«Драгоценный венок для вечности»

11 октября 2018 Алексей Плужников

Вспомнить об этой своей старой рецензии меня побудил один повод: в августе 2018 года редакция «Ахиллы» побывала мимоходом в одном храме в честь Царственных страстотерпцев (об этом у нас будет отдельный материал в цикле «Паломничество „Ахиллы” по храмам Урала») — этот храм, как уверяют на сайте того прихода, заложен «по благословению старца схиигумена Иеронима из Санаксарского монастыря». Вот я и решил, что стоит напомнить об этом человеке, вернее, о том, что писали о нем не вполне добросовестные авторы.

Рецензию публикую с небольшими правками и сокращениями.

***

Книга «Старец Иероним» издана в Самаре в 2004 году по благословению архиепископа Самарского и Сызранского Сергия. Автор-составитель книги — Антон Жоголев, редактор самарской православной газеты «Благовест».

Эта книга — сборник воспоминаний об известном духовнике Санаксарского монастыря (Мордовия) схиигумене Иерониме (Верендякине), почившем в 2001 году. Именно после публикаций Жоголева в «Благовесте» схиигумен Иероним получил широкую известность по всей России. Тысячи людей стали съезжаться в Санаксары, чтобы посетить могилу современного подвижника.

В этой книге люди, близко знавших схиигумена Иеронима, вспоминают о нем, как о благодатном молитвеннике и прозорливце, с благоговением говорят о главном даре старца — великой простоте и любви ко всем: Богу, ближним и даже врагам. Фотографии старца в книге молчаливо говорят о том же — лучезарные, сияющие глаза, ласковая отеческая улыбка…

Мне самому довелось побывать в августе 2006 года в Санаксарском монастыре и на могиле старца. Вернее, в часовне, выстроенной почитателями старца над местом его упокоения. Далеко не каждый подвижник сподобляется того, чтобы над его могилой уже через пять лет после кончины возвышалась каменная златоглавая часовня.

Часовня над могилой схиигумена Иеронима (справа)/фото автора, 2006 г.

Но — как это, к сожалению, часто бывает — в бочку меда обязательно постарались запустить пару половников дегтя. В книгах о современных старцах, известных священниках у авторов жизнеописаний нередко возникает соблазн заставить светлый образ подвижника «поработать» на собственном поле. Эта беда не обошла и данную книгу.

ИНН и «святой» Григорий Распутин

Уже в предисловии книги автор-составитель (напомню — редактор православной газеты) призывает нас запомнить и усвоить следующее (цитирую с сохранением орфографии):

«Последние годы жизни санаксарского старца совпали с горячим обсуждением в церковной среде двух судьбоносных вопросов: канонизации Царской Семьи и отношения к проблеме ИНН. Естественно, схиигумена Иеронима часто вопрошали о его отношении к этим проблемам. Как по первому, так и по второму вопросу он неизменно занимал четкую и твердую позицию. Задолго до канонизации Царской Семьи он неустанно призывал своих духовных чад молиться Царю Николаю. Он говорил, что „когда Царь — святой, то он у Царя Славы Христа выше других угодников Божиих“. Он носил у себя на груди медальон, сделанный из серебряного Царского рубля с ликом Царя-Мученика Николая. А 2 сентября 1998 г. в Нероновке он вдруг свой „иконописный рубль“ повесил мне на грудь, сказав, что это большая святыня (преподобный Кукша Одесский, как известно, таким вот рублем даже освящал воду!). После этого безценного дара, как позднее мне сообщил келейник иеродиакон Амвросий, старец стал носить подаренный ему кем-то медальон уже с золотым Царским рублем!

