Что могут сказать о себе счастливые православные супруги?

31 января 2019 Ахилла

От анонимного автора.

***

На днях «Ахилла» опубликовал «Исповедь анонимной матушки», затем, в качестве ответа, — статью о. Олега.

В комментариях к последней многие читатели сайта стали возмущенно писать, что знают достаточно прекрасных православных семей, даже с конкретными примерами.

Я полностью согласна с о. Олегом, а уважаемым комментаторам хотелось бы сказать, что ни один пример, включая «я очень счастлив со своей женой!!», не опровергнет написанного как минимум потому, что приглаженный рассказ о семейном счастье могла написать ранее и та анонимная матушка, и ее батюшка — ведь их семью, как это и бывает с семьями священников, наверняка множество раз ставили в пример.

Рассказ о собственной счастливой жизни всегда чреват погрешностью и приукрашением, ведь нельзя позволить беспристрастным наблюдателям препарировать живой семейный организм — это противоречит самой сути семьи, ее интимному характеру.

И все же: какую роль (теоретически) может играть православие в семейном счастье, дает ли оно здоровую почву для здоровых отношений? Что могут сказать о себе счастливые супруги?

«Мы любим друг друга — потому что мы православные, уберите иконы из красного угла — и любви как не бывало».

«Моя жена обо мне заботится — потому что она ходит в церковь. А вот не ходила бы — носки были бы дырявые».

«Мой муж меня не бьет — потому что он очень православный. А вот был бы он атеистом — ходила бы битая».

«Мы чудесно подходим друг другу в постели — потому что мы православные».

«Мы не изменяем друг другу — потому что боимся геенны огненной, ведь всем известно, что прелюбодеяние — это грех. Уберите иконы из красного угла и походы в храм — и помчимся по любовницам/хахалям».

«Мы решаем важные вопросы сообща, либо исходя из личных способностей и возможностей супругов — потому что мы православные».

«Мой муж приносит в семью деньги, пока я сижу с детьми. А если муж, не дай Бог, заболеет или потеряет работу, то я помогу ему и всей семье, буду работать сама — потому что мы православные, ведь без цитат про „жена да убоится мужа“ и „берегите жену аки хрупкий сосуд“ какой лох будет носить в семью деньги?»

«Мы учим детей в хорошей школе (наши дети поступили в хороший вуз) — потому что мы православные. Были бы атеистами или невоцерковленными — валялись бы под заборами».

«Мы всем семейством здоровы как кони — потому что мы православные и пьем святую водичку, а вовсе не из-за генетики, лекарств, недешевого и качественного питания и прочего».

Ответьте себе честно на вопрос: какую роль играет православие в каждой из этих сентенций?

Уберем правила о безостановочном размножении, запрете предохранения и прочий свод «постельных» правил; уберем правила «жена да убоится мужа»; не будем считать стандартное «любите друг друга» — что специфически православного остается в православных наставлениях про семью?

На мой взгляд, в чистом виде нет критериев семейного счастья, к которому напрямую имела бы отношение Церковь и православие, кроме, возможно, единственного, который звучал бы так:

«Мы любим друг друга, в наших отношениях царит полная гармония, включая интимную — потому что мы православные и поженились девственниками».

Если для кого-то девственность (разумеется, преимущественно женская) — абсолютный залог семейного счастья, то Церковь в таком поиске супруги — первый помощник.

По поводу деторождения вряд ли какая-нибудь православная семья с чистой совестью может написать так:

«Мы предохраняемся — потому что рожать бесконтрольно — вредно для женского здоровья и неподъемно для семейного кошелька. Но мы любим друг друга и не хотим отказываться от гармоничных интимных отношений — потому что мы православные, и это Церковь так нам сказала. Ведь учитывая сумасшедшую женскую смертность ранее и появление контрацепции сейчас, Церковь заботится о жизни своих прихожанок, а также о том, чтобы у семей прихожан были средства на поддержание достойного уровня жизни».

Для меня лично это — неотъемлемый признак адекватности семейных установок.

И да: семейные пары не могут жить «как брат и сестра» — это приводит либо к неврозам, либо к изменам.

Нет, женщины не могут всю жизнь ходить беременными, пока организм просто не откажется от своей функции из-за крайнего износа. Простите мне сравнение, но в собаководстве существуют положение РКФ, которое рекомендует периоды вязки сук и отдыха между родами (потому что понятно, что сук бесконечные беременность и роды истощают), а бесконтрольным размножением занимаются «барыги», которые не пользуются уважением за эксплуатацию животных в качестве «рожальных автоматов» с целью заработка на щенках. Крайне горько видеть, что маститые священники с подходом «рожай сколько Бог пошлет, пока здоровья хватает» относятся к прихожанкам хуже, чем собаководы к своим животным. Причем мне за такое сравнение женщин и сук неловко, а священникам, призывающим к бесконтрольному размножению, — нисколько.

Давайте посмотрим интервью образцовых православных семей по части деторождения, например, такое:

Батюшка, многодетный отец (восемь детей), гневно клеймит тех, кто предлагал в свое время не пускать женщин с детьми в Церковь и вообще всех, кто не помогает матерям, и дает читателям понять, как тяжел материнский труд:

«Конечно, для нашего общества, пропитанного кровью убитых младенцев, отравленного этим страшным грехом, все, что связано с чадородием, является ненавистным, бельмом в глазу. Негативное отношение к чадородию, которое началось еще в советское время, переходит теперь от поколения к поколению. (…)

Отношение нормального христианина к чадородию должно быть бережным. На Руси беременная женщина называлась непраздной. Это очень точное название. Если днем на диване лежит мужчина — он бездельник и тунеядец. А если на диван ляжет беременная женщина, она все равно будет продолжать работать. Она работает даже тогда, когда спит: это колоссальный труд — выносить ребенка.

Потом наступают роды. Я несколько раз присутствовал на родах, один раз так случилось, что мне даже пришлось принимать их. И всякий раз видел, как моя любимая буквально проходит по кромке жизни и смерти. Одни роды были настолько тяжелы, что я боялся потерять ее.

После родов, как после длительной операции, которая проходит без наркоза и сопровождается сильной болью, женщина не получает время на реабилитацию, а начинает сразу же работать. Без выходных и обеденного перерыва, а часто и без ночного сна. Причем женщина может быть настолько обессилена родами, что у нее не будет сил встать с кровати. И если у нее есть еще другие маленькие дети, то можно представить, как ей непросто. Муж не может постоянно быть рядом — он зарабатывает на жизнь».

Напоминаю: у батюшки восемь детей. Каждый раз его любимая супруга ходила по кромке жизни и смерти, и я даже не хочу выяснять, на каком по счету ребенке он боялся ее потерять.

И весь спектр переживаний по поводу здоровья и возможной смерти супруги, а также адской пахоты супруги сразу же после родов нимало не подвиг батюшку рассмотреть вопрос об использовании контрацепции, хотя бы барьерного презерватива — в силу физиологии, вопрос применения презервативов в буквальном смысле находится в руках мужа (и сей вид предохранения сквозь зубы и в качестве снисхождения все-таки разрешается соцконцепцией РПЦ).

И в этом нет ничего удивительного — ведь, как пишет сам проповедник, бережно нужно относиться к чадородию, а вовсе не к самой женщине!

Остается надеяться, что это исключительно инициатива самой матушки — именно она, видимо, всякий раз запрещала своему батюшке контрацепцию и утешала его, что уж в следующий-то раз роды пройдут без проблем. Ну а батюшка мужественно преодолевал все страхи и сомнения по поводу состояния жены.

Возможно, для истинно православных все, что я сейчас пишу — дико и непонятно: женщине предназначено рожать — ну так и вперед! А дальше — как Бог даст. Но если я вижу, как мой муж упахивается на тяжелой и вредной работе ради моего обеспечения и детей, разве буду я спокойно на это смотреть? Разве не будет с моей стороны проявлением человечности и любви пытаться либо урезать траты, либо самой стараться больше работать, чтобы у человека была возможность заниматься достойным трудом, а не загонять себя?

И соответственно муж, который видит, что его жене непомерным трудом дается деторождение, может ли в здравом уме агитировать рожать еще, и еще, и еще?..

Этот ответ зависит от того, что люди понимают под любовью. В наше время каждая семья отвечает на него сама, но в православии — хочу это обозначить — этот вопрос даже не рассматривается.

Можно, конечно, сказать, что батюшка (автор процитированного выше интервью) считает свое семейство счастливым, матушка тоже точно расскажет, как она счастлива, а значит, какие могут быть проблемы? И вообще — неприлично интересоваться таким интимным вопросом. Написать целый раздел в «Социальной концепции», посвященный предохранению и деторождению, — это нормально, а смотреть прихожанам, как оно претворяется в жизнь — фуфуфу, надо рожать, а то вымрем.

Поэтому ничего не мешает писать статьи по сбору средств для овдовевших священников в таком духе: «Переехали издалека, жили бедно в полуразвалившемся доме в бедности, грудной ребенок, и тут Бог послал супругам беременность, дочечку… а матушка возьми да и помри этими родами. Давайте поможем бедному батюшке!»

Почему-то в таких случаях всегда легче спрятаться за словами «Бог послал», чем признать, что сами супруги бестолковым и безответственным отношением к контрацепции вызвали беременность, которую организм матушки не перенес.

Во многих православных интервью появление детей вообще описывается так: «ой, ну мы решили — все, да и здоровье у меня пошатнулось после последних родов, но вдруг — беременность, а там подряд вдруг — и еще две и т. д.»

Ну допустим, даже в наше время может у кого-то получиться подряд 5-6 и т. д. незапланированных беременностей, но разве можно это брать в качестве образца семейной жизни? Кроме того, такие рассказы просто направлены на уход от скользкого вопроса контрацепции.

Можно отмахнуться от всего написанного, сказав: «вы вообще очень скучно пишете, вон, давайте почитаем интервью православных многодетных семей: у них нет денег, неважные условия для жизни, теснота, ни на что не хватает времени у родителей, но они совершенно волшебным образом счастливы!! Вы посмотрите, как сверкают духовнобогатые глаза на фотографиях! А все — православные ценности! А вы тут копаетесь в …, вместо того чтобы молиться и уповать на Бога!»

Слушать ли такие аргументы — тоже для себя каждый решает сам.

Читайте также:

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: