Смерть Анании и Сапфиры: что это вообще такое было?

28 ноября 2019 Ахилла

В нашу рубрику «Вопросы и ответы» поступил такой вопрос для обсуждения:

«В апостольских деяниях есть история о том, как мгновенно были наказаны смертью Анания и Сапфира за то, что отдали в общину не все имущество, а лишь часть его.

Эта история всегда повергала меня в шок. Как так, разве Дух Божий, Дух Святой может, простите, как рэкетир, отбирать недвижимость у простых людей? Что это вообще такое было?

Христос заповедовал ученикам серебра в пояс не брать, а тут такое…

Хотелось бы на страницах „Ахиллы“ увидеть мнение авторитетных исследователей на эту тему.

Ибо она как раз на злобу дня — про системное сребролюбие».

Этот вопрос сначала обсуждался нашими читателями в группах «Ахиллы» в фейсбуке и Вконтакте — мы публикуем самые любопытные мнения.

Галина Ефимова

По моему мнению, этой историей Господь хочет показать пагубность лжи (обмана) для общественной жизни людей. И стращает человека за это злодеяние самым дорогим, что у него есть, жизнью.

Почему ложь (обман) так вредны для общественной жизни? А потому, что эти пороки не дают обществу нормально развиваться. Ни в области экономики, ни в области политики, ни в других сферах общественной жизни. То, что мы сегодня видим у нас в стране, а это коррупция, взяточничество, откаты, приписки, … и как следствие — расслоение общества на богатых и бедных, в основе всего этого лежит ложь (обман). Это может даже привести к гибели государства. А если эти пороки проникнут в семейную жизнь, то семья, как правило, разваливается, страдают дети. Общество человеческое, община, семья не могут нормально функционировать при наличии в них этой заразы.

Донести до нас это понимание, научить нас жить честно — [для этого] и предложен этот пример из Священного Писания.

Елена Бурдина

Меня это место тоже немного смущает. Жестоко как-то… И до конца описанное переварить не получается, но несколько соображений по теме у меня есть.

Во-первых, ошибочна сама постановка вопроса. Апостолы были бессребрениками, пожертвования себе в карман не совали (так делал только Иуда и епископы РПЦ, но первый к тому времени уже повесился, а вторые еще не родились). А на что уходили деньги паствы, написано в предыдущей главе: «Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду». Первохристианский коммунизм.

Так что сребролюбцы здесь не апостолы, а Анания и Сапфира, но кара их настигает за другой грех, за попытку солгать Богу.

«Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли?

Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу».

Если внимательно читать сказанное Петром, можно предположить, что А. и С. не пострадали бы, если бы по-честному принесли апостолу сколько хотят. Видимо, это он имеет в виду, говоря: «Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось?», т.е. «никто не собирался насильно у тебя отнимать». И единственная претензия к ним касается не денег, она названа как «ложь Духу Святому».

Но не слишком ли суровое наказание? Почему бы не дать грешникам покаяться? Люди куда худшее творят, а ничего, живут, даже иногда исправляются. На это ответить не могу, «Мои мысли — не ваши мысли, и пути Мои — не ваши пути».

Еще важно заметить. Я встречала людей, которые понимают этот отрывок слишком прямолинейно. Дескать, Дух Святой по указке Петра убил нечестивцев. (Причем такие люди еще любят делать вывод, что в убийстве нечестивцев греха нет, раз даже апостолы…) Нет. Так думать нельзя. Бог здесь решает, какое кто заслужил наказание, а Петр лишь провозглашает Его волю.

И еще важное уточнение: Святой Дух Жизнеподатель не может нести смерть. Это противоречит Его Природе. От Бога только жизнь. А вот взять то, что дает, Он может. И это логично сочетается с тем, что А. и С. согрешили против Духа Святого. Согрешили — потеряли. А туда, где нет Бога, который есть Жизнь, приходит смерть.

Ольга Деопик

Я так поняла, что наказаны они были за тщеславие, а не за жадность. И даже не за тщеславие, а за то, что попытались сделать предметом торга такие вещи как общность, доверие, единство. Попытались быть ээээ… более одинаковыми, чем другие звери, купить себе какие-то привилегии.

И Господь просто указал, что нет, так это не работает. Жаль только, что одним примером ограничился…

Роман Серебряный

По-моему, Петр не рассчитал духовные силы. Он ведь был человеком Ветхого Завета. Это как резня, устроенная Ильей или госпереворот Иегу (Ииуя), спровоцированный Елисеем и закончившийся большой кровью. Да и медведица на малых ребят тоже из этой оперы.

Michael Y. Medvedev

О чем речь: о том, что люди попытались надуть общину в ее денежных делах, или о том, что они попытались надуть Бога, наврав Ему в глаза?

Предполагающие первое, боюсь, вообще не оставляют в своих рассуждениях места Богу. Но тогда о чем тут вообще говорить?

Если же верно второе, то это вообще не предмет нашего суда; это — между Ананией и Сапфирой, с одной стороны, и Богом — с другой. Нас может ужаснуть суровость Бога, но точно ли было милосерднее оставить немолодых, неготовых переучиться людей пребывать в ужасном самообмане (начали новую жизнь — и начали ровно с надувательства, и, наверно, еще гордились своей хитростью)? Это же надо до такой степени ничего не понять. Бог избавляет их от муторных объяснений, по крайней мере — на земле.

Есть еще один аспект: суровая реакция апостолов (по-видимому, им чудесным образом стали известны обстоятельства обмана). Их настрой действительно способен смутить. Где жалость к завравшимся старикам? Но, во-первых, это, несмотря на Пятидесятницу и на все чудеса, все те же люди, которым Господь с укором говорил, что они не знают, какого они духа.

Во-вторых, можно представить себе болезненную реакцию апостолов на денежные махинации после казуса Иуды.

Дмитрий Вайсбурд

Тут недоразумение. Из оригинального текста (в отличие от синодального перевода) ясно видно, что продавали свое имущество и отдавали апостолам отнюдь не все и тем более не всё. Потому и упомянут отдельно левит Иосия, что он, в отличие от остальных, продал и отдал основное свое имение (с которого жил). Так что все это было абсолютно добровольно. У евреев до появления римлян вообще никогда не было никаких принудительных поборов.

Анания и Сапфира согрешили не тем, что не отдали свое (это как раз было абсолютно нормально), а тем, что решили всех обмануть — сказали, что отдали все, а на самом деле часть утаили. В этом и обличил их Петр.

Что же касается их смерти, она описана весьма смутно. Возможно, это был сердечный приступ. Хотя не исключено и самоубийство.

Aleksey Agapov

И это прежде всего был их безумный _само_обман и ущерб себе самим. Привычка жить в маске просто оказалась в пространстве общей высокой искренности и открытости несовместима с жизнью и здоровьем.

Впоследствии, в течение столетий, человеческие тела приспособились, конечно, как-то выживать. Но тогда вот так это работало.

Каждый из людей мог выбирать свободно, находиться ему в поле такой силы или нет. Просто честность с собой — все, что требуется для счастья и легкости.

Эдуард Бердник

1) Смотрим Писание. Петр очень горячий дядька, часто сгоряча говорил и хорошие вещи и не очень.

2) Апостолы хотели целые деревни огнем испепелять. Господь не дал.

3) Петр тут свободен говорить то, что говорит, возможно, это от страха умерли Анания и Сапфира. Возможно, верили, что от такого можно умереть. И Петр очень уверено и жестко говорил. До него вообще евангельская весть туго доходила. Сколько ему нужно было «явлений нечистой пищи», дабы он понял, что теперь это можно есть…

Одним словом, он действовал и сказал не по-христиански. Деяния — это жизнь ранней церкви. Она совсем не только в ромашках. Петр еще и лицемерил перед братьями, за что его Павел осуждал.

Timosha La

Вот тут говорят, что Духу Святому они соврали. Допустим. Но с тех пор никто Ему не врал? Да людей миллионами должно было косить за их «ложь» две тысячи лет подряд. Однако, этого мы не видим. А уж про то, что целые соборы говорят от Его имени, то про это я вообще молчу.

Сергей Август

Они дали на церковь — чисто напоказ.

Остальное оставили себе — на жизнь.

Они понимали так: деньги, как ни крути, должны быть всегда под рукой.

Но Бог — общепринятая тема. Здесь нельзя выбиваться из общего строя.

Короче, они рассчитывали выжить за счет денег. Начисто отвергая при этом свою жизнь в Духе Божьем. То есть перепутали жизнь и видимость жизни.

Смертельная ошибка.

Это как перерезать не тот проводок.

Вот и вышло по написанному: «Бог сказал им: безумные! в сию ночь души ваши возьмут у вас; кому же достанется то, что вы заготовили?»

Вопрос не в том, из-за чего умерли конкретные Анания и Сапфира, а в том, почему мы все, несущие в сердце своем точно такую же ложь, не умираем, едва причастившись Святых Таин?

Думаю, ответ такой: потому же, почему Иисус, так часто бывавший в храме, опрокинул столы меновщиков только один раз и только в один конкретный день. А остальных не тронул.

Не потому, что другие были лучше. Просто потому, что Бог не карает. Бог объясняет.

А для хорошего объяснения всегда достаточно одного яркого примера.

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: