В церкви выдвигаются вперед не люди за свои достоинства, но балахоны черного цвета

16 ноября 2018 Николай Глубоковский

Николай Глубоковский (1863–1937) — русский богослов, патролог, историк Церкви, автор множества трудов по церковной тематике. Умер в эмиграции, в Софии.

Николай Глубоковский

***

1905 год, 26 марта

Письмо Василию Розанову

Достоуважаемый Василий Васильевич!

Опубликованные (не в полноте) сегодня сведения (за 26 марта) о духовной цензуре могли бы служить достаточным предостережением насчет того, чем грозит нам столь муссируемая монахами реформа в устройстве нашей церкви. Ведь в приведенных Вами (с моих слов) случаях поступил так сам Синод (в лице председателя митр. Палладия) с К.П.П., который действовал во имя разума и в интересах знания… Что же будет с духовной наукой при автономном патриаршестве? Нельзя не пожалеть, что в этом вопросе «Новое время» встало на неведомую (resp. ложную) дорогу и по недоразумению защищает вожделения верных «воздыханцев» (кстати, и вдохновителем этого дела является именно Антоний Волынский, или «малый», величайший из принципиальных мракобесов, особенно «воздыхающий» о патриаршем «жезле»…). Здесь нужно иметь в виду следующее.

1) Сии монахи говорят о возвращении церкви к «богоустановленному» строю, но пусть кто-нибудь наперед докажет резонными доводами на основании писаний Нового Завета и истории апостольской церкви, что требуемый ими строй был учрежден Богом в лице Христа и освящен (санкционирован) апостольскою практикой. Предложите-ка этот вопрос оо. «воздыханцам» для гласного обсуждения, чтобы верующие слышали не жупельные устрашающие слова, а здравые соображения, доступные разумной проверке. Посмотрим, что тогда выйдет?..

2) Кто ссылается на пример новозаветно-апостольской истории, тот должен знать, что тогда церковь была еще вне государства, а отсюда следует, что в таком случае и теперь необходимо полное разделение между ними. Желают ли сего «воздыханцы» патриаршества, воздыхающие о всяком ордене, не говоря уже о звездах?..

3) В истории митрополитанская и патриаршеская системы вырабатывались (слагались) в связи с государственным устройством и в зависимости от его задач, потому странно апеллировать к этому прошлому в интересах оправданий лицемерных воздыханий об автономии со свободою от всякого государственного контроля.

4) Главное же в том, что — значит — патриаршая система исторически обусловлена, а вовсе не «богоучрежденная».

5) Следует ли желать восстановления при такой — единственно приемлемой — точке зрения? Для сего вспомните историю нашего патриаршеского периода и сравните с Синодальным: тогда для каждого беспристрастного наблюдателя едва ли будет вопросом, что это грозит нам умственным застоем и моральною спячкой — и даже в сугубой, трегубой или какой угодно степени.

6) Знамения сего ясны. Заметьте, что предполагается собор монахов, которые будут выбирать патриарха сами из себя, с устранением даже белого духовенства, автономию которого они так ненавидят, что управление протопресвитера военного и придворного открыто зовут «протопресвитерскою церковью», т.е. чуть не еретическим… А что ожидать от монашества, несомненно должно быть для всякого, кто оглядывается кругом. Иерархия пала во всех отношениях и никак не может служить образцом даже благочестия или добродетелей… это и понятно, если монашество стало не способом устроения своей нравственной жизни («созидания спасения»), а самым дешевым средством скверного ради прибавка… И разве нормально, что везде в церкви выдвигаются вперед не люди за свои достоинства, но балахоны известного черного цвета, хотя бы там скрывались не добродетели, о которых говорил Спаситель в обличительной речи против книжников и фарисеев?.. Как можно желать узаконения подобной противоестественности?.. Духовная школа сверху донизу развращена монахами, и свет знания едва мерцает, причем могу Вас уверить, что для всех иноков наука есть величина только едва терпимая… парада ради… Белое духовенство и парализовано, и деморализовано, и напрасно бьется в этих тисках…

7) Неужели мало всех этих знамений?.. А ведь в основе всех рассуждений «воздыханцев» — чистейший папизм. Узурпировав в свою пользу епископию, монахи желают захватить в свои руки полное и бесконтрольное верховенство в церкви с устранением народа и с обречением белого духовенства на роль требоисполнителей. Но у нас не было и не ожидается талантов в монашестве, а потому вместо столь внушительного явления, каково даже современное папство, получается несмелая деспотия, — просто грубый произвол… В этом случае все речи о том, что тогда церковь больше будет служить благу верных, и лицемерны, и коварны, причем церковь отождествляется именно с монашеством…

8) Ожидают, что при патриархе исчезнет чиновничий бюрократизм. Но a) последний в известной мере необходим и неизбежен; b) вспомните, что исторически было при наших патриархах и кто тогда правил церковными делами; c) о современном положении скажу, что здесь господствует: a) крайний формализм, доведенный до necesse ultra. Пример сего — к сожалению, — у всех нас в СПб «под носом». Либо b) совершенный произвол, не сообразующийся ни с какими законами, и g) правителями везде являются личные секретари архиереев и секретари консисторий — вместе или порознь… Tertium non datur — d) и едва ли можно указать, где бы царствовала истинно законная правомерность. Об этом вопиют камни.

9) Архиереи напрасно плачут об отсутствии у них власти. Напротив, этого у них слишком много, и для своих епархий они являются пастырями деспотами, которые часто и действуют с чистейшим вандализмом. Адресуйтесь-ка, напр., к таврической епархии или к уфимской, когда там правил Антоний волынский, и что оттуда Вам скажут?.. Не будет ни сладу, ни спасения без особого контроля, а как его устранить?

10) Не есть ли обер-прокурор (по принципу) именно тот законный способ соучастия верующих в делах церковных? И если пастыри вопиют о выбираемом патриархе, то почему бы нам не мечтать о выбираемом обер-прокуроре (хотя бы под другим именем при нем?).

11) Вину своего порабощения монашествующими и монахоманами «церковь» напрасно сваливает на других. Этого никогда не случилось бы, если бы она делала дело Божие во имя Господне и не стремилась прикасаться ко всякому делу человеческому с какими угодно унижениями. Ведь было именно второе, и откуда величайшее падение всей монашеской иерархии, между коим чиновничество духовное безмерно [слово неразборчиво] всячески и не уступит никакому другому, вынося на себе всю работу церковно-административной машины.

12) Предлагаю Вам произвести еще один опыт насчет затаенных вожделений оо. «воздыханцев». Низшие и средние школы духовные служат прежде всего потребностям культа и должны находиться во владении [слово неразборчиво] последнего. Но высшая духовная школа обязана удовлетворять запросам знания и не связывать по существу с сословием и т.п. Было бы вполне законно вывести ее из «духовного затвора» на широкий простор для удовлетворения требований религиозной мысли, — напр., в виде факультетов при Университетах и т.п. Опасения за судьбу иерархии нашей напрасны, ибо 1) она не связана (не должна быть связана) непременно с сословиями и 2) в автокефальных (восточных) церквах не оскудевает без академий. Итак: опростились бы печатно оо. «воздыханцы» о таком проекте, и по ответам мы узнали о помышлениях сердечных этих святителей и учителей…

Но довольно… Не достанет ли поминающу сие. Можно воспользоваться как и сколько угодно, но просил бы не упоминать, что это происходит от профессора какой-то Академии.

С истинным почтением

Н. Глубоковский

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: