Иерархичность или соборность?

29 сентября 2018 священник Илья Соловьев

Изучение истории юрисдикционных разделений в Русской Православной Церкви ХХ столетия наводит меня на мысль о том, что определение каноничности тех или иных церковных структур ставится в зависимость от максимально точного исполнения ими воли патриарха Тихона и его преемников, а равно и иных иерархических лиц, в разные годы стоявших во главе церковного управления (например, митр. Петр (Полянский) и даже митр. Сергий (Страгородский)). Некоторые церковные указы и распоряжения Высшей церковной власти как, например, Указ патриарха Тихона за № 362 от 1920 года, — известный как распоряжение «о временных автокефалиях» трактуются даже как «канон» Русской Церкви, о чем недвусмысленно говорили и говорят до сего дня т.н. «карловчане».

Несогласие с волей предстоятеля Церкви, даже при условии что само это предстоятельство с канонической точки небезупречно, рассматривается как внеканоническое действие и даже как уход на страну далече. То, что митр. Евлогий (Георгиевский) в 1931 году не послушал воли митрополита Сергия и ушел в юрисдикцию Константинопольской патриархии, ставится в укор всему Западно-европейскому Экзархату даже до сего дня. Но какие же еще нужны факты и аргументы, чтобы иные «законники» поняли, что точное следование волеизъявлению митр. Сергия в 1931 году в условиях его несвободы и давления на него со стороны власти могло бы завести церковную жизнь епархии митрополита Евлогия в тупик?

Получается, что каноничность церковного строя определяется прежде всего соблюдением иерархического принципа, исполнением воли начальствующего лица? Фактически именно такую точку зрения так или иначе отстаивали многие русские церковные канонисты.

Все это напоминает устроение церковной жизни по принципу «послушание превыше поста и молитвы», не имеющему сколько-нибудь определенного обоснования в Св. Евангелии. Учение Христа — это прежде всего проповедь о свободной (добровольной) жертвенной любви к Богу и к ближнему, которая в соединении с нравственным совершенствованием человека, его верой Богу и упованием на Него, с жизнью по заповедям Божиим, представляет собой верный путь ко спасению. Если судить по основам нашей веры, опираться на церковные догматы, то приходится признать, что именно соборный, а не иерархический принцип церковного устроения представляет собой характеристическую черту Церкви. «Верую во Единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь…» Можно сказать, что иерархическое устройство определяется соборностью, т. к. служители Церкви на всех своих постах должны быть соборно избранными паствой.

Сегодня все чаще приходится задумываться над тем, что же такое «каноничность» вообще? На первый взгляд каноничность — это точное следование принципам церковного права, заложенным в каноническом кодексе, используемом ныне Православной Церковью. Но соблюдение этого кодекса уже давным-давно стало невозможно, ибо жизнь общества и жизнь Церкви ушли в своем развитии далеко вперед, а то, что мы именуем «корпусом канонического права», под влиянием исторических наслоений вошло в противоречие самому себе. Недостаточность тех или иных формулировок церковного права сделала возможным «жонглирование канонами», произвольное их толкование. Вспоминаются слова о спорах в Предсоборном Присутствии 1906 года одного из его участников — генерала А. А. Киреева: «Чем больше я их (профессоров-канонистов) слушаю, тем более убеждаюсь, что на какой угодно тезис можно найти подходящий канон; да и прежде не доверял непогрешимости канонов, а теперь и совсем изверился». И в самом деле, если пресвитер досадил епископу, то по смыслу 55 Апостольского правила он «да будет извержен». А как соблюдать следующее, 56 Апостольское правило: «аще кто досадит пресвитеру или диакону да будет отлучен от общение церковного…» в том случае, если досаждающим пресвитеру и диакону лицом является его епархиальный архиерей?

Сегодня в связи с очередным противостоянием Константинопольского и Московского патриархатов Церковь оказалась втянутой в глубокий кризис, который угрожает уже всеправославному единству. И дело тут вовсе не в самой Украине и не в ее незалежности, не в политической составляющей, которая, конечно, имеет место быть… Этот кризис носит системный характер. Что же еще должно произойти для того, чтобы необходимость всестороннего обновления церковной жизни была бы, наконец, осознана церковным сообществом?

Нам остается еще усерднее молиться: Господи, обнови нас, молящихся Тебе!

Источник

Иллюстрация: картина Павла Корина «Русь уходящая»

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340

Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: