Вареная говядина, маскот и монетизация святой Екатерины: «не западло»?

18 июля 2019 Ксения Волянская

12 июля в Екатеринбурге в 14.00 на православной выставке-ярмарке в конференц-зале Дворца игровых видов спорта состоялось прелюбопытное мероприятие: заседание «дискуссионного историко-философского клуба», на котором обсуждали, как наполнить образный вакуум Екатеринбурга новыми смыслами, как вовлечь молодежь в процесс перезагрузки образа города.

Анонс встречи появился в паблике «Храм святой Екатерины» в 0.52 12 июля, то есть либо она была придумана спонтанно, либо, что вероятнее — предполагала собрать только своих, проверенных людей, до минимума снизив риск выступлений оппонентов, особенно — историков. Встреча, как сообщалось, была инициирована местными отделениями Всемирного русского народного собора и Общества исторического просвещения «Двуглавый орел» (кстати, эти две организации объединяет одно лицо — крупный бизнесмен Константин Малофеев, глава телеканала «Царьград», заместитель главы ВРНС и председатель «Двуглавого Орла»).

Прямая трансляция — правда, сейчас уже с купюрами (впрочем, с уверенностью сказать не могу, может, это погрешности связи виноваты) была выложена в том же паблике «Храм святой Екатерины». Смотреть два с лишним часа по большей части скучного действа мало кто найдет в себе силы, но там прозвучали слова, которые не должны пропасть втуне. Предлагаю несколько выдержек.

Вот, например, основной пафос речи прославившегося своим хождением в бунтующий народ в сквере у Театра драмы старшего священника Храма на Крови протоиерея Максима Миняйло состоит в утверждении: «История — она даже может монетизироваться. Из нее даже извлекают экономическую выгоду». В качестве примера батюшка привел популярное в Вене блюдо — вареную говядину:

«А откуда это пошло все? Франц Иосиф, оказывается, очень любил вареную говядину. И сегодня австрийцы миллионы евро зарабатывают на своей истории, на своей традиции… Через это идет и распространение знаний о стране. У нас мода пошла на суши. Через это происходит популяризация японской культуры… А совершаем ли мы какой-то посыл вовне, что мы можем предложить другим странам? В этом плане святая Екатерина — это огромный пласт, на котором стоит наш город, сам того не подозревая».

Сравнить святую Екатерину с вареной говядиной — это, конечно, попахивает кощунством, не случайно, что этот миссионерский перл никто из написавших о заседании не решился процитировать. Но главное тут не странная параллель, а дивное предложение о монетизации истории, то есть, будем говорить прямо, — о продаже святой Екатерины, в том числе и на экспорт.

Закончил о. Миняйло призывом «смотреть на свою историю не с гиперкритикой какой-то, которая так нам сегодня навязывается, а с осознанием того, что величайшие достижения были совершены здесь нашими предками-уральцами». Из конкретных предложений батюшки: «Каждый школьник, который приходит в 1 класс, должен получить маленькое эссе, рассказ, раскраску про святую Екатерину».

Бывшая чиновница полпредства, а ныне писательница, поэтесса и координатор общественного проекта «СПАСИБО!» Татьяна Горкунова сообщила радостную весть о том, что образ святой Екатерины не перестает вдохновлять ее на творческие подвиги — кроме пьесы и песни о святой Екатерине, она трудится над сказочной повестью о патронессе Екатеринбурга, а также запланировала серию раскрасок.

Вообще, монетизация образа святого — не новое явление, церковь всегда зарабатывала на мощах, иконах, образках, но в золотые времена, до исторического материализма, на которые так любят ссылаться православные, это все-таки не пропагандировалось столь откровенно. По сути, епархия, дабы приобрести сторонников среди творческой интеллигенции, отдает святую, которую якобы так почитает, на откуп всем, кому не лень на ней подзаработать. «Смотрите, ребята, вот есть такая фишечка, если вы поможете нам с продвижением, вы на этой фишечке тоже сможете наварить бабла».

Среди приглашенных ораторов оказался креативный директор агентства Streetart, со-основатель и куратор международного фестиваля «Стенограффия» Евгений Фатеев, лексика которого явила собой забавный диссонанс с обычной риторикой подобных собраний. Вот несколько цитат.

«Святая Екатерина — хороший материал, очень прикольный, здоровский, классный материал для айдентики.

…Я очень надеюсь, что при реализации проекта святой Екатерины будет не западло использовать такие вещи, как брендинг, заимствование технологий, работа с … разными ЦА (целевой аудиторией — прим. ред.). Хороший повод попартизанить, поайкидошничать, это весело, в этом есть драйв. Сегодняшняя ситуация вокруг храма — это повод к трезвости, повод к работе и повод хорошо порезвиться.

…Не западло будет использовать святую Екатерину как маскот — редуцированное изображение. Это очень здорово, когда у айдентики есть легитимный здоровский маскот. Ее транскрибирование в маскот, святой Екатерины — это очень здоровская история. Чтобы любой школьник смог ее воспроизвести на обороте тетрадки вместо логотипов Nike или Adidas.

…Важно себе ответить: святая Екатерина еще какому-то городу покровительствует? Покровительствует? Значит, надо воевать. Чтобы со святой Екатериной ассоциировался только Екатеринбург. Екатеринодар? Это большая беда Екатеринодара.

…Я очень желаю, чтобы история про святую Екатерину развивалась, в эту историю надо играть и попутно можно решить массу важных дел…»

Вы спросите, что общего может быть у креативного директора агентства Streetart с Екатеринбургской епархией? Ответ прост: со второй половины 2018 года Фатеев ведет авторскую колонку на сайте газеты «Завтра», где ругает либералов, Америку и Украину, вполне в стиле православного мейнстрима, разве что стилистически позаковыристее. А еще, что не может не нравиться «храмовникам» — пугает молодежью:

«Я не разделяю умиления перед молодыми. Готовьтесь к ситуации постсект, просто их сейчас так накручивают, много дают авансов — про свободу, про еще какую-то ерундистику… Вы будете реабилитировать сектантов. А сейчас, при ювенализации политики, эти 15-16-летние будут воевать… критического мышления нет, вузы непонятно чем занимаются… это сегодняшний такой варвар».

Ради такого союзника можно потерпеть и «западло», и «брендинг», и «маскот». А также призывы «порезвиться». Филолог и постоянный спикер епархиального радио «Воскресение» по теме правильной русской речи, ректор Миссионерского института Наталья Дьячкова, сидящая рядом, ничем не выразила своего отношения к особенностям словоупотребления соседа, а ведущий «дискуссии» руководитель молодежного отдела Екатеринбургской епархии Алексей Соловьев назвал речь Фатеева «бодрящей».

Единственным выступавшим, кто если не спорил впрямую, но хотя бы выразил сомнение по поводу идеи брендирования святой Екатерины, была Светлана Ладина, редактор ТК «Союз»:

«Можно ли одновременно угодить Богу и быть в тренде?.. Опыт показывает, что популяризация святых и святынь — дело рискованное. Это должно быть интересно, понятно, актуально, но заигрывать нельзя, лукавить нельзя, подгонять образ святого под шаблоны мира сего нельзя…»

Вы спросите, а где дискуссия, кто с кем спорил? Видите ли, так называемый формат «панельной дискуссии» и не предполагает никаких споров, это вам не свободный микрофон в годы перестройки, тут все под контролем. Людям из зала дали слово только в самом конце, в последние полчаса более чем двухчасовой заседаловки, при этом из семи выступавших двое были «системщиками» — член Екатеринбургского отделения ВРНС и сотрудник Храма на Крови.

Один неформатный товарищ, имени которого прямая трансляция не сохранила, говорил долго и сбивчиво, но явно не совсем в струю — ведущий стоял с мрачным видом в шаге от выступавшего, как будто готов был в любую секунду отобрать у него микрофон. И немудрено: прозвучал призыв не брать деньги у олигархов, наворовавших у народа и испортивших экологию, а строить храм святой Екатерины на историческом месте, неспешно и на народные пожертвования.

Трансляцию мероприятия по нашей просьбе посмотрел и прокомментировал историк Алексей Мосин:

«У выступающих с языка не сходит „город святой Екатерины“. Привели бы хоть один пример, что до революции вот такие писатели, публицисты, главы города пользовались этим понятием, хоть несколько цитат. Не случайно у них постоянно смычка с этим парком „Россия — моя история“. Задача у них одна — замена исторического сознания сознанием мифологическим. То, что они называют обретением новых смыслов, перезагрузкой образа города — это попытка сформировать городскую мифологию, а дальше — не просто сформировать, а насадить это активно в умы. Наталья Александровна Дьячкова прямо говорит: „надо это делать агрессивно“. Идет борьба за мифологизацию сознания молодежи.

Добавлю: теперь, похоже, в помощь мифологизации идет монетизация — и налицо суета вокруг предполагаемой кормушки, связанной с эксплуатацией драгоценного для верующих символа».

Фото: vk.com/hram_ekb

Читайте также:

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: