О вере, или Почему я не атеист

20 сентября 2018 священник Федор Людоговский

Написанное ниже ни в малейшей степени не является попыткой доказать что-либо кому бы то ни было (в том числе себе). Это лишь исключительно субъективные основания моей личной веры, которые я попытался сформулировать, во-первых, для себя и, во-вторых, для заинтересованного читателя.

Может быть, это будет несколько неожиданным, но для меня самое очевидное свидетельство о Творце — это природа. Не люблю пафоса и слащавости в разговорах о вере, но когда я вижу небо, облака, леса, поля, горы, реки, животных, птиц — молитва рождается сама собой. И это не обычное для меня в иное время «Дай!», а — «Господи, благодарю Тебя! Господи, слава Тебе!» Тут всё очевидно, тут не нужно доказательств. На душе — радость и покой, ощущение единства со всей вселенной.

Воскресение. Даже не столько воскресение, сколько — как бы это поточнее сформулировать? — всеобщее восстановление, исцеление, уврачевание, долюбливание. Я очень надеюсь, мне очень хочется верить, что всё зло, что творится в этом мире, все страдания, которые испытывают живые существа, всё уродство, причиной которого нередко является человек, — всё это некогда, негде, неведомым нам образом, но непременно будет исправлено. И для меня это не связано с каким-то отмщением, наказанием виновных и проч. Нет, речь о том мире (веке?), где и когда будет любовь, красота и истина. Наивно? — да. Эскапизм? — возможно. Инфантилизм? — пожалуй. Но не зря ведь сказано: будьте как дети. Кажется, у меня это отчасти получается.

Свобода воли. Понимаю, что об этом размышляли и писали тысячи людей, гораздо более умных и знающих, чем я; но повторяю: мой текст ни в малейшей степени не претендует на объективность, универсальность и общезначимость. Лично для меня свобода человеческой воли (если она существует и проявляет себя хотя бы в отдельных случаях) — свидетельство того, что человек принадлежит к двум мирам: к материальному миру с его всецелой детерминированностью (элемент непредсказуемости, свойственный квантовому миру, здесь вряд ли что-то принципиально меняет) — и к миру, который принято называть духовным: здесь человек (а может быть, и другие существа) свободен от ограничений материи и законов физики и может действовать разумно, осознанно и свободно. Ну, а если свободы воли нет — то чем отличается человек от камня или гравитационной волны?

Вот таким вот образом. Вот в таком, как говорил герой Стругацких, аксепте.

Возможно, христиане посетуют, что всё это слишком водянисто и неконкретно; а атеисты и агностики решат, что я не могу расстаться с привычными иллюзиями. Но я не пряник, чтобы всем нравиться. Моя главная цель — быть честным с самим собой. И, думаю, для Бога это тоже важно.

Источник

Читайте также:

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340

Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: