Ответ на реакцию, или Свершилось!
19 мая 2020 Евхаристий Скайпов
В последние недели, благодаря открытой акции священников ПЦУ со служением виртуальной литургии, тема, которой мы занимались теоретически и практически не один год, из маргинального эксперимента стала широко обсуждаемой в православном сообществе. Отметились осуждением даже такие выдающиеся фигуры как архиепископ Православной Церкви Украины Евстратий Зоря и спикер Русской Православной Церкви Владимир Легойда. С умеренно оправдательной речью выступил свежезапрещенный, но не ставший от этого менее известным протодьякон Андрей Кураев. Что ж, спасибо всем за рекламу!
Конечно, каких-либо серьезных аргументов, которые имело бы смысл обсуждать, представлено не было. Утверждать, что дистанционная литургия невозможна, все равно, что утверждать, что невозможно дистанционное чудо, а еще лучше — с предложением вырезать все соответствующие моменты из древних книг, вплоть до Библии. Единственный мало-мальски смахивающий на серьезный аргумент, это то, что нельзя новшество вводить без соборного одобрения. На это возразим: дистанционная исповедь по телефону или интернету стала обычной практикой без всяких соборных или специальных решений.
Недавно один философ сравнил появление интернета с покорением человечеством огня. Даже начало книгопечатания он поставил ниже. Мы все еще не вполне осознаем величину произошедших и грядущих изменений во всем и везде от этого события. Для поколений нового века виртуальная реальность знакома буквально с пеленок, им будут вообще смешны и непонятны возражения против виртуального служения. Так что в принципе это лишь вопрос времени. И ситуация карантина его явно подогнала.
Идея уже явственно носится в воздухе и, конечно, другие церкви это тоже не могут не замечать. Церковь Англии (Англиканская церковь, территориально находящаяся на территории Англии и не включающая даже соседний Уэльс) официально не одобрила виртуального служения Евхаристии, но на практике ряд священников служат ее открыто и не встречают каких-либо препятствий со стороны епископата. Значительная часть епископата Объединенной Методистской Церкви США оставила решение о виртуальной службе на усмотрение приходского духовенства. Методистский епископ из Северной Каролины выложил специальный чин для виртуального служения во время эпидемии. Это для примера.
Теперь же мы хотели бы прояснить свое ви́дение дистанционного служения, как части жизни не скованных территориальными ограничениями общин. Нам видится, что лучший сейчас путь не в попытках заручиться благословением той или иной церкви, а начать независимо самоорганизовываться, общаться, служить. Совместное служение литургии — отличная точка сборки для людей близких по духу, но совсем не обязательно одинаковых по взглядам на различные вопросы и даже не обязательно принадлежащие одной деноминации. Вертикальные церковные структуры не есть враг, но, не отрицая их, можно создавать горизонтальные связи. Сеть независимых, в отдельных членах пересекающихся, малых общин, не более 30 человек (с нормой 15-20).
Пусть епископы боятся за свою власть и думают, где найти денег на содержание пустеющих и дорогостоящих в обслуживании храмов. Кто-то из нас может туда ходить, кто-то нет. Но у нас есть свои виртуальные и реальные дела, которые мы вполне в силах осуществлять независимо. Собственно, этим и занимаемся. Причем, в нашей своеобразной общине из живущих в пяти странах людей есть как православные, так и католики.
Читайте также:
- Владимир Легойда «обличил» протоиерея Игоря Савву за служение литургии онлайн
- Возможный чин служения литургии Иоанна Златоуста онлайн
- Опыт служения онлайн-литургии в одной христианской общине
- Черновик мирянской литургии — приглашение к дискуссии
- Если в нас нет единства и любви, то что изменят правильные слова, произнесенные жрецом?
- Виртуальный мир и настоящий Бог. Или наоборот?
- Литургия по интернету
- Виртуальная литургия во времена коронавируса: время пришло?
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)