Известно и то, что отец Иероним не благословлял своих духовных чад принимать ИНН. И еще задолго до всевозможных исследований, научно и несомненно доказавших наличие „числа зверя“ в штрих-коде, указывал на духовную опасность этого зловещего начертания». (Указ. соч. с.5–6)

В другом месте Жоголев пишет:

«Когда над Россией загремел гром новой беды — злополучной „идентификации“, — многие монастыри вдруг превратились в своего рода крепости в борьбе с этим нежданным злом… В эти монастыри люди потянулись с вопросами, брать или нет этот пугающий „номер“. И вот когда многих из нас охватило уныние, когда даже некоторые известные старцы отмалчивались или, того хуже, обреченно „юродствовали“ в ответ на прямо поставленный вопрос, тогда и раздался из Санаксар громкий голос отца Иеронима! И уже не горстка духовных чад, а вся Россия узнала, что есть в Санаксарах духовник, старец, и вот этот старец открыто не благословляет брать ИНН. А кто принимает „номер“, считает он, тот „повредит своей душе“… Быть может, это и был тот последний „раунд“, который должен был выстоять в земной жизни „на ринге“ отец Иероним. Не просто выстоял в неравном бою отец Иероним, а еще и помог выстоять многим из нас…» (с.35)

Вот в чем, оказывается, основной замысел книги: убедить читателей в том, что главные, «судьбоносные» вопросы сейчас (на момент написания рецензии — А.П.) — это поклонение Царской Семье и ИНН, а старец Иероним служит рупором (в глазах автора) этих идей. И опять навязывается «царебожническая» ересь, когда «царский рубль» уже служит заменой Кресту Христову, раз им даже воду можно освящать.

Наместница Тихвинского женского монастыря монахиня Феофилакта в своих воспоминаниях в книге вторит Жоголеву:

«После того, как батюшка уже почил, было у меня тяжелое состояние — переживаю за каждую сестру, ведь столько искушений — ИНН, перепись…» (с.69)

Ну, а где «Царь-мученик», там и «святой старец» Григорий Распутин:

«Аня увидела в келье у батюшки икону, на которой был изображен схимник, держащий бережно на руках мальчика. Схимонах в руке сжимал горящую свечу, а мальчик — крест.

— Кто это, батюшка? — спросила она.

— Григорий Распутин и Царевич Алексий, — ответил старец.

— А почему он в схиме? — удивилась я.

— Он был схимонах. Они ведь ничего не понимали. Страшно мучили его, а Григорий молился: „Господи, не вмени им в грех“. Зверски убили его, но даже мертвое тело мученика им было страшно. Царь после его смерти всегда носил при себе частицу его мощей, — добавил отец Иероним». (с.139)

Вновь монахиня Феофилакта поет в унисон:

«Схиигумен Иероним и в отношении к Государю очень поддерживал нас. Он всегда говорил о грядущем прославлении Царской Семьи, предсказывал и то, что имя убиенного Друга Царской Семьи Григория Распутина будет очищено от клеветы, а сам он, придет час, тоже будет прославлен». (с.68)

Отец Андрей Кураев как-то сказал, что, действительно, настоящий старец по своей великой простоте и любви может поверить в россказни о том, что Распутин был святой, а не пьяница, развратник и негодяй. Подвижник не имеет подозрительности, он всегда готов поверить скорее в лучшее мнение о человеке, чем в худшее, и радоваться этим «добрым» вестям.

Схиигумен Иероним мог искренне верить в необходимость канонизации царской семьи (что и произошло), мог верить в святость Распутина, мог опасаться ИНН (в конце 90-х многие архиереи и богословы тоже недоумевали, как относиться к этой проблеме. Но к выходу книги Жоголева (2004 г.) проблема ИНН была уже разрешена, РПЦ высказала свою позицию, призвав всех к успокоению и прекращению раздоров, объяснив, что вопрос о принятии ИНН не имеет религиозного значения).

Санаксарский монастырь, 2006 г./фото автора

Дети-«колдуны» и старец-бесогон

Есть в книге еще рассказ якобы самого старца («якобы», потому что не хотелось бы верить, что нижеописанный бред исходил из уст благодатного подвижника):

«…Однажды привели ко мне мальчика на исповедь. Спрашиваю его: „В чем ты грешен?“ А он мне в ответ: „Я великогрешен“. Как же, говорю ему, ты, такой маленький, успел так нагрешить? А он отвечает: „Я колдун. Я порчу могу на людей наводить!“ — „Как же ты еще вырасти не успел, а уже колдун“, — спрашиваю его. И он рассказал, что однажды учительница вышла из класса и сказала, что придет через час. Велела им сидеть смирно и ждать ее. Как только она ушла, в класс заскочила какая-то женщина и сказала: „Что я буду на доске писать, то вы переписывайте в тетрадки и запоминайте“. Один испугался, сказал, что не хочет писать. Тогда ведьма сказала, что ему за это плохо будет… Они стали писать. Там какие-то непонятные слова были. Она все, что хотела, продиктовала школьникам и ушла. Не забыв предупредить их, что теперь они колдуны и могут приворожить всех, кого захотят…

Я понял, что ведьма с ними поработала сильно. Видно, весь класс и правда превратился в колдунов. Пришлось читать над ребенком чин отречения от занятий оккультизмом. В нем есть слова: „Отрекаюсь от сатаны и всех дел его!“ Потом я сказал родителям, что мальчика нужно срочно отдать в монастырь, иначе бесы все равно будут сильно мучить его детскую, неокрепшую душу.

Колдунов сейчас очень много. Прикоснешься к колдунье или просто посмотрит она на тебя, и уже „запустит“ в тебя беса. Вот почему всегда нужно быть вооруженным: непрестанно молиться». (с.16–17)

Интересно, эту историю списывали с «Гарри Поттера» или наслушались бабушкиных страшилок на печке?

Способность сделать 20–30 детей за полчаса колдунами путем диктанта — это, надо полагать, высший пилотаж магического искусства. Вот бы православным научиться подобному: за один урок «Основ православной культуры» получить пару десятков египетских аскетов в школьной форме… А если кроме шуток, то тут проводится та же идея, что и с ИНН, когда якобы незаметно для себя, без личного сознательного духовного участия можно продать душу антихристу, взяв бумажку с «номером» или купив пакет молока со штрих-кодом. Также и в данном случае: если мы верим в подобные колдовские рассказы, то тем самым попираем великий Божий дар, изначально данный человеку: свободу духовного выбора между добром и злом.

И как, оказывается, все просто и ясно: толкнул плечом в трамвае ведьму — и ты уже «порченый», и пора бежать в монастырь на отчитку. Что, кстати, и делают многие «верующие», которые в каждой соседке видят ведьму и мигрируют по монастырям, где проводятся массовые экзорцизмы (что является, к тому же, важным источником дохода таких монастырей).

Вера в колдунов и страх перед их «силой» практически всегда сосуществует в таких «православных» с верой в старцев, «гоняющих» бесов и исцеляющих от порчи. По сути, старец в глазах суеверных чад становится аналогом «белого», «доброго» колдуна, который «снимет порчу, сглаз, вернет счастье и здоровье». Этим и объясняется спрос на литературу о старцах: подобные «православные» верят в сатану больше, чем в Бога, и ждут со страхом прихода антихриста, а не с надеждой — Христа.

Радует, правда, что «колдовская» тема в книге все же не главная.

Заключение

Главная беда издаваемой в последние десятилетия в России литературы о подвижниках благочестия — это то, что занимаются ее изданием подчас недобросовестные люди, хорошо знающие, как сильно действует печатное слово на русского человека («раз написано — значит, правда»), и потому активно использующие это в своих далеко не благовидных целях.

Поэтому хочется пожелать тем, кто все же решит прочитать эту книгу, трезво относиться ко всем «геополитическим» пророчествам, скептически пролистывать страницы с «тайными знаниями» о «схимнике» Распутине, «царских рублях», «попугайчике старца, загубленном колдунами» и прочими побасенками. Зато внимательно прислушаться к таким характеристикам старца:

«Он был прост сердцем, кроток, сам вид его источал любовь. Посмотришь на такого человека — просто посмотришь! — и на душе становится светло». (с.3)

«…Он неустанно проповедовал, что цель земной жизни — сплести драгоценный венок для вечности». (с.8)

Читайте также:

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340

Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: