Первого ребенка, которого не стали крестить, записали Лилипутом
25 января 2019 протоиерей Михаил Елабужский
Протоиерей Михаил Елабужский родился в 1869 году в семье сельского священника Вятской губернии. Учась в семинарии, отличался любовь к изучению разных языков, в том числе татарского, марийского, удмуртского. В 1891 году стал священником, был назначен инородческим миссионером, составил множество статей и брошюр о языке и верованиях вотяков. В 1912 году был переведен служить в село Вавож Малмыжского уезда Вятской епархии. Составил словарь «вавожского наречия» из 2095 слов, служил и произносил проповеди на удмуртском языке. Скончался в 1937 году. Никольский храм в селе, где служил отец Михаил, был закрыт в 1938 году.
В течение жизни протоиерей Михаил вел дневники, с отрывками из которых предлагаем ознакомиться и нашим читателям.
***
24 апреля (11 апреля) 1924 г.
Сегодня ночевал у меня в числе говельщиков Ив. Дм. Сырых слудский, старичок степенный и богомольный, человек старого закала. Между прочим говорили о будущей, загробной жизни. Он высказался: «Что там будет, неизвестно, никто оттуда не возвращался». На мое удивление к такой речи, он, как бы оправдываясь, заметил: «А многие так говорят, — пропал де, как скотина, и делу конец». Вот они наши православные! А все молодежь судить любят.
Эти же слудцы не могут выбрать сторожа на вторую половину своего срока. Кого не выберут, отказываются, зная, что силой ныне принудить нельзя.
Противорелигиозная пропаганда в Вавоже усиливается. В воскресенье вербное в народном доме было помпезное открытие крестьянского клуба молодежи, в который, говорят, вошла почти вся сельская молодежь. Были, конечно, соответствующие речи. А вечером была поставлена пьеса «Две жизни», где был и изображен пасхальный крестный ход с пением «Христос воскресе».
В школе 2 ступени, а частию и 1 ступени, много учеников входят в Комсомол, с определенным отрицанием религии. Родители метко определяют это движение, как вступление в «новую веру». После религиозного диспута Штин делал подсчет своих сторонников среди учеников. Оказалось 20 верующих, 17 неверующих и 7 воздержавшихся. Последних Штин поторопился объявить так же на своей стороне.
26 апреля (13 апреля). Вот, слава Богу, и пост кончился. Ныне он как-то незаметно прошел, хотя никаких отлучек у меня не было.
Говело ныне 1827 человек, меньше всех годов, если не считать 1919 год, когда гражданская война смешала наши моления. Не говели некоторые интеллигентные лица, прежде никогда не забывавшие исполнить христианский долг. Боятся, как бы им не сказали: не́си [ты не] друг кесарев.
Раньше, в старину, в эти дни прибывало полка христианского, почему и пели и поют: елицы во Христа крестистеся. А ныне комсомольская «Пасха» отдирает от ризы Христовой всех, кто искренне или неискренне готов поклониться князю века сего.
Еще в Удугучине я начал говорить по литургиям великой субботы поучения по порядку на паримии. В Вавоже их кончил несколько годов тому назад. Сегодня опять сказал поучение на 1 паримию. Приведет ли Господь докончить второй круг? Надежды мало. Христос воскресе!
25 мая (12 мая). С месяц тому назад у учителя вавожскаго Штина родился сын, которого не стали крестить. Это — первый случай в нашем приходе. При регистрации в Исполкоме ребенка, говорят, записали Лилипутом (sic).
28 мая (15 мая). Вчера умер в Силкине Василий Городилов. Он раньше был коммунистом, но в Бога веровал и приходил ко мне хлопотать о венчании его со второй женой. Во время продолжительной болезни, чахотки, он отказался от коммунизма, хотя формально не вышел из партии. В Лазареву субботу, по своему желанию, причащался. В Пасхальный молебен на дому усердно молился. Он сам мне сказывал, что вошел в партию по своекорыстным расчетам. Пред смертию просил родителей похоронить его со звоном и молиться за него.
Однако вчера местные коммунисты не дали принести его в церковь, на печь поставили его в народный дом, а сегодня устроили ему гражданские похороны с пением «Вы жертвою пали» и «Замучен тяжелой неволей», прославляя его как героя долга. Родители, особенно мать, надрывались сердцем, вынужденные терпеть все это.
Жаль Васю, что не пришлось занести его в церковь. Но не рука ли Господня видна во всем происшедшем, указующая, что нельзя легко относиться к таким вопросам, как религиозные? Мать его сказывает, что пред самой смертию сына она видела какой-то знаменательный сон. Проснувшись от него, она увидела агонию сына.
Сегодня вечером меня вызывали в ячейку и предписали для членов партии и комсомола, если они не вышли из партии, не совершать религиозных обрядов ни при жизни их, ни по смерти. Это запрещение они распространяют и по отношению к Городилову.
4 июня (22 мая). По всем вероятиям, нам, всему духовенству вавожскому, придется оставить свои церковные квартиры. Где приютиться придется, не знаю. Только, конечно, в большой тесноте и неудобствах.
8 июня (26 мая). По желанию прихожан, на сегодняшнее воскресение был созван приходский сход по вопросу о наших квартирах для духовенства. Сход не состоялся по крайнему малолюдству его. Вавожский приход верен себе — своей полнейшей пассивности к всяким общественным делам, в том числе и церковным.
10 июня (28 мая). Сегодня суд нас обязал в 7-дневный срок очистить занимаемые нами квартиры. На завтра и послезавтра нами уже ранее вызваны лошади для перевозки.
19 февраля (6 февраля) 1925 г.
Ненормальное положение русской церкви обуславливается не только распрями обновленцев и староцерковников, но и несогласием среди последних.
В соседнем Каменном Ключе и причт, и приход разделились резко. На одной стороне русский о К. Вознесенский и с ним большинство прихода, на другой — вотяк о. Е. Евсеев и с ним вотяки. Не знаю, что разделило батюшек, — едва ли не властолюбие, а со стороны о. Ефима — и корыстолюбие. Но в дело вмешался приход, и доходило до запрещения о. Ефима от прихода в служении. О. Ефим обратился к гражданской власти и не побрезговал корреспонденциями в ижевския газеты «о попе Косте». Не без вмешательства светской власти пока там установился худой мир, но батюшки не служат вместе, перебивают друг у друга деревни и имеют две церковные казны.
В Мултане запрещенный в священнослужении и уклонившийся в обновленчество о. Петр Лекомцев, когда другие священники не позволяли ему служить в храме, в покровскую субботу чрез Исполком вытребовал себе церковные ключи и право сослужения в храме; и мултанские иереи, чтобы не лишиться доходов, служили соборне с запрещенным. Теперь о. Лекомцев собрал подписи 499 прихожан — вотяков об образовании обновленческой группы, хотя подписывавшиеся имели в виду, кажется, только одобрение о. Лекомцеву.
Намечаются планы о разделении Мултанскаго храма для служения обеими группами верующих.
В Кыйлуде так же начинаются какие-то волнения между прихожанами, по слухам. В основе их также распри между священниками.
20 февраля (7 февраля). 2 февраля в Вавоже у народного судьи разбиралось дело о клевете свящ. Евсеева в Гудыри на приказчика Каменно-Ключинской кооп. лавки Лобовикова. Как в газете, так в особенности на суде Евсеев напирал на то, что Лобовиков часто ходит в церковь, что мешает его работе в лавке и вообще неприлично советскому служащему. Лобовиков — сторонник о. Константина, и в этом — суть. Поведение Евсеева на суде возбуждало негодование верующих слушателей. И судья, и Штин — свидетель, оба коммунисты, разъясняли Евсееву, что власть не препятствует молиться в церкви. Дело отложено за вызовом некоторых свидетелей Евсеевым.
Продолжение следует
Иллюстрация: отец Михаил Елабужский и Никольский храм села Вавож
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)