В «системе» тебе простят все, кроме денег

22 февраля 2019 Ахилла

На вопросы нашей анкеты отвечает очередной сельский священник из российской глубинки.

***

Наверно, с тех пор как я осознанно переступил порог Церкви, я уже разделял РПЦ как организацию, где есть люди со своими немощами и пороками, от Церкви, которая именуется Телом Христовым, где, по слову апостола Павла, присутствует Дух Христов, и живут в союзе мира и любви. Согласитесь, кощунственно звучит фраза: «Христос пришел, чтобы основать на земле РПЦ…» Только вот моя личная беда состоит в том, что в РПЦ я числюсь клириком, а вот являюсь ли членом Тела Христова — не уверен, хотя очень стараюсь им быть.

За время моего пребывания в «системе» (будем называть вещи своими именами) передо мной только всё больше и красочнее, со всеми ужасами, раскрывалась картина тоталитарной жизни РПЦ, где царит жесткая вертикаль власти.

Что касается патриарха Кирилла, то не могу о его личности сказать что-то определённое, а вот о его связи с обществом можно сказать немало. Скажу в двух словах: мне ближе пиар папы Франциска, чем пиар нашего Патриарха. Папизм в РПЦ цветёт махровым цветом и проникает во все щели нашей «системной» деятельности. Что ни архиерей, что ни настоятель — так маленький папа со своей личной непогрешимостью. Наш негласный папизм действует разрушительнее, чем гласный в Римской церкви в настоящее время, мы же со своей хвалёной «духовностью» превратились в тоталитарную систему, которая порой действует деструктивно. Недавно слышал, как епископ Филарет (Гусев) сказал: «Отцы, не вы создали эту „систему“ и не вам её и ломать. И хорошо бы создать внутренний комитет по типу ФСБ, который бы следил за теми отцами, которые сливают информацию…»

(См. видео с 5:10):

Бывают, конечно, и исключения, доводилось встречать примеры жертвенного служения людям — и архиерея (правда, только одного), и попов.

Что же касается разделов епархий, то тут всё банально просто. Не знаю, какую именно цель преследовал Патриарх (то ли чтобы и правда архиереи были ближе к народу, то ли чтобы легче было дань собирать с богомольников), но вот вышло всё крайне безобразно.

Новых архипастырей на новые кафедры стряпают как пирожки на Казанском вокзале, отсюда и качество очередного «пирожка». Как мне кажется, основной критерий отбора — это чтобы кандидат был человеком «системы», чтобы в рот смотрел Святейшему и вовремя перечислял деньги, остальное не важно и всё простят. Это золотое правило — всё тебе в «системе» простят, кроме денег.

Почти каждый новопоставленный епископ имеет аппетиты митрополичьи. Если раньше приходы региона кормили одного такого, то теперь их стало несколько. Это в свою очередь стало тяжелым бременем для людей.

Отношения между священниками нашей митрополии не особо дружные. Думаю, всему виной выстраиваемая жесткая вертикаль власти, которая разбивает горизонтали отношений. Батьки запуганные, не смелые, между собой, может, и общаются, но о проблемах Церкви говорят в основном на кухне. Лично я сохраняю отношения только с теми, кто со мной учился в семинарии, с двумя отцами из митрополии, да и периодически звоню духовнику, он из другой епархии.

Про финансы особо говорить не стану, по всей стране наблюдается почти одна и та же картина, а именно: сельский священник кормится от прихожан, а городской — ещё и от захожан. Народ же у нас сейчас живет в нищете, не от хорошей жизни люди подсели на кредиты и считают каждую копеечку. Если раньше, в девяностые годы, был бум в Церкви, люди шли косяками, то сегодня наблюдается уход людей из Церкви, а с ними уходят и прежние выручки.

Почему уходят? Причин несколько. Одна из основных — нет общинной жизни, архиереи её боятся как огня, потому что это реальная сила. Я служу настоятелем в селе, тут ещё и проблема так называемой централизации — люди (особенно молодёжь) не видят перспективы жизни в селе (а кто-то и в России в целом), уезжают в поисках лучшей жизни и не возвращаются. За пять лет моего служения село потеряло 25% жителей: нет работы, вернее, может, она и есть, но заработать не дают. Зарплаты мизерные, квартплаты высокие, люди от безысходности или выезжают, у кого есть возможность, или пьют.


Люди разочарованы в Церкви, от нас отворачиваются, видят в нас не поддержку, а только ещё одну обдираловку. Как настоятелю отчислять архиерею, если приход не обдирать? Можно, конечно, спонсоров искать, но это тема совсем другая. Мне проще, меня особо митрополит взносами не мучает, не с чего брать, перевожу символическую плату, но моя ситуация — исключение.

Прихожане — это моя семья, они мне все дороги, их проблемы — мои проблемы.

Отпусков нет, куда ехать, да и на что? Ходим с семьёй на озеро купаться летом, вот и всё.

Насчёт желания уйти: конечно бывает. Бывает: приходишь просить помощи материальной, на ремонт храма или на семью, а тебе говорят: а почему бы, поп, тебе работать не пойти? Вот в такие моменты думаешь, что, действительно, почему бы не бросить всё и не пойти работать. Держат люди.

Как я вижу ситуацию в будущем? Я реалист, будет только хуже. Как именно — не знаю. Только если вспыхнут гонения на Церковь, то те, что довели народ до такого состояния, не пострадают, они перекрасятся. «Мочить» будут нас.

Фото: Андрей Шишикин/lite.35photo.pro

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: