Митрополит Евгений (Кульберг): Церковь всегда за правду

13 марта 2021 Ахилла

Сайт Московской патриархии публикует интервью с новым правящим архиереем Екатеринбургской епархии, руководителем Синодального отдела религиозного образования митрополитом Евгением (Кульбергом), это интервью ранее опубликовано в февральском выпуске «Журнала Московской патриархии».

С митрополитом обсудили скандальные события в Екатеринбургской епархии, которые волновали не только местных верующих, но и стали известны на всю страну и даже шире. (Напомним, что митрополит Евгений несколько лет был викарием в Екатеринбургской епархии, а потом правящим архиереем в провинциальной епархии Свердловской области.)

В интервью был поднят вопрос о скандалах вокруг строительства храма святой Екатерины в центре Екатеринбурга. Кульберг уверен, что против восстановления кафедрального собора выступают те, которым лишь бы протестовать ради протеста:

«Прежде всего для меня важно сохранить преемственность начинаний моего предшественника — митрополита Кирилла. И в этом ключе одна из первоочередных задач, поставленных Святейшим Патриархом, — продолжить строительство храма святой Екатерины. Сегодня важно постараться снять нездоровое напряжение вокруг этого вопроса, — отметил митрополит. — Есть проект храма, выбрана площадка для стройки (это территория завода), сейчас идет юридическое оформление земельного участка. После демонтажа здания на его месте можно строить храм. Но есть группа недоброжелателей, которые готовы возобновить протесты. Им не принципиально место, им важно протестовать. И не хотелось бы, чтобы это противостояние возобновилось».

Протесты против строительства храма святой Екатерины в сквере у театра драмы Кульбергом воспринимаются как «опыт выживания в агрессивной среде», но при этом вера священников так укрепилась, что протестующие после общения с такими подвижниками уходили восвояси:

«Во время протестов в сквере на Октябрьской площади в мае-июне 2019 года на местных каналах очень ясно прозвучала мысль о мужестве и вере священников Екатеринбургской епархии. Порядка 20 батюшек в те дни общались с протестующими. И, несмотря на накал страстей, не раздражаясь, не осуждая, не переходя на язык толпы, они вели просветительскую работу, объясняя каждому или группе, что такое храм, для чего он нужен и т.д. И это изо дня в день. Что чувствует священник, когда вокруг все скачут, выкрикивая почти как на Майдане: „Кто не скачет — тот за храм!“, смеются, тычут в тебя пальцами? А ты с утра приходишь и до самого позднего вечера общаешься с этими людьми. И закалка, которую получили эти пастыри, конечно, их самих сделала более крепкими, а их твердость в вере изменила отношение людей к конкретным священникам. Характерно, что когда возбужденные граждане вступали в разговор со священником, то скоро их запал и агрессия утихали, и люди просто уходили восвояси, понимая бессмысленность личного участия в протестах. Когда священник имеет возможность разговаривать с обществом и сокращать расстояние между людьми и Церковью, это, наверное, одна из самых главных задач, которую Церковь может решить, — приблизить людей к Богу. И как бы пафосно ни звучало, это одна из первейших задач нашей епархии».

Глава Синодального образовательного отдела также уверяет, что города в России назывались не в честь императоров или императриц, но сугубо в честь святых:

«Знаете, Церковь всегда за правду. Екатеринбург построили и нарекли в честь святой великомученицы Екатерины, а большевики переименовали его в честь организатора убийства святого царя и его семьи. Здесь много улиц, носящих имена людей, у которых руки по локоть в крови. И об этом никто даже не задумывается. Но при этом до сих пор не нашлось места, посвященного небесной покровительнице города. Это же абсурд. И Церковь, верующий народ, духовенство и Священноначалие не согласны с этой ситуацией абсурда. Жители города задают Церкви вопрос: если в городе восстанавливаются храмы, почему не восстанавливается главный храм города — собор святой Екатерины, взорванный в 1930 году вместе с двумя другими — Богоявленским кафедральным собором и „Большим Златоустом“. Но „Большой Златоуст“ восстановили в 2013 году. Логично, что и главный храм города тоже восстановят. И этот запрос, который родился в сердцах и сознании жителей Екатеринбурга и области, никуда не исчезает. Поэтому епархия естественным образом стремится на него ответить.

(..) Ведь когда приняли это решение, в ходе социологического опроса выяснилось, что две трети екатеринбуржцев считают, что их город назван в честь одной из двух русских императриц. Как, например, некоторые думают, что Санкт-Петербург назван в честь Петра I, а Николаевск-на-Амуре в честь Николая I или Николая II. Хотя на самом деле — в честь святых. И переломить такую косность сознания непросто».

В беседе с митрополитом была поднята и тема Сергия Романова. Журналист задал прямой вопрос: «как вышло, что человек с уголовным прошлым оказался во главе монастыря». Кульберг не стал «сдавать» митрополита Викентия (Мораря), который и рукоположил Романова, свалив всю вину на самого бывшего схиигумена:

«Как это произошло, я затрудняюсь ответить. Но это очень яркий пример, почему Церковь не благословляет на священство человека с уголовным прошлым. Из многих причин я бы выделил три. Во-первых, человек стал священником и настоятелем монастыря, не претерпев обязательного монашеского искуса. Обычно кандидату в монахи дается какое-то время побыть в послушниках и научиться послушанию. А монах Сергий этот период проходит моментально и очень быстро становится главой общины на Ганиной Яме, а потом в Среднеуральском монастыре.

Во-вторых, Церковь требует от священнослужителей наличия образования, впрочем, как профессиональное образование требуется врачу, офицеру или учителю. Без профильного образования тебя не допустят ни за операционный стол, ни в аудиторию, не поставят во главе коллектива. А здесь у руля общины, монастыря, у престола Божия оказался человек, который не получил и не желал получать даже семинарского образования.

И третий, не менее важный фактор. У каждого сколько-нибудь авторитетного духовника есть не менее авторитетный его собственный духовник, у которого он окормляется. Духовника у монаха Сергия не было. Точнее, называлось множество имен духовно глубоких людей, с которыми он знаком и к чьим словам прислушивается. Но это более похоже на «галерею славы», на список людей, значимостью которых человек утверждается в глазах окружающих, чем на реальных наставников, в чье духовное руководство он себя вверил. Поэтому в определенный период он просто потерялся, запутался и упал, в этом его личная трагедия. Поэтому я сделал бы акцент на том, что при отсутствии образования и опыта монашеской жизни, нормального духовного руководства каждый человек рискует попасть в подобную беду. К сожалению, он увлек за собой сотни людей, которые ему доверились. Сегодня он по-прежнему осознает себя как опытный духовник, среди чад которого были известные политики и деятели искусства. Как оказалось, сойти с этого пьедестала для него настоящая проблема. И я знаю о таком опасном факте, когда окормляемые им насельники монастыря заявляют: если батюшка пойдет в ад, то мы тогда готовы с ним идти в ад».

Почему же Романова не остановили раньше, интересуется журналист. Ответ митрополита прост: потому что раньше он не выступал против архиереев:

«До определенной поры он находил в себе силы смиряться. И благодаря этому оставался в границах Церкви, в лоне послушания. Но в какой-то момент он счел себя выше правящего архиерея, выше Патриарха. Начал заявлять, что напрямую слышит голос Бога, что ему являлись святые угодники, они давали ему какие-то указания и он теперь слушается только их.

При этом у бывшего схиигумена Сергия ни в заявлениях, ни в наставлениях не звучит, что он может в чем-то ошибаться, а звучит, что его слова — это абсолютная Божественная авторитетная правда. Напомню, что даже святые подвижники допускали свою неправоту в каких-то вопросах. Ну, а дальше — больше, началась уже политика, об этом теперь можно прочитать во многих СМИ».

Кульберг все же надеется на покаяние Романова (которого, напомним, уже отлучили от Церкви, а не только лишили сана), и тем самым вслед за Романовым вернутся в РПЦ и его последователи, которые ведут себя «как дети, у которых отняли любимую игрушку».

Фото: ekaterinburg-eparhia.ru

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: