Психология и улыбка Андрея Конаноса против мрачной бородатости жрецов
1 сентября 2020 Алексей Плужников
Как-то в комментариях на фейсбуке одна православная благочестивица так отреагировала на снятие сана популярным проповедником греческим архимандритом Андреасом Конаносом: ну, мол, понятно сразу было, что к этому шло — недаром его продвигал либеральный «Правмир»! Когда же даме указали на то, что Конаноса активно публиковал и самый что ни на есть консервативный официальный ресурс «Православие.ру», дама была шокирована, утратив весомый аргумент в свою пользу.
Вот и этому самому консервативному «Православию.ру» теперь нужно «отмазываться» от Конаноса, но делать это приходится осторожно — нельзя ведь его однозначно «разоблачить» и осудить — сами же его продвигали в качестве полезного источника православной проповеди.
И вот сегодня публикуется на сайте подходящий материал, за авторством известного консервативного священника Валерия Духанина.
Духанин воспринимает уход Конаноса из священства как «боль», разрыв, влекущий за собой только «горечь и скорбь» и более ничего хорошего:
«Несчастью невозможно радоваться. Поэтому нет нам радости в том, что проповедник „радостного христианства“, учитель выхода из всевозможных жизненных кризисов, наставник преодоления конфликтов так легко расстался с пастырским служением», — пишет Духанин.
Отец Валерий не может осуждать бывшего архимандрита (надо же честь «Православия.ру» сохранить), он делает еще хуже — он его жалеет:
«Кто-то поспешил хвалить Андрея (Конаноса) за „честный и смелый поступок“, в котором он „искренне, по совести“ поступил. Кто-то поспешил ругать за „предательство“, утверждая, что „так мы и знали“, что этот „либерал в рясе“ уйдет. Ни та, ни другая позиция нам не подходит. Ибо на наших глазах случилась, прежде всего, глубокая жизненная трагедия, последствия которой еще мало кто осознал. Хвалить за это невозможно, а ругать бессмысленно. Самого отца Андрея мы можем только жалеть, нам стоит усиленно молиться о нем, но сам его шаг снятия с себя священного сана мы вряд ли можем одобрить».
Духанин объясняет, почему Конаноса можно только жалеть (да потому что у нас на Руси издавно принято жалеть «несчастных», лузеров и неудачников):
«Ибо не было в истории ни одного священника, сложившего сан, или монаха, отказавшегося от монашеских обетов, которые благодаря этому стали бы счастливы. Мир, поглощая бывшего служителя Церкви, как правило, уничтожает в нем остатки талантов, дарований, каких-либо добрых начинаний. Хотелось бы надеяться на исключения, но известные случаи представляют картину печальную».
Вот так, одним росчерком пера — не было и быть не могло. Даже пример женившегося бывшего архимандрита Федора Бухарева не в счет, даже пример священника Сергия Дурылина — великий талант которого может отрицать только предвзятый или недалекий человек, — тоже не считается? Не говорю уже о немалом количестве моих знакомых бывших священников и иеромонахов, которые счастливы в браке, у которых семья, добрая честная жизнь, и с талантами все в порядке. (Да и я не считаю себя несчастным и не рыдаю по ночам, мечтая вернуться под омофор архиерейский.)
Нет, все как в анекдоте: «сказано в морг — значит в морг». Хоть еще и ножки дергаются, и сердце бьется, и улыбка радостная на лице — не верьте, это труп, жалейте его (и плевать, что ваша жалость унизительна и брезглива на самом деле). А если человек все равно считает себя счастливым — тем хуже для него.
Далее Духанин рассуждает про искушения, в которые впадает монах, слишком много времени тративший на сидение в соцсетях, ведение передач, написание статей (ой, сколько у нас на Руси таких монахов — некоторые вообще на сцене с попсой выступают, в туры ездят, а некоторые не вылезают из соцсетей, перемывая кости своим недругам…).
Особенно забавно выглядит «физиогномический» анализ Духанина: мол, посмотрите в глаза уженеархимандрита Андрея — совсем там духовность потерялась:
«Отказ от священного сана предустраивается предыдущими искушениями, но и сам этот отказ производит в душе катастрофические перемены. Сравните фото Андрея (Конаноса) в его Инстаграме до снятия сана, пусть и с укороченной бородой, но пока еще в подряснике, и фото после снятия сана, в рубашке с коротким рукавом, вроде бы с той же улыбкой. Вы увидите другое лицо, другие глаза, в которых что-то совершенно иное, без той внутренней глубины и содержания, которые были совсем недавно. К сожалению, мы видим другого человека, которого прежде не знали».
Мы не раз тоже предлагали такой эксперимент: возьмите наших знаменитых батюшек или архиереев, во всем их благолепии и брадолепии — и представьте их обритыми, подстриженными, в пиджачках или футболках (какого-нибудь сладчайшего протоиерея Артемия Владимирова или самого патриарха Кирилла) — и вы поразитесь, что эти мужики ничем не отличаются по виду от слесарей, сантехников или бизнесменов, только лишь упитанностью и лощеностью. Опять вспоминается анекдот про крысу и белку и роль шубы для имиджа.
А еще возмущает Духанина, что в заявлении Конаноса «нет и намека на внутреннюю боль, хотя бы на малейшую горечь расставания со священным саном»:
«Эта горечь есть у нас, читателей его книг, слушателей его проповедей. А у него по-прежнему улыбка. Неужели проповедь о радостном христианстве и искоренении в себе чувства вины в итоге обернулась таким легким расставанием со Священством без малейшей тени грусти и сожаления? Не получилось ли так, что увлечение современной психологией нивелировало в душе пастыря чувство сакрального и священного?»
В общем, как он смеет, негодяй, улыбаться, когда мы так обломались — рекламировали его статьи и книжки, а теперь вот страдай из-за отступника, имидж нам попортил!
Ну и конечно во всем виновата психология — увлекся, мол, архимандрит психологией — и покатился под откос:
«Многими было замечено, что творчество Андрея (Конаноса) включало в себя значительную долю психологии. Мы избегали строгости в этом отношении, с радостью читали и слушали беседы архимандрита Андрея. Мы надеялись, что в данном случае перед нами пример удачного совмещения сугубо церковного опыта жизни, знания святоотеческой традиции и опыта светской, мирской психологии. Теперь очевидно, что мы ошибались. Мирская среда отняла у нас того, кто некогда вышел из мира и посвятил себя Богу. На правах захватчика мирская среда отнимает лучшее, как только видит, за что зацепиться».
И напоследок Духанин нагнетает пафоса:
«Когда-то ради сохранения священного сана жертвовали жизнью. Шли на расстрел, по суду „тройки“ становились к стенке. Верность Священству простиралась до полного самозабвения, до отказа от своего душевного или телесного комфорта. И разрезающий воздух свинец, беспощадно вонзаясь в плоть священнослужителя, не мог убить в нем его бессмертного духа. Верность Церкви возводила на эшафот, но и при этом от священного сана не отказывались».
Батюшка Валерий не понимает, что он путает христианство с клерикализмом, остается только (в его стиле) пожалеть его.
А еще наши батюшки понимают, что психологи и психотерапевты — основные конкуренты духовникам, и в XXI веке батюшки начинают заметно им проигрывать:
«Поступок Андрея (Конаноса) — это огромный урок всем нам. Прежде всего священникам, которые занимаются публичной проповедью, выступают в СМИ, профессионально и кропотливо ведут свои социальные сети и блоги, а еще погружаются в мирскую психологию, отложив в сторону святоотеческий церковный опыт жизни. Мы очень сильно рискуем. Мы можем так же отпасть, как и Андрей (Конанос). Если отпал он, то, значит, можем отпасть и мы. Поэтому стоит вспомнить, что вовсе не ради блогов, лайков и психотренингов мы принимали служение Господу.
Если ты, священник, видишь, как возрастают числом твои подписчики, как твои посты и фотографии облепляются многотысячными лайками, и при этом внутри у тебя появляется сладкое чувство, то ты в самообольщении. Твоя уверенность в себе завершится так же, как сейчас случилось с Андреем (Конаносом). Если ты начинаешь встречать постоянные восторги и похвалы и тебе открыты все двери, то берегись — рядом искушение. Если, закончив свою ежедневную суету у ноутбука, ты падаешь в кровать, ибо молиться нет ни сил, ни желания, то скоро благодатная помощь покинет тебя. Если ты забыл про духовника и искреннюю исповедь, зато изучил психологические трюки, думая, что в две минуты исправишь чью-то жизнь, то здесь тебя поджидает падение».
Лучше бы отец Валерий это проповедовал тем батюшкам, которые увлекаются не психологией и лайками, а духовничеством, приемом паломников и услаждаются своим «старчеством» — вот кого давно благодатная помощь покинула. Но нет, такие священники у нас процветают — они же не сняли драгоценный священный сан, наоборот — он им отлично помогает калечить и убивать души тысяч «подписчиков» и «мироносиц». И «сети» таких духовников находятся не в интернете, а в монастырях, храмах, в исповедальнях и кельях.
И напоследок хочется еще раз отметить: уж лучше психология, чем духовники, лучше рубашка, чем душная ряса. Лучше быть свободным улыбающимся человеком, чем адептом такой религии, которая не позволяет тебе улыбаться без благословения ее бородатых мрачных жрецов.
Читайте также:
- «Поп, иди работай!» — из опыта бывшего клирика
- «С глаз долой — из сердца вон»: российские православные о бывшем архимандрите Андреасе Конаносе
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)