Легойда, патриарх и Конституция
5 марта 2020 Дмитрий Лебедев
4 марта Владимир Легойда в своем телеграм-канале написал следующее:
«В связи с ведущейся дискуссией о поправках в Конституцию, хочу еще раз подчеркнуть, что в Русской Церкви очень высоко оценивают ярко выраженную социальную направленность предложенных президентом поправок в Основной закон.
Эти поправки призваны утвердить представление о браке как о союзе мужчины и женщины, обеспечить приоритет семейного воспитания и необходимость создания условий, способствующих всестороннему развитию детей.
Сделать заботу о детях конституционной основой жизни общества — вот что совершенно однозначно следует из слов Президента на встрече с членами рабочей группы по внесению изменений в Конституцию.
И эта позиция вызывает безусловную поддержку Русской Церкви и Святейшего Патриарха».
Мы проанализировали этот текст с точки зрения Устава РПЦ, Основ социальной концепции, а также с точки зрения православного учения о Церкви и банальных моральных принципов.
1. Нарушение Устава и Основ социальной концепции
Сейчас в России происходят события, связанные с принятием поправок в Конституцию. Одна часть граждан очень активно эти поправки поддерживает, другая часть считает их совершенно неприемлемыми (добавляем ещё множество промежуточных вариантов между этими крайними). Это противостояние — чисто политическое. И с той, и с другой стороны мы наблюдаем активную агитацию за/ против принятия поправок.
Социальная концепция РПЦ прямо говорит о том, что
- а) Церковь не принимает какую-либо сторону в политических противостояниях;
- б) Церковь не участвует в политике, в том числе и в политической агитации:
«Перед лицом политических разногласий, противоречий и борьбы Церковь проповедует мир и соработничество людей, придерживающихся различных политических взглядов. Она также допускает наличие различных политических убеждений среди ее епископата, клира и мирян, за исключением таких, которые явно ведут к действиям, противоречащим православному вероучению и нравственным нормам церковного Предания.
Невозможно участие церковного Священноначалия и священнослужителей, а следовательно, и церковной Полноты, в деятельности политических организаций, в предвыборных процессах, таких, как публичная поддержка участвующих в выборах политических организаций или отдельных кандидатов, агитация и так далее. Не допускается выдвижение кандидатур священнослужителей на выборах любых органов представительной власти всех уровней. В то же время ничто не должно препятствовать участию иерархов, священнослужителей и мирян, наравне с другими гражданами, в народных волеизъявлениях путем голосования» (Основы социальной концепции V.2).
Устав РПЦ также прямо запрещает ведение политической деятельности:
Пункт I.10: «Канонические подразделения Русской Православной Церкви не ведут политической деятельности и не предоставляют свои помещения для проведения политических мероприятий».
В данной публикации Легойда и патриарх (поскольку Легойда — и.о. пресс-секретаря патриарха, а значит сделал это с его согласия) прямо нарушают п. V.2 Основ соц. концепции, открыто агитируя в пользу одной из противоборствующих политических партий.
Также они нарушают п. I.10. Устава РПЦ, предоставив свою площадку (телеграм-канал и.о. пресс-секретаря патриарха) для провластных агитаторов (Легойда постоянно репостит, например, Владимира Соловьёва, как минимум раз в неделю предлагает подписаться на него, а также ещё на огромное количество политических каналов, среди которых нет ни одного оппозиционного, то есть поддерживает определённую политическую партию). Выступив с поддержкой партии, поддерживающей поправки, патриарх тем самым ведёт политическую деятельность, нарушая тот же самый пункт Устава.
2. Двойные стандарты
После летних митингов в сеть попало огромное количество видеозаписей, на которых запечатлено, как полицейские бесчеловечно избивают людей — причем избивают совершенно без необходимости, те не представляют никакой реальной угрозы (вспомним, например, нашумевший эпизод с ударом кулаком в живот девушке, которую уже задержали и крепко держат два здоровенных парня). Кроме того, тогда же мы наблюдали, как показательно сажали людей за то, что те не вовремя вышли из метро, потрогали полицейского за рукав в попытке прекратить избиения, бросили пластиковый стаканчик и т.д.
В это же время несколько десятков священников РПЦ подписали открытое письмо, в котором призвали правительство к милосердию и справедливости. Они не выражали политической поддержки по отношению к оппозиции, в тексте вообще не было политических лозунгов — речь шла лишь о том, что бить беззащитных и не представляющих угрозы людей недопустимо, сажать за то, что оказался не в то время не в том месте — несправедливо.
В ответ на это письмо тот же Легойда заявил о недопустимости политической активности клириков РПЦ, а многие из подписавших письмо священников были вызваны «на ковёр» и получили разной степени штрафные санкции.
И вот теперь оказывается, что призывать правительство к милосердию и справедливости — это политическое заявление, а рекламировать поправки в Конституцию, являющиеся предметом политической дискуссии, — это заявление, не имеющее никакого отношения к политике.
3. Политические заявления от имени всей РПЦ
«В христианстве изначально под Церковью понималась совокупность призванных в общество Господне лиц, которые, услышав призыв Господа ко спасению и последовав этому призыву, составили род избранный (γένος ἐκλεκτόν) (1Пет.2:9). Свят. Кирилл Иерусалимский говорит, что Церковью называется собрание, поскольку она созывает и собирает всех» (прот. Олег Давыденков «Догматическое богословие»).
«Церковь есть от Бога установленное общество людей, соединенных православной верой, Законом Божиим, священноначалием и Таинствами» (митр. Филарет Дроздов «Пространный катехизис»).
Легойда пишет: «Эта позиция вызывает безусловную поддержку Русской Церкви».
Это значит, что либо он свято верит, что все до одного члены РПЦ поддерживают эти поправки, либо он считает, что «Русская Церковь» — это он и патриарх. В первом случае это просто странно, во втором — ересь.
Если учесть, что клирики вообще не имеют права делать политических заявлений, то логично предположить, что и патриарх не имеет права делать политических заявлений даже от себя лично. Но здесь мы видим не личное заявление — «Патриарху нравятся поправки». Тут написано, что если патриарху нравятся, значит и всей русской церкви нравятся.
А если мне не нравятся, то это я не в церкви или Легойда соврал?
Читайте также:
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)