможно, найдёте тут что-то истинно своё.

В чем и себе и вам, дорогие читатели «Ахиллы», я безусловно, желаю успехов!

Читайте также:

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340

С помощью PayPal

Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: