«Токийский казус»: к вопросу о влиянии спецслужб на церковную политику

2 января 2020 Егор Владимиров

Вторая половина 1940-х годов может по праву считаться временем максимального могущества РПЦ МП за пределами ее традиционной «канонической» территории — именно в это время представители МП при поддержке оккупационных армий подчиняют себе православные общины во многих странах Центральной и Восточной Европы (при этом важно осознавать, что многие из этих общин никакого отношения к «русскому православию» до послевоенной оккупации не имели). Обстоятельства возникновения таких административных единиц в составе МП, как Венская, Пражская или Будапештская епархии, еще ждут своего исследователя (при этом очевидно, что установление всех обстоятельств захвата очередной «канонической территории» осложнено тем, что документы, касающиеся этой темы, могут находиться в архивах не одной-двух, а как минимум шести стран, если речь идет, в частности, об обстоятельствах появления Венской епархии МП).

Не менее триумфально обстояли дела и в Восточной Азии; после окончания Второй мировой МП приступила к поглощению православных общин в Корее, Китае и Японии (стоит отметить, что микроскопические православные общины в этих странах, в отличие от европейских, в Корее и Китае в большинстве своем были этнически русскими). Если китайский кейс завершился фактической победой МП, а победе в корейском кейсе помешала война 1950-1953 гг., то ситуация с японской православной общиной была проиграна московскими православными и их государственными кураторами вчистую — эмиссаров патриарха Алексия попросту не пустили в Японию по приказу американской оккупационной администрации, а сами общины перешли под управление Американской митрополии, предтечи нынешней квази-автокефальной ОСА (Православной Церкви в Америке).

Странно было бы предполагать, что нужды и заботы японских православных, доля которых не составляла и одного процента от населения страны, стояли на первом месте у американской оккупационной администрации. Безусловно, нет; но свои, глубоко личные мотивы «поставить большевиков на место» были у одного из высших чинов оккупационного штаба, который, пользуясь как своим служебным, так и своим семейным положением, практически в одиночку переиграл МП и ее кураторов в погонах.

Звали этого человека полковник Борис Пэш, наиболее полная его биография в настоящий момент опубликована на русском, хотя очевидно, что в связи с профилем работы полковника в ней остается еще множество лакун.

К 1946 году, когда полковник Пэш занял должность в штабе американских оккупационных сил в Токио, в его послужном списке уже была работа над обеспечением безопасности проекта «Манхэттен» (создание первой атомной бомбы) и руководство отрядом специального назначения по вывозу из Европы в США как уранового сырья, так и специалистов-физиков. Впрочем, военная биография полковника началась много ранее Второй мировой — будучи еще совсем юношей, он (сохраняя имевшееся у него гражданство США по рождению) участвовал в Первой мировой в составе российской армии, а затем — воевал на стороне Добровольческой армии во время Гражданской войны (в Гражданскую он получил и свою первую боевую награду — Георгиевский крест 4 степени).

Кем же был этот высокопоставленный американский разведчик, и почему в 16 лет он пошел добровольцем сражаться за Россию, будучи гражданином США? Дело в том, что при рождении у Бориса была другая фамилия — Пашковский (Пэш/Pash — это позднее сокращение для удобства общения); его отец, русский священник Федор Пашковский, был одним из ближайших сотрудников архиепископа Алеутского и Северо-Американского Тихона, впоследствии ставшего московским патриархом.

К моменту окончания Второй мировой войны отец полковника Пэша был уже митрополитом Американским и Канадским, возглавляя структуру, которая и станет впоследствии ОСА (Православной Церковью в Америке). Именно наличие прочной и неформальной связи у полковника Пэша с главой этой структуры (в одном из писем отцу он прямо называет перехват управления над японскими православными общинами «семейным делом») и позволило ему быстро и безошибочно осуществить операцию по подчинению японских православных структур Американской митрополии, переиграв Московскую патриархию.

«Токийский казус» может показаться всего лишь эпизодом из церковной истории середины ХХ века, тем не менее автору кажется, что этот эпизод может стать началом для исследования следующих вопросов о взаимодействии американских спецслужб и структур ОСА (равно как и ее предшественников):

Являлся ли «токийский казус» единственным случаем вмешательства полковника Пэша как представителя американских спецслужб во внутрицерковные дела (так, в частности, остается до сих пор и не проясненным вопрос о том, каким образом легализовался в США Валериан Трифа, входивший в печально известную «Железную гвардию», ставший впоследствии румынским епископом в составе ОСА и бежавший из США после того, как его прошлое было обнародовано)?

Был ли полковник Пэш единственным представителем американских спецслужб, курировавшим «русско-православную» тематику со стороны правительства США?

Каким образом при всей сложности иммиграции в США после окончания Второй мировой во второй половине 1940-х и первой половине 1950-х в будущей ОСА высаживается достаточно представительный «богословский десант» из числа русских преподавателей парижского Свято-Сергиевского богословского института, которые впоследствии стали основными акторами «автокефально-переговорного» процесса?

Является ли тот факт, что начало предметных переговоров об автокефалии ОСА и автономии ЯПЦ происходит одновременно с началом имплементации так называемой «политики разрядки международной напряженности» между СССР и США, всего лишь удивительным совпадением, или мы имеем дело всего лишь с имплементацией вышеуказанной политики соответствующими спецслужбами в сфере их ответственности?

Поиск ответов на эти вопросы требует большого количества времени и работы в архивах далеко не одной страны, и далеко не очевидно, что все эти архивы будут приветливо открывать двери для исследователей. Тем не менее представляется важным и целесообразным получить ответы на эти вопросы хотя бы для того, чтобы понимать, как именно государственные машины используют церковные институты в своих целях — и не обольщаться.

Иллюстрация: Борис Пэш и митрополит Феофил (Пашковский)

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: