Когда архиерей уничтожает христианина без вины, он хулит Святого Духа
22 апреля 2021 протоиерей Павел Адельгейм
21 апр, 2009
Христос Воскресе, Ваше Высокопреосвященство!
Поздравляю Вас со светлым праздником и приближающимся 70-летним юбилеем. В этом году праздничная радость Воскресения Христова для меня омрачена горечью моего отлучения от церкви, которое Вы совершили 06 февраля 2009 года. Не бывает на земле радости, непричастной печали.
В этом году исполняется 50 лет моего священнослужения. Отлучение от церкви стало для меня Вашим юбилейным «подарком». Мое отлучение от церкви Вы совершили тайно и бессрочно в нарушение шестого правила Халкидонского Собора и Устава об управлении РПЦ 2009 г. гл.11, ст.34. Торжественная Анафема в Кафедральном соборе не прозвучала, и узнал я о своем отлучении случайно. По благословению Высокопреосвященного Евсевия меня вычеркнули из членов Прихода храма, который я учредил и 20 лет окормлял, а вместе со мной отлучили и всех остальных учредителей, и назначили новых. Произошел «рейдерский захват прихода».
Приходской Совет обратился в Епархиальный суд с заявлением о церковном правонарушении в порядке ст.34 «Положения о церковном суде РПЦ МП». Суд не ответил заявителям, а в письме на имя настоятеля № 56 от 09.03.2009 г. секретарь епархии подтвердил отлучение мое и Приходского собрания.
Ни Приходское собрание, ни свящ. Павел Адельгейм при этом ни в чем не обвиняются, в нарушение Карф. 28. Невероятно, но факт: отлученный от церкви священник совершает Литургию вместе с отлучившим его архиереем.
Слава Богу за все!
С позиции Вселенских канонов, священник не может быть поставлен в такое бессмысленное положение. Священник рукополагается всегда к конкретному храму1. Рукоположение венчает священника с храмом. Священнику нельзя быть вне прихода, как и епископу вне Церкви. Невозможно мыслить священника, служащего в храме «не членом» своего Прихода. Святые каноны отражают смысл православного вероучения: отлучение священника от Прихода разрушает евхаристическое единство местной церкви. Решение архиерея нарушает также Устав РПЦ2. Во времена советской власти духовенство отстаивало свое право входить в состав прихода, а не быть «наемником, которому овцы не свои». Священника унижает положение «наемника», отлученного от своей паствы волей архиерея, которая не желает понимать и слышать голос Вселенской Церкви.
Что делать священнику в моем положении? Смириться и молчать?
Прот. Всеволод Чаплин пишет, что есть более высокие ценности, чем права человека, о которых пекутся правозащитники. В этих словах есть передержка.
Во-первых, напомним, что «право есть свобода, предоставленная и ограниченная нормой». Эта свобода христианам заповедана. «Итак, стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства. К свободе призваны вы, братья» (Гал.5, 1; 13).
Во-вторых, для кого эти ценности? Христос пришел, умер и воскрес, чтобы спасти человека. Евангелие открывает нам много духовных ценностей: благодать Святого Духа, Церковь, Евхаристия, богослужение…
Эти дары Христа-Спасителя необходимы, чтобы завершить дело, для которого Он послан Отцом — Домостроительство спасения… кого? Человека. Так человек оказывается в центре дела Христова. Все дары Божии оказываются средством для осуществления цели — возрождения человека. Христос пришел для спасения человека, и в Церкви любые ценности служат этой задаче. Человек — не мера всех вещей, но чадо Божие, ради которого «послал Бог Сына Своего, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную».
Когда архиерей отлучает священника от Церкви за конкретную вину, приходится смириться и принять наказание, как действие Духа Святого. Когда архиерей уничтожает христианина без вины, он хулит Святого Духа. Приходят на память события, о которых рассказывало нам в последние дни Евангелие: как бессмысленно и жестоко архиереи убивали Христа. Он смирился. Когда же слуга архиерея ударил его по щеке, Он ответил: «Если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?» (Ин.18, 23), позволяя и нам спрашивать у своих обидчиков: «В чем моя вина?» Это и есть защита права.
Архиереи, как и в дни Христа, не отвечают на вопросы. Священнику остается рассказать Церкви свои печали через Интернет. Это новое средство связи не заблокировано церковной бюрократией, и негромкий голос священника народ Божий может расслышать, хотя и виртуально, все же «уста к устом».
В Церкви существует много способов общения: Поместные и Архиерейские соборы, епархиальные собрания и советы, Приходские собрания и советы, но священнику жаловаться на обидчика некому. Одни не слушают и не отвечают, а другие не помогут. Сами бесправные. А сказать есть что. Судьба христианина значима для Церкви. Мы тонем в болоте, и некому руку подать.
Интернет не поможет, но дает возможность крикнуть с надеждой, что Церковь услышит о беде и отзовется сочувствием, необходимым человеку. Незнакомые с иерократией, скажут:
— Почему не пожалуетесь Высшей церковной власти?
— Жаловался десятки раз, только ответа не получил ни разу. Так можно писать письма в могилу давно почившим.
— Учрежден епархиальный суд, и можно обратиться к нему.
— Увы, результат тот же. На обращение священника суд не отвечает.
— Обратитесь в Общецерковный суд, который учрежден в 2008 году. «Положение о церковном судопроизводстве» обязывает принимать жалобы на архиерея.
— Трижды послал жалобу на архиерея с прежним результатом: суд молчит.
— Тогда обратитесь в Администрацию города или области. Пусть помогут.
— Администрация отвечает: не наша компетенция. Церковь отделена от государства. Разбирайтесь сами с вашими архиереями.
— Тогда обратитесь в гражданский суд, согласно конституционному праву3.
— Во-первых, это запрещено Уставом РПЦ гл.1, ст.9.
Во-вторых, гражданский суд исходит из позиции архиерея. Это имя остается за кадром, но определяет решение суда. Задача суда подвести юридическую базу под архиерейскую идеологию.
Замыкается круг легитимных возможностей добиться справедливости и правосудия. Жаловаться некому. Клирик РПЦ МП не может даже уйти в другую юрисдикцию. Вся Россия объявлена «канонической территорией» РПЦ МП. Единственная «каноническая территория» в мире, на которой не может быть иной юрисдикции. Если хочешь уйти из РПЦ МП, уезжай в другую страну, пока еще границы открыты. На территории России можно уйти только в раскол. Легитимное беззаконие власть имущих приводит слабохарактерных к отчаянию и самоубийству, а сильных уводит в терроризм и криминал.
Невеселые перспективы открываются перед клириками РПЦ МП, осмелившимися говорить о догмате Церкви, ее соборности и человеческом достоинстве священника, о пренебрежении архиерея канонами и уставом церкви.
Есть выход: признать себя рабом епископа, войти в ряды льстецов, задушить совесть и поверить, что епископ — твой бог, и нет Бога кроме епископа. Сделаешь успешную карьеру, будешь печататься в «Благодатных лучах», получишь богатый приход, права и гарантии.
Ради такого благополучия забудь слова Христа, сказанные ученикам: «не называю вас рабами, но друзьями». Быть рабом епископа или рабом Божиим? Это дилемма совести христианина.
Если совесть не велит, не будет у тебя ни храма, ни церковной жизни, ни прав, ни гарантий. Будешь отлученным общаться с церковью через Интернет.
19 апреля 2009 г. Пасха Христова. Отлученный от Церкви, но пребывающий в клире, священнодействующий священник Павел Адельгейм.
Примечания:
1 «Решительно никого, ни пресвитера, ни диакона… не рукополагать иначе, как с назначением рукополагаемого именно к церкви… О рукополагаемых без точного назначения, святой собор определил: поставление их почитать недействительным, и нигде не допускать их до служения, к посрамлению поставившего их» (Четвертый Вселенский, прав. 6).
2 Устав об управлении РПЦ, гл.11, ст.34.
3 (Конституция РФ ст. 46- 47).
Источник: жж отца Павла Адельгейма
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)