Как и для кого работает «Ахилла»

17 июня 2017 Алексей Плужников

Один за всех

Многие люди не задумываются, как устроен чей-то рабочий процесс. Например, священники часто сталкиваются с широко распространенным мнением (даже среди прихожан), что священнику зарплату платит государство или, в лучшем случае, епархия, а деньги на содержание храма дает спонсор. При этом работа священника заключается, с точки зрения стороннего наблюдателя, в том, что он два-три раза в неделю постоит в алтаре пару часов, помашет кадилом, а потом всю неделю «спи-отдыхай». Лично я, когда 10 лет был настоятелем маленького вагончика, не раз слышал такие мнения и отвечал удивленным захожанам и прихожанам, что это они содержат приход и даже епархию с патриархией, а работа настоятеля несколько шире двухчасового махания кадилом.

Как показывает практика, многие в подобном ключе думают и о работе редакции «Ахиллы» — мол, наверно, их содержат таинственные антиклерикальные спонсоры, чтобы, по слову патриарха Кирилла, усилить «враждебный по отношению к Церкви информационный поток», а всей работы — это пару статей в день выложить, на это ведь надо десять минут, не больше: скопировал из почты, вставил на сайт, хоп — готово.

Давайте я расскажу, как выглядит работа редакции «Ахиллы», чтобы развеять некоторые мифы.

Редакция «Ахиллы», по сути, состоит из одного человека — главного редактора, который совмещает в себе все прочие функции (корректора, дневного/вечернего редактора, интервьюера и т.п.). В мае-июне мне помогла журналист Ксения Волянская, потому что в этот момент она была безработной, но сейчас вновь выйдет работать в другом месте, чтобы прокормиться, и помогать будет в редкое свободное время.

Работа редакции/редактора начинается утром с публикации заготовленных накануне статей — обычно двух, но иногда, когда есть что-то срочное, то и трех-четырех, а иногда и пяти. Эти статьи проверяются, публикуются, потом расшариваются (то есть распространяются в соцсетях «Ахиллы»).

После этого начинается текучка: проверка почты, куда помимо интересных статей и заметок присылают кучу всякого хлама и бреда, который надо отсеивать. Интересные материалы бегло просматриваются, редакция контактирует с авторами.

Потом начинается подготовка материалов на следующий день. Некоторые искренне считают, что мы выкладываем материалы в том виде, в котором их присылают авторы. Нет, практически каждая статья или заметка серьезно вычитывается и редактируется-корректируется. Обычно мы не меняем смысл и содержание текста, но стилистику, орфографию и прочее правим, потому что большинство текстов написаны непрофессиональными авторами, и мы приглаживаем их, насколько возможно. Внимательная редактура даже двух статей среднего размера может занять несколько часов.

Для статей ищется картинка или делается в фотошопе. Профессионализма большого в этом у нас нет, но времени на поиск и подготовку тоже требует.

Затем материалы выкладываются в админку сайта, проверяются свежим взглядом и ждут публикации на следующий день.

Параллельно с этим нужно следить за повесткой дня, просматривать разные сайты, пытаться не пропустить интересные, важные темы, по которым можно было бы взять интервью или написать комментарии. Также нужно общаться в соцсетях с френдами, обсуждающими статьи, а то они порой обижаются, что редакция не очень активно участвует в обсуждении. Или наоборот — обижаются, что редакция активно защищает своих авторов. Не знаешь, как и угодить.

Иногда редакторы (я или Ксения Волянская) сами пишут колонку — это тоже занимает достаточно времени.

Интервью — самая тяжелая и трудоемкая часть работы. Чтобы опубликовать интервью с интересным человеком нужно: найти такого человека, установить с ним контакт, согласовать время или личного интервью (если есть возможность встретиться) или по скайпу, подготовить интересные вопросы, иногда изучив творчество, жизнь этого человека, записать с ним беседу.

Потом интервью надо расшифровывать. Богатые СМИ обычно пользуются услугами сторонних расшифровщиков, которые за определенную плату переводят аудио или видео в текст. Бедные СМИ типа «Ахиллы» расшифровывают сами. На расшифровку одного часа интервью мне надо примерно шесть часов беспрерывной работы. Кто этим занимался, знает, насколько это утомительное занятие.

После расшифровки интервью редактируется, согласовывается со спикером и наконец попадает на сайт.

Когда случаются интересные даты, то мы пытаемся подобрать материалы по теме, например, к 9 мая или к дню рождения/смерти того или иного человека. Это тоже многочасовой труд.

Такими материалами обычно занималась Ксения Волянская, но по объективным причинам ей приходится снова свои работы продавать в сторонние СМИ, туда, где платят гонорары авторам. Так что если вы увидите такой материал, где автором обозначена «Ксения Волянская», то знайте, что эта статья или интервью могли бы быть на «Ахилле», но ради куска хлеба были отданы в другое СМИ. К сожалению.

Это самые основные моменты работы редакции, вкратце, потому что есть много еще других, мелких моментов.

Именно поэтому «Ахилла» выпускает лишь две статьи в день и не занимается новостями, потому что на большее нет просто ни сил, ни времени. Для полноценной работы любой редакции надо минимум пять-семь человек: отдельно журналисты, редакторы, новостники, выпускающий редактор, а где-то еще и бильд-редактор (ответственный за картинки). Не считая начальства, разумеется.

Так выглядит работа «Ахиллы» — по сути, частного блога, который пытается подняться до серьезного СМИ, делая упор на тематике, которой мало кто занимается. Ибо православные СМИ пишут только благомыслия из рубрики «у нас все хорошо и отлично, правда, есть отдельные шероховатости на местах, но мы их обсуждать не будем, ибо не велено», а антиРПЦшные СМИ — только критику и тексты, продвигающие собственную идеологию. «Ахилла» же — народный сайт, как некоторые говорят, провинциальный. И это необидное название. Мы действительно провинциальный сайт, где слово дают тем, кому, возможно, больше никто и никогда не даст слова, потому что это слово «маленького человека», а не известного столичного спикера, да и часто это слово никак не вписывается в правильный мейнстрим «по благословению».

«Ахилла» — это место для простых прихожан, настоящих или бывших, простых священников, которые хотят сказать то, что думают, но не могут, потому что рискуют запретом или потерей сана. Мало того, это место и для тех достаточно известных священников, которые на благословленных сайтах публикуют правильные благомыслия и благоуветливости, а потом то, что у них накопилось в душе, честно и порой жестко высказывают анонимно на «Ахилле», потому что больше негде.

Это сайт и для представителей других деноминаций или внеконфессиональных христиан, которые готовы поделиться своим опытом, и для атеистов, которые могут задать свои вопросы Богу или попытаться дать свои ответы (пусть и порой наивные или даже не очень умные). Ибо дружелюбно размышляя вслух и слушая собеседника, мы, может быть, не найдем в нашей беседе истину, но можем найти друг друга.

Некоторые называют нас «антихристианским ресурсом», кое-кто «сатанинским» даже, некоторые «помойкой» — обычно это очень благочестивые, крайне православные представители крайне православных СМИ, публицисты и редакторы, которые пишут то, что нравится начальству. А если что-то начальству не нравится, то и снимут уже опубликованное, делов-то — они ведь не помойка, они благочестивы и живут по послушанию. Хотя есть подозрение, что это просто плохо скрываемая зависть — самим хочется свободомыслия, да дядя не велит.

Но главный принцип «Ахиллы», наше кредо — у нас нет и не будет хозяина, и никто не будет нам диктовать условия, о чем или о ком можно писать, а о чем нельзя. Мы будем писать человеческое о людях и публиковать мысли и чувства людей: неважно, бывшие они или настоящие, благочестивые или грешные, голубые или в крапинку — лишь бы они были искренние живые честные люди, а не обслуживающие хозяев лакеи. И мы не учим, не воспитываем, не проповедуем — мы рисуем большую картину жизни, занимаемся бытописанием, а выводы каждый пусть делает сам.

И все за одного?

Но раз «Ахилла» — народный ресурс, то и существовать он может только на народные деньги. Когда мы только собирались создавать «Ахиллу», друзья скептически говорили, что на «христианство с человеческим лицом денег никто не даст». Мы рискнули, и первые месяцы существования проекта казалось, что скептицизм будет посрамлен: читатели не только поддерживали нас словом, но и рублем — потихонечку, по сотенке-тысчонке, но первых три месяца нам присылали ровно ту сумму, на которую худо-бедно можно не умереть с голоду в провинции, хватало на хлеб, оплату жилья и минимальные нужды.

Но даже за все эти месяцы, несмотря на несколько тысяч ежедневных читателей, нам помогали лишь человек 40-50, некоторые из них даже по несколько раз, за что им низкий поклон и наша благодарность.

Наступил июнь и все обвалилось. За 15 дней месяца нам прислали помощь 7 (СЕМЬ) человек на сумму 5 (ПЯТЬ) тысяч рублей. Конечно, лето, отпуска, все понятно, но…

Эта печальная статистика наводит на мысли, что, может быть, народный сайт «Ахилла» реально не очень нужен народу? Мне часто советуют монетизировать сайт, пустить на нем рекламу, найти спонсоров, придумать суперхитроумные способы подачи материала, которые якобы привлекут новых читателей. Ну, можно — пустить рекламу с сайтами интимных знакомств или казино, публиковать чернуху с ютуба, найти хозяина с кошельком. Но тогда это уже не будет «Ахиллой», а будет очередным рабским проектом.

Есть другой вариант: найти себе обычную работу с девяти до пяти, а на сайт постить свои заметки раз-два в неделю или в месяц. Но и тогда «Ахилла» перестанет быть народным сайтом, а будет стопятьсотым частным блогом. Есть такие вполне популярные ресурсы, где 95% материалов — просто перепосты с других сайтов, в том числе и с «Ахиллы». Но одно дело — писать картины, другое — распечатывать чужие репродукции.

Как у меня «украли» мобильник за 150 тыщ

Буквально два дня назад портал «Лайф» «прославил» меня, не разобравшись в однофамильцах: сообщил скандальную «новость», будто у меня в подмосковном фитнес-клубе украли дорогой мобильник, часы и доллары. (После выяснения отношений с журналистом «Лайфа» в тексте «священника» заменили на «бизнесмена», в итоге новость потеряла свою разоблачительную перчинку.)

Первоначальная «новость» «Лайфа»

Меня позабавила эта новость в стиле черного пиара, потому что, даже будучи 10 лет настоятелем прихода, я жил на съемной квартире, ходил пешком, никогда не имея не только авто, но и прав (к стыду своему или к счастью, умею водить только велосипед), и жил ровно так же, как и народ, как прихожане. Поэтому уж насчет чего, а насчет денег моя совесть чиста, ничем дороже ноутбука или велосипеда никогда не пользовался.

И до сих пор у меня вообще нет часов, смартфон самый примитивный и старый, и доллары в карманах не пылятся. И даже в фитнес-клуб я никогда не заходил, ибо не на что.

Но чтобы и дальше делать наш проект, нужны средства на жизнь. Кроме того, для «Ахиллы» взят в кредит ноутбук, за который надо ежемесячно в течение года выплачивать по три с половиной тысячи рублей. А через полтора месяца надо вновь платить за хостинг. Моральная поддержка — это хорошо и приятно, но «Ахилла» — это моя основная творческая и любимая работа, и будет ли она оставаться таковой — зависит от наших читателей и друзей.

Кстати, если вы не друзья «Ахиллы» и не поддерживаете нас, то и читать вам эту заметку незачем.

И да: сегодня эта заметка выйдет одна, для разнообразия. Чтобы хоть немного читатели поскучали без наших ежедневных двух статей.

А помочь «Ахилле» существовать вы можете прежним способом (и желательно — регулярным):

Яндекс-кошелек: 410013762179717

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340

PayPal

Мы будем с вами, если вы будете с нами