«Христос — Великий Архиерей» и прочие архиереи

21 июля 2020 Алексей Суханов

Поделюсь кое-какими мыслями, на которые меня натолкнула заметка на телеграм-канале «Православие и зомби» по поводу комментария уважаемого протоиерея Леонида Калинина насчет чернокожего Христа на фреске. С Калининым, в принципе, ясно: уж «чья бы корова мычала»; пущай на своего золотого истукана в храме бога войны молится и помалкивает. А что в статье пробудило досаду, так это «ванильность», елейность в нескольких (красивых в теории, гладких на бумаге) суждениях. Из самой статьи возьму только лишь несколько фрагментов.

I

«Японцы изображают Христа японцем, американские индейцы — индейцем, алеуты — алеутом, жители черной Африки — чернокожим. Власть имущие изображают Христа царем…» Список можно сколько угодно продолжать, вопрос в том, что же за этим стоит, чем это мотивировано: «Так люди выражают свою надежду на то, что Богочеловек пришел именно к ним, сюда, здесь и сейчас». Ну-ну, звучит красиво, спору нет. Только вот если на грешную землю слегка спуститься, то невооруженным взглядом можно разглядеть, что по факту во многих случаях движет в выборе способа изображения желание определенного лица или группы лиц увидеть Христа «удобным» для себя, подобным себе. Огромное количество кружков по интересам хочет перетянуть его на свою сторону: коммунисты хотят видеть его коммунистом, патриоты — патриотом, имперцы — имперцем, филателисты — филателистом…

Как именно изобразить — это только верхушка айсберга, но уже начало лжи, когда его хотят приспособить под аудиторию. Не аудиторию вывести из зоны комфорта и возвысить до его проповеди (ибо толпе, стаду, мягко говоря, не все придется по вкусу), а его адаптировать, сгладить острые грани. «Жестоко слово сие и кто может его послушать». Христос провокационен («Не священник, не политический революционер, не аскетичный монах, не благочестивый моралист, он провокационен во все стороны». Ганс Кюнг, «Христианский вызов»), говорит не то, чего многие хотят слышать, и тогда его начинают подсознательно пытаться привлечь на свою сторону, в том числе и через зрительный образ. И маленькая неправда открывает дверь для большой лжи.

Нисколько не суюсь с советами — а как же тогда, «по моему мнению», его нужно изображать: несомненно, даже без негроидов, архиереев и испепеляющих взглядом механических Пантократоров, и прочих намеренных манипуляций, остается огромный творческий простор. И я не о тонкостях иконографии говорю, с изображений я только начал разговор. Я о сознательной манипуляции сознанием верующих (и не только) с помощью зрительного образа.

В качестве яркого примера приведу иконы, где Христос изображается в полном облачении епископа, такие иконы и сейчас часто можно встретить в православных храмах. Насколько этот образ, именуемый «Христос — Великий Архиерей», в настоящее время в тренде, судить не могу, как понимаю, большинство имеющихся в наличии икон этого типа скорее являют собой наследие синодальной эпохи. Но мы сейчас пытаемся уловить посыл, который несет в себе подобное изображение.


Зачастую на этих образах очень детально прорисованы элементы облачения и все крестики и узоры на них, блестяшки на митре, всякая прочая бижутерия. Ясно-понятно, что, по задумке, у зрителя возникает ассоциативный ряд — архиерей похож на Христа с иконы (и наоборот), даже облачены одинаково. Великий Архиерей так и шепчет с иконы: «это Я вам послал архиереев и попов, Я дал им франшизу, это Мои люди, а вы, черви, слушайте их и смиряйтесь». Как нельзя актуально. В то время, как образ современного архиерея в представлении многих людей (и с каждым днем все больше к этому выводу приходит) олицетворяет ненасытную Мамону, бесхребетного христопродавца, который ничтоже сумняшеся воздает кесарю богово, даже не краснея, — в храмах Великие Архиереи, их союзники, неустанно проповедуют об обратном одним своим видом.

II

«Для спасения людей важна не национальность и даже не пол Христа…» (С этого момента совсем отойду от вышеуказанного текста к более обобщенным размышлениям, являющим собой что-то наподобие «исповеди ухожанина».)

Только слышу, как православные начинают что-то о спасении калякать, у меня мгновенно на это аллергическая реакция возникает. Насмотрелся, как спасаются. Спасибо, только вот, как хотите, но такого «спасания», как у вас, мне не надо задаром…

Впрочем, если человек в принципе не понимает, о чем я сейчас говорю, то не стоит и пытаться объяснить. Такие мысли и взгляды рождаются на опыте, будучи выстраданными со временем, а не почерпнутыми из книг или просто вербально передаваемыми от одного лица другому. Тут годы бережного вынашивания в себе критического мышления вопреки вдалбливаемым догмам и установкам.

Та религиозность, та «духовная жизнь» (про мерзости церковных реалий вообще говорить противно), которую я наблюдал у «спасающихся», настолько наполнилась фальшью, самообманом, переплелась со всем тем, от чего как раз и предпочитаю, насколько это можно, спасаться. Лучше уж буду спасать себя от иллюзий, наивности, плена бесцветных грез, розовых очков, притворства, лицемерия, компромиссов с совестью, пресмыкательства, чинопочитания, холуйства, ролевых игр, установок, полярного мышления, индоктринаций и прочего, что противно здравому смыслу, человеческому достоинству и вызывает омерзение.

III

Как-то в одном разговоре с негодованием рассказывал о вопиющем, но вполне типичном случае, получившем распространение в сети благодаря снятому на видео сюжету: в N-ске в разводах мочи на стене честной народ признал «лик», и к образу сему стали стекаться толпы людей, молиться и лобызать чудесный образ нерукотворный; подключились и попы с молебнами, свечами и записками. Здесь уже и художников, и ваятелей не потребовалось, кроме, разве что, местных любителей справлять нужду на стену за углом. Настоящее торжество абсурда, бессмысленного и беспощадного. Так вот, мой собеседник возразил, что, мол, люди же к свету стремятся, ну хотя бы вот так, как уж умеют, а я только все критикую.

Так и напрашивается: если свет который в вас — тьма… Если стремление потакать своим иллюзиям, стремление целовать мочевой «лик» на обоссаной стене, обуревая вожделением принять желаемое за действительное, есть стремление к свету, то я, так уж и быть, — на темной стороне однозначно. Но лишь в вашем понимании. Для меня стремление к свету проявляется в стремлении называть вещи своими именами, не в бегстве от реальности в комфортный прохладный мрак, сладкий плен иллюзий, а в уходе как раз из тьмы невежества. Уж от кого и слышать не хочется о божественном, о трансцендентном, так это от тех, кто не хочет, прежде чем рассуждать о «высоком», принять себя и этом мир, стараться принимать сначала эту реальность такой, как она есть, докапываться до правды, которая, к великому разочарованию, может сильно резать глаза, ибо может совершенно противоречить тому, как ты думал; тому, на что ты тратил силы и годы.

Блаженны алчущие и жаждущие правды… А правда эта самая может, к неудовольствию, вывести из комфортного пребывания в иллюзиях, таких, например, как Христос, который свой в доску и несомненно «съ нами», на нашей стороне, или что жрецы его понимают правильно и вещать могут от его имени, ибо у них франшиза есть и монополия на истину, или что в этих вот разводах на стене — это он, глядите, — определенно он!

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: