Священник — это навсегда?

16 марта 2019 священник Федор Людоговский

Священник Федор Людоговский на своей странице в фейсбуке комментирует текст священника Бориса Думы о выгорании священников:

Ко вчерашнему посту про выгорание — продолжение.

Чем отличается священник от врача, учителя, психолога и т. п.?

1) Священник — это навсегда. По крайней мере, так учат семинаристов и так на это смотрят миряне. Врач, учитель, психолог — представитель каждой их этих профессий может уволиться из одного места и начать работать в другом, может совсем уйти из профессии и сменить род деятельности, может уйти на пенсию — и ничто из этого не вызовет нареканий, обвинений и кривотолков. Ну был врач, а стал садовод — и что такого? Его (её) право. Но со священниками не так. Священник не может свободно перейти в другой приход, не может, если чувствует в этом необходимость, сделать паузу в своем служении, и уж тем более не может — в норме — по собственному желанию переквалифицироваться в управдома или нейрофизиолога.

2) Зато священника могут в любое время без объяснений перевести из одного прихода в другой. Обычно это происходит, конечно, в пределах епархии, но если это не Москва, а, условно говоря, Архангельская губерния, то это могут быть сотни километров. И бывает, что дом и семья остались на старом месте, а ты должен как-то осваиваться на новом. Ни с врачом, ни с учителем, ни с психологом так никто не поступает. Но, как известно, приблизительно к такой жизни привычны военные (но там всё же семья обычно вместе). Поэтому еще с семинарской скамьи тебе вдалбливают: церковь — это как армия, поп — солдат, куда командование пошлет — туда и пойдешь. Понятно, что всё это циничная манипуляция чистой воды.

3) У врачей, вузовских преподавателей и т. д. раз в пять лет (поправьте меня, если я не точен) бывает ФПК — факультет повышения квалификации. Специалист (по крайней мере, в теории) не работает в обычном режиме, а учится. Так сказать, скачивает обновление. Священников в последнее время тоже иногда чему-то стали подучивать, но в общем и целом приходскую лямку им тянуть при этом всё равно приходится.

4) Вы таки, может быть, будете смеяться, но у священников как бы нет отпуска. Еще не так давно в Москве попы писали прошение на отпуск с формулировкой «для лечения», «для поправки здоровья» и т. п. Идея о том, что священник, как и любой другой человек, имеет право без жалостных объяснений уйти в ежегодный отпуск, довольно долго не приживалась в головах патриархийных чиновников. Да и сейчас в Москве, насколько мне известно (не знаю, как в других епархиях), нельзя уйти в отпуск сразу на месяц — можно только частями, по две недели.

И вернемся к первому пункту. Как верно заметил в комментах Михаил Бурмистров, из священства практически нельзя уйти легальным путем — такой возможности просто не предусмотрено. Так или иначе, на тебе будет пятно предателя, отступника, сломавшегося человека. И раз так — значит, попы, даже и до конца выгоревшие, вынуждены служить и дальше. Просто потому, что в их головы вдолбили, что наиболее благодатно — умереть перед престолом. А отойти в сторонку — это не вариант.

А теперь представьте себе эту картинку: с 20-25-30 лет и до гробовой доски — одно и то же. Может, у тебя хорошие отношения с начальством, прекрасные прихожане, ты любишь службу и т. д. — но всё одно и то же! Для кого-то это хорошо, кому-то — терпимо, а кто-то волком взвоет уже лет через пять-семь. Но нет, ты воин Христов, теперь тебе уже не вылезти из этой колеи.

И большинство священников и в самом деле из этой колеи уже и не вылезают. По крайней мере, внешне. Но внутренне человек меняется — и, к сожалению, обычно не в лучшую сторону.

Такие вот дела.

Читайте также:

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: