«С глаз долой — из сердца вон»: российские православные о бывшем архимандрите Андреасе Конаносе

26 августа 2020 Ксения Волянская

Популярный в России греческий проповедник архимандрит Андреас Конанос сообщил о том, что уходит из клира и становится мирским человеком. На эту новость последовало множество реакций от известных и простых православных — увы, реакция эта предсказуема, как подергивание коленки от удара молоточком, и очередной раз являет миру глубину братской любви в православной среде, глубину, в которой так легко захлебнуться. Эта реакция опирается на цитату из первого послания Иоанна — «они вышли от нас потому, что не были наши», а в современном православном мировоззрении отлично отображена в одном из комментариев под обсуждением новости о Конаносе:

«С глаз долой — из сердца вон. Христос с грешниками ведь точно так делает. А нам, христианам, с Него пример брать».

Но в этот раз очень показательной стала разница реакций на сложение сана священником от православных Греции и России. Сейчас комментарии на странице Конаноса в ФБ закрыты, но доступны для чтения. И несмотря на несовершенство автоперевода, чтение это очень поучительное. Интонация большей части комментариев оказалась крайне шокирующей для наших мрачных ревнителей. Бывшего отца Андрея не обзывают иудой, не пророчат сдохнуть под забором, не говорят, что он опозорил Церковь. Да, многие сожалеют, но интонация этого сожаления у большинства комментаторов не покровительственно-снисходительная, как у российских православных, а дружеская, вкупе с сожалением люди выражают благодарность и поддержку. Благодарят за то, что помог прийти к Богу, что его книги и беседы поддержали в трудные времена.

Некоторые цитаты из комментариев в фейсбуке бывшего архимандрита (простите за автоперевод):

«Я буду любить тебя, я буду сопровождать тебя молитвой… жить в мире со светом, с радостью… спасибо за все драгоценное, что ты мне подарил…»

«Ты всегда будешь священником наших сердец!!!!!!!!»

«Ты Отец наших сердец! Ряса не делает священника, только твоя любовь и щедрость… Всегда будьте благословлены, мы вас очень любим!»

«Не оставляет ощущение, что те, кто сегодня аплодируют „честности и смелости“ священника, снявшего рясу и бодро об этом рассказавшего, — завтра от души похлопают тому, кто плюнет в Распятие. „Молодец! Как честно, как смело, как искренне!“» — возмущается блогер Дарья Сивашенкова.

«Как это понять? Каким же страшным, тотальным должно быть размывание границ между истиной и заблуждением, между обязательным и непозволительным, между верностью и отступлением, чтобы люди, верующие во Христа, восторгались отказом от обетов, данных Ему, и от служения, благословленного Им?» — недоумевает игумен Нектарий (Морозов).

Но переживать не стоит, ведь Греция далеко, а наши кроткие, как голуби, служители любви держатся скреп и опор. Нельзя сказать, чтобы не было добрых комментариев, они есть, и мы их сегодня процитируем, но они выглядят единичными светлячками в темной пещере.

Реакции ревнителей трех видов. Самые забавные комментаторы в соцсетях — это благочестивые «нечитатели»:

«Удивительное дело, но сколько раз ни попадались мне его книги словно какой-то внутренний голос говорил — не покупай, не читай. И шел себе к полкам с Афанасием, Василием и другими великими».

«Две книжки когда-то купила — поддалась на громкую рекламу на православной выставке. А дома полистала спокойно — и унесла в храм, мало ли, может и надо кому…»

«Так по его книгам уже все было видно, что это для него все просто попса. Этим душу не напитаешь. И сам оказался нагим. Книги в топку».

«То-то меня никогда не тянуло к его проповедям и как-то он меня не интересовал. Не чувствовал этого. Видимо, не зря».

(Напомним, что популярность статей Конаноса была огромной не только на православных выставках — его постоянно публиковал не только «либеральный» Правмир, но и самый крупный официально-консервативный сайт «Православие.ру».)

Другим хочется посочувствовать бывшему архимандриту. (Вижу в них себя много лет назад, когда вдруг узнаешь, что обаятельный иеромонах, толкавший обличительные проповеди, расстригся и женился на певчей — когнитивный диссонанс, разрыв шаблона, тоска.)

«И вот что нам теперь делать? Читать только отцов церкви первых веков? Я его столько раз рекомендовала ищущим новоначальным. И стольким он дал ответы… как же так?» — грустно недоумевает ведущая программы «Семейные истории» Тутта Ларсон.

«Очень это событие пугает, озадачивает нас, таких слабых в вере…»

«Такое ощущение, что оборвалось что-то внутри. Невозможно это осознать. Он играл в моей жизни очень особенную роль. И заменить его некем».

«Он, видимо, впал в прелесть… а как иначе объяснить… оставил поле боя».

Когнитивный диссонанс вызывает не только грусть, но и злость: как посмел не соответствовать моим ожиданиям?

«У меня две полки его книг! Нужно объясниться!»

«Это или прелесть, или бесовское наваждение! Лукавый поймал. Миссионер, и вот так? Сколько он к вере привел? А сколько потеряет веру, узнав о его поступке? Страшно».

«Как взрослый человек мог нанести такой удар по Церкви и подвергнуть такому соблазну своих почитателей?! Мне просто тошно! Тошно от того, что каждый, кому не лень, вытирает ноги о Церковь! Зачем надо было делать из своего ухода сверхновость?! Зачем?! Как будто бы Церковь — это какой-то кисель. До свидания, я пошел в светлое будущее. Не „братья, я пал, простите меня“, а новый этап. Что это?»

«В этом уходе нет ничего удивительного, яд гуманизма проникает в души церковных людей, не исключая и священников. Увы, книги А. Конаноса пропитаны этим ядом. Без страха Божия, дисциплины, аскетики на одной любви, искренности, радости и т.п. благостных фантазиях о самом себе человеку не устоять, потому второе без первое лишь самообман».

Некоторые в связи с книгами греческого проповедника вспоминают и книги главреда «Ахиллы».

Некий сотрудник Карагандинской епархии Александр Адоменас:

«Недавно из лавки реквизировал Плужникова (два года продавался, я и внимания не обращал), теперь походу и Конанаса придется изымать».

книги бывшего священника Алексея Плужникова до сих пор продаются в лавках российских приходов и монастырей

Собратья-ревнители радуются — а я предупреждал, из этого розового либерального богословия ничего хорошего не выйдет, я всегда знал, что плохо кончит!

Игумен Афанасий (Селичев) на своей странице в фейсбуке:

«История с отречением известного сладкоречивого архимандрита явственно показывает, что множество очарованных им дамочек (обоих полов) не понимают, что никакие красивые слова, никакие „умные“ книги, никакое „богословие“ не перевесят на Страшном Суде акта отречения от Христа.

И не нужно говорить, что он „только сан снял, а от Христа не отрекался“! В мире нет выше служения, чем священническое предстояние Престолу Божию, чем совершение Бескровной Жертвы! Отречься от этого (ради чего угодно!) может только человек с сожженной совестью».

Иные не стесняются того, что ценили проповеднический дар Конаноса, но уверены в гибельности его выбора:

Иеромонах Аверкий (Белов) в фейсбуке:

«Батюшка Андрей, отзови эту абсурдную бумагу! Архиепископ афинский Иероним, отговори его высокопреподобие патера Андреаса, златые уста Элладской Церкви, от превращения в мирянина Андрюху!

(..) Критики обвиняют Конаноса в излишней аполитичности, психологизме, „розовом“ христианстве. Я сам весь „неправильный“, поэтому не могу судить здраво. Но мне очень нравилась деятельность этого афинского батюшки (уже прячусь от камней строгих аналитиков за такое мое мнение).

(..) Что случилось с отцом Андреем?

Что будет с ним дальше? Есть радостное и страшное слово „бывший“. Радость или страх приходят от того существительного, с которым оно соединено. Радостно быть бывшим разбойником, бывшим атеистом, бывшим блудником. Страшно быть бывшим священником, бывшим другом, бывшим христианином».

Некоторые рискуют высказывать мысль, что служить Богу можно не только в священном сане, хотя убеждены, что он несмываем, как родимое пятно.

Архимандрит Аввакум (Давиденко):

«Андрею Конаносу, как и многим ушедшим священникам говорю… будьте стоически мужественны и тверды! Жить и Богу продолжать служить! Священство не снимается и не смывается. Сильный священник найдет пути священнодействия, пусть даже в иных формах, иных модификациях, иных измерениях. Существуют десятки способов благовестия Светоносного Евангелия, помимо узко утилитарного — в парчевых ризах, митрах, кадила и кропила. Сказать кому-то доброе слово, поддержать, умиротворить, успокоить, утешить, сообщить правду, раскрыть глаза на происходящее — это уже и есть высшее и великое священнодействие… итак, желаю отцу дальнейшего служения священника Бога Всевышнего, пусть даже в качестве богослова, психолога, культуролога и философа… не уставайте, дерзайте и продолжайте путь сеяния доброго, разумного и вечного».

А вот и комментарии, вызвавшие раздражение у правильных православных. (Заметим, что их раздражение не вызывают проклятия в адрес бывших, сладострастное обсуждение их личной жизни и всяческие набрасывания кое-чего на вентилятор, а вот от выражений поддержки и добрых пожеланий прям корежит.)

«Мне кажется, нормальная христианская реакция — это пожелать человеку всех благ и помощи Божьей».

«Это тайна Божия. Нечего и обсуждать. Остался христианином, остался в Боге. Не он первый, похоже, и не последний. Дай Бог ему новой счастливой жизни. Человеком быть не перестал. Просто пожелайте ему добра. Он это заслужил».

«Как так, оставил священный сан, Господь же призвал… И с каких пор Господь стал рабом своих призваний? И хочет ли Он такого рабства для человека?»

«Какой огромной храбрости и честности человек! Это потрясающе. И этим он поддержит тех, кто никак не решится быть верным своей правде».

«У о. Андрея редкая интонация старшего мудрого брата, и он радостный, уже просто слушать его на греческом приносит чувство „все будет хорошо, все в надежных руках!“ Пусть и у него все будет хорошо, спасибо ему!»

«Грустно и больно за отца архимандрита, но, читая комментарии „православных“ братьев и сестер, становится страшно за полное отсутствие христианской любви, нет боли за человека, сплошное осуждение».

Что ж, пожелаем и мы бывшему священнику Андрею всех благ на новом пути, надеемся, реакция православных в России не слишком его огорчит — она всего лишь очередной раз заставляет вспомнить бессмертную песню Бориса Гребенщикова «Пришел пить воду». Пусть кто-нибудь переведет ее для Андрея на греческий.

Фото со страницы фейсбука А. Конаноса

Читайте также:

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: