Два храма на поселок, покаяние за убийство помазанника и «малочисленное православие в Европе»
12 октября 2018 Алексей Плужников
Продолжаем наше «Паломничество „Ахиллы” по храмам Урала».
***
17 августа 2018 г., поселок Тургояк, Челябинская область
В поселке мы оказались мимоходом — возвращаясь с отдыха на знаменитом одноименном озере. Храм в поселке трудно не заметить — новодел, просматриваемый за несколько километров с разных сторон.
Но когда мы подошли ближе, оказалось, что этот храм (Михаила Архангела) закрыт (еще не отделан), а службы проходят в находящемся рядом деревянном храме Царственных страстотерпцев.
Как уверяют на сайте прихода, деревянный храм построен по благословению «старца Иеронима Санаксарского», первая служба состоялась в 2003 г.
Цитата с сайта прихода:
«Храм получил название в честь Царственных Страстотерпцев. В последние годы на рубеже веков в Екатеринбурге на месте казни царской семьи был заложен храм на Крови и монастырь в Ганиной яме. Русский народ, претерпев множество испытаний, пройдя через десятилетия богоборчества, вновь обращается в православие, принося покаяние. Царь Николай, Святые Царственные Страстотерпцы взошли на русскую Голгофу, пострадали за Россию. И сегодня наш долг покаяться в том, что мы предали помазанника Божьего. Поэтому не было сомнений, как назвать храм. Господь вразумил нас».
Как-то слегка повеяло царебожническим душком… Риторика очень близкая.
Сайт у прихода вообще странный. Так в разделе «История православия» выложена единственная «статья», явно взятая бездумно из какого-то светского учебника по религиоведению, с таким текстом (цитируем немного не до конца):
«История зарождения православия в Византии
Православная религия самая малочисленная по числу своих сторонников (ее проповедуют около ста миллионов человек). Православные люди живут, в основном, в Европе.
Православие сформировалось в недрах Византийской империи и на протяжении нескольких столетий являлось государственной религией Византии. Медленные темпы феодализации Византии привели к тому, что там возникла статичность всех форм жизни. В духовной сфере важен традиционализм. Отличительные признаки: ориентация на религиозную традицию, отрицание реформаторства. Предмет особой гордости церквей — это традиционализм, верность тому, что сложилось в вероучении и культе в период вселенских соборов IV—VIII вв.
В то время в Византии наличествовала сильная императорская власть, которая рассматривала восточное христианство как государственную идеологию, а церковь как составляющую часть государственной структуры. Взаимоотношение церкви и государства было закреплено еще в VI веке законодательством Юстиниана Первого «Симфония» (созвучие).
Традиционное православие считает «Симфонию» союзом двух равных сил — государственной и церковной, светской и духовной. Герб Византии — это символ двух главных ветвей власти (церкви и государства).
Вскоре «Симфония» переродилась в «Цезарепапизм» — доминирование государственной власти над церковью. Главой церкви становится император, помазанник божий. Неповиновение императору — это тяжкий грех. Патриарх в государстве выполняет лишь исполнительскую функцию. Законы империи получают церковную санкцию, а церковные каноны — силу закона».
В разделе «Уроки воспитания» выложены малочитабельные и велеречивые советы Иоанна Златоуста, а в разделе «Правила поведения» рассказывается, что женские брюки в храме «запрещены» (впрочем, уточняется, что есть и более мягкий подход, когда женщина зашла в храм «случайно» — в этом случае еще можно стерпеть ее штаны); даже в теплую погоду надо приходить с «длинным рукавом»; во время месячных женщинам приходить нельзя; и фото- и видеосъемка запрещены без особого на то благословения священника. Правда, эта информация тоже явно скопирована откуда-то, и работниками храма не изучалась, потому что Ксения спокойно зашла в штанах и с фотоаппаратом, даже сделала пару снимков внутри, без претензий со стороны кого-либо (или нам просто повезло).
Большой храм заложили потому, что деревянный храм не вмещает уже всех желающих (поселок Тургояк находится на окраине города Миасс), об этом также сообщается на сайте прихода.
Деревянный храмовый комплекс очень стильный, несколько зданий на одной территории: помимо храма, в отдельном здании трапезная и библиотека, еще в одном висит объявление о православном лагере, есть детская площадка.
Странно (для поселка), но 17 августа (в пятницу) вечером была вечерняя служба (18-го — литургия), мы как раз успели мельком увидеть священника, который зашел в храм и скрылся в алтаре — готовиться к богослужению. В храме за 20 минут до начала было буквально человека четыре-пять.
У входа в храм висит объявление о необходимости желающим принять крещение или крестить ребенка пройти оглашение. Оглашение длится час.
Церковная лавка находится в притворе храма. Лавка очень жиденькая, книг в продаже практически нет, только несколько брошюр. Здесь же лежит заламинированная распечатка с указанием «пожертвований» за требы. За крещение — 1000 р, за венчание — 2000. Остальные требы тоже подробно расписаны.
Тут же в притворе висит портрет патриарха.
В целом храм произвел очень приятное впечатление, но во многом из-за моей глубокой любви к деревянному зодчеству.
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340
Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: