Отсечь «всю грязь и гнусь, которая очень мешает нам всем»: советы православного пропагандиста

7 ноября 2019 Ксения Волянская

Еще лет 5-7 назад православные СМИ выгодно выделялись на фоне остальных почти полным отсутствием рекламы и свободой от идеологии и пропаганды. Именно за это ценили их читатели, слушатели и зрители, в массе своей люди немолодые, — за возможность отдохнуть душой от суетного и агрессивного внешнего мира в ограде вечных ценностей.

Рубежом стал 2014 год, когда к антиукраинской истерии с энтузиазмом подключились православные журналисты.

Сегодня пропаганда — пропутинская, антизападная, антилиберальная — стала мейнстримом и на ТК «Спас», и на «Радонеже», и даже на таком малозаметном рупоре православия, как екатеринбургский епархиальный радиоканал «Воскресение».

За пропаганду в киселевско-соловьевском духе здесь вот уже несколько лет отвечает иеромонах Макарий (Маркиш), авторитетное мнение которого обо всем на свете звучит в еженедельной передаче «Точка зрения». С особенным удовольствием иеромонах высказывается на тему внутренней и внешней политики, его конек — противостояние России агрессивному влиянию Запада. Он яростно встает на защиту любой, даже самой маразматической законодательной инициативы, если таковая имеет целью оградить народ-богоносец от тлетворного влияния западной цивилизации. В лоне которой сам Маркиш, внук казненного в 1952 году в СССР поэта Переца Маркиша и сын друга Иосифа Бродского, профессора Женевского университета филолога Симона Маркиша, прожил не меньше 15 лет.

В последнем эфире, запись которого появилась на сайте 31 октября, пропагандистских месседжей, по обыкновению, было несколько. Сначала, порассуждав о возможной отмене моратория на смертную казнь и заявив, что таковая не противоречит Божьей воле и установлениям христианства, миссионер затронул тему зависимости России от международных договоров.

«Это реально погано, вот это реально гнусно», — заявил иеромонах. По его мнению, суверенная нация может на себя принимать обязательства перед другими нациями в части вопросов общего интереса, но, если она позволяет кому-то, кроме граждан страны, решать вопросы уголовного наказания, «начинается внутренняя гниль, утрата суверенитета, и вот на эту точку наши враги давят с огромной силой, потому что им… важно поставить нас на колени».

Далее ведущая просит Маркиша прокомментировать статью Евгения Сеньшина на Znak.com, в которой журналист отвечает патриарху Кириллу и размышляет о том, совместимы ли либерализм и христианство. Естественно, миссионер рьяно защищает начальника и объясняет, что суждения о либерализме, неоднократно высказываемые патриархом, — это суждения здравомыслящего человека, что термин «либерализм» с XIX века означает «безбожие» и «в такой коннотации остается в сознании людей», а гуманизм является «опасным вздором».

В последней части передачи Маркиш прокомментировал указ Путина о создании центров для духовно-нравственного воспитания молодежи в интернете. «Президент России, если он об этом говорит, знает, о чем говорит», — начинает свой пропагандистский спич миссионер. Ну ясное дело, начальники всегда знают, что говорят, даже если, как Путин, не пользуются интернетом. Потом иеромонах сообщает слушателям, что в интернете «все есть», при этом избыточно, и вспоминает Микеланджело, который говорил, что быть скульптором легко, надо всего лишь отсечь все лишнее от глыбы мрамора. Вот что, с энтузиазмом заявляет о. Макарий, предстоит сделать с интернетом: «отсечь все лишнее, что мешает молодежи».

То есть от вопроса о «правильном» контенте Маркиш сразу переходит к теме «суверенного» интернета, закон о котором вступил в силу 1 ноября. Понятно, что он нуждается в защите православного пропагандиста не меньше, чем указ о духовно-нравственном контенте, ибо подвергается насмешкам враждебных России критиков.

Дальше очень интересно, миссионер вспоминает о цивилизованных странах, которым удалось ограничить интернет, и ставит их в пример. А какие страны являются цивилизованными по мнению духовного лица? Правильно — Китай, Иран и арабские страны.

Пресечь свободу в интернете несложно, говорит Маркиш. Что именно он считает нужным пресекать, остается за кадром, слушателям приходится только гадать: детскую порнографию? «синих китов»? оппозиционный контент? антицерковную критику? атеистическую пропаганду? Но слушатели (а надо понимать, что подавляющее их большинство — это люди 60+ и малообеспеченные жители областных городов и деревень, которые интернета в глаза не видели) должны понимать, что это нечто страшное, вроде штрих-кодов и Антихриста, ведь батюшка сравнивает вседозволенность в сети со свободой для убийц.

Проповедник призвал «нашего господина президента и господ депутатов законодательных собраний» принять законы, которые помогут изъять из интернета «всю грязь и гнусь, которая очень мешает нам всем» (к гадалке не ходи, «Ахилла» в глазах Маркиша наверняка проходит по категории «грязи и гнуси»).

«А какого контента не хватает молодежи?» — спрашивает иеромонаха ведущая.

И тут монах прозорливо опережает новость, которая выйдет почти через неделю после эфира на радио «Воскресение», — о том, как Путин объявил крестовый поход за русский язык против «пещерных русофобов». Он заявляет, что от законодателей нужно потребовать разработать меры по защите русского языка — в первую очередь на уровне интернета, а потом рекламы.

С нетерпением буду ждать следующего выпуска программы, в котором правпропагандист наверняка прокомментирует президентские инициативы более подробно и с присущим ему темпераментом, вколачивая в мозги слушателей априорную правоту всех, даже самых безумных, решений как светских властей, так и священноначалия.

Иллюстрация: картина Василия Шульженко

Читайте также:

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: