В годы арианства православные шли на соборы, созываемые этими еретиками

31 января 2019 протоиерей Михаил Елабужский

Из дневников священника села Вавож Вятской епархии протоиерея Михаила Елабужского.

***

28 февраля (15 февраля) 1925 г. Недавно в Ижевском суде разбиралось дело о Петре Батуеве селтинском, выдавшем себя за Христа. Много о нем писано в ижевских газетах. Батуев — истый шарлатан и развратник. Но вот что удивительно: как ему верили? Ведь, кажется, все средства он употреблял, чтобы половыми извращениями вызвать к себе омерзение, а жестокими истязаниями, младенцев даже — до смерти, возмутить против себя. А все же верили ему и ради него мотали все имущество свое — дома, скотину, одежду; а женщины — еще и честь свою, хотя, впрочем, многих он брал и силою. Сказать, что тут — религиозное суеверие, значит — ничего не сказать.

Не видна ли тут исконная русская жажда святости, при слабости религиозного сознания, готовая удовлетвориться явными суррогатами? Очевидно, официальное духовенство народ не удовлетворяет. И я не тороплюсь осуждать духовенство за это. Правда, мы стоим не на высоте своего призвания, но, во всяком случае, не чета же мы Батуевым, Хомутовым и т. п. Последние, кажется, базируются на религиозном невежестве деревни, угадывая в тон ея. У нас же, у духовенства, известная нравственная брезгливость не позволит оперировать батуевскими приемами: саморекламированием, угрозами страшного суда в точно определенный срок, истязаниями и пр.

Даже такие, по-видимому, нравственно-чистые натуры, как «прозорливая» Сашенька шурминская, уже покойная теперь, давала, например, такие советы: отслужи в трех селах молебен Скорбящей Богородице. Я думаю, ни у кого из священников не хватит духа давать такие пастырские советы.

Или недавно мне рассказала моя прихожанка про останавливавшихся у нее на ночлег монашек, что они утром так долго молились, «дольше, чем обедня идет». «И очень уже оне напрещали, чтобы великим постом рыбы не ести». И опять же в современной религиозной и нравственной разрухе как будто не желательны и менее необходимы другие заповеди! Подчеркивание таких уставов затемняет единое на потребу.

Но все же успокоиться нам на религиозной темноте народа, оправдывающей частию расхождение наше с паствою, ни мало не похвально. Наша обязанность отвлечь народ от разбитых водоемов к приснотекущему источнику благодати Христовой в Его Церкви.

16 апреля (3 апреля). Сегодня узнал из газет о смерти в Благовещение патриарха Тихона. Узел церковный этим, конечно, не разрубится, а еще больше запутается. Единственный правильный выход мог бы открыться в свободно избранном Соборе, но будет ли он?

Что касается личности патриарха Тихона, то я уже высказывался в дневнике, что не считал его достаточно мудрым и самостоятельным на таком высоком посту, хотя много есть и извиняющих его обстоятельств в его служении.

11 июля (28 июня). Церковные дела у нас в большом расстройстве. Вместо умершего патриарха Тихона во главе церкви поставлен патриарший местоблюститель крутицкий митрополит Петр, из бывших синодальных чиновников. В воззвании своем при вступлении в должность сию, он ничего не говорит о созыве собора для избрания патриарха. Да и трудно ожидать от бывшего бюрократа сочувствия соборному началу. Обновленцы пишут, что главное отличие их от нас в том, что они руководятся соборностию, а у нас де — единодержавие. В этом доля правды есть. У нас распылился и Священный Синод, и Высший Церковный Совет. Нет ни Собора, ни епархиальных, ни викариальных собраний. Правда, тут, может быть, имеют значение и независящие обстоятельства, но ведь: толцыте и отверзется. Даже благочиннических собраний и в нашем, и в некоторых других округах, не бывает по году и дольше. И это тогда, когда всякие организации делают постоянные и продолжительные съезды, конференции, самокурсы и т. п., и когда новая жизнь ставит столько много новых и сложных задач. Воистину, сыны века сего мудрее в роде своем сынов света.

На почве же разобщенности вырастают всякие плевелы. Начнем с архиереев. Слава Богу, ныне их у нас достаточно — епархиальный и 4 викария. Но вот одни из викариев отказываются поминать епархиального Алексия на молитве, заподазривая его в обновленчестве (наш ижевский Флавиан и, кажется, воткинский Иоанн), хотя патриарх засвидетельствовал его лояльность. Ириней елабужский вкупе с протоиереем Люперсольским интригует об отделении от Сарапульской епархии. Иоанн воткинский круто разошелся со своим духовенством и паствою. Дело доходит до таких абсурдов, что были в Селтах, где по слухам на освободившуюся священническую вакансию тремя епископами были назначены три кандидата.

Мир церковный тем более необходим, что церкви, в лице ее епископов, приходится иногда переносить неприятности и со стороны. Алексий сарапульский с декабря до Пасхи сидел в сарапульской тюрьме, откуда был освобожден за недоказанностию обвинения. Недавно суд присудил его к принудительным работам за превышение власти, на полгода. Но он апеллировал и пока на свободе.

Нашего Флавиана недавно арестовали и увезли в Москву.

А приходское духовенство, набираемое ныне с борку, да с сосенки, местами стоит совсем не на высоте положения и не считается со временем. В «Гудыри» неоднократно отвечали в Почтовом ящике, что корреспонденции о пьянстве попов не будут напечатаны, потому что это же всякому известно. Правда, тут не без красного словца, и газета часто клевещет на нашего брата, но все же дыму без огня не бывает, да и огонь-то этот иной раз мы видим.

Великое благо в соборности, и всеми силами сочувствую ей. По слухам, собираемый на 1 октября обновленцами Всероссийский церковный собор не будет бойкотирован и староцерковниками.

Дай бы Бог! При условии свободы в созыве его и в прениях на нем, можно веровать, что Господь разстоящаяся соберет во едино и радующий врагов Церкви раскол прекратится.

19 сентября (6 сентября). Вчера воротилась из Воткинска Маша, уехавшая туда 25 августа. Утешительных церковных вестей не привезла. Все пребывает на мертвой точке, как в Воткинске, так и в Москве. Патриарший местоблюститель митр. Петр издал послание о неучастии в октябрьском, созываемом обновленцами, соборе, чему я вполне не сочувствую. В годы арианства православные шли на соборы, созываемые этими еретиками. А мы, во имя формальных канонов, небрежем воспользоваться возможностию братски поговорить с уклонившимися. Я писал в этом смысле рапорт епископу Алексию и получил от него чрез о. Николая Емельянова словесный ответ, что «Москва против участия на соборе».

17 октября (4 октября). Силкинская старушка Надежда Городилова рассказывала мне, как она молится. Между прочим она просит в молитве: «Сохрани, Господи, дом наш от нижнего бревнышка до верхнего… Помяни, Господи, усопших ярушничками, пирожками… Донеси, Господи, милостыньку до святаго Христова престола, Васенькины рубашечки, штанишки…» — т. е. поданное в милостыню по умершем ее сыне Василии, и из его одежды.

2 декабря (19 ноября) 1926. Четверг. Недавно один квачкамский мужик называл меня, за глаза, коммунистом, за то, что я пытался вводить богослужение по новому стилю. И все же он спокойно и часто молится со мною в церкви и очень почтителен ко мне.

28 ноября (15 ноября) 1929. Четверг. Наш епископ ижевский Синезий доселе ничем не проявляет свою пастырскую деятельность. Мы знаем о нем только по его грозным указам о неукоснительном, полном и непосредственном платеже жалования ему. На этой почве он разошелся на первых же шагах с своим кафедральным протоиереем Волковым, о чем не постеснялся первым своим указом объявить по всей епархии. Да и Синод наш патриарший слишком откровенно демонстрирует полное свое непонимание текущей церковной жизни и ее запросов, и канцелярское отношение к древним канонам. Воистину многоплачевно состояние нашей русской Церкви.

Иллюстрация: похороны патриарха Тихона

Читайте также:

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: