Справедливость и милосердие по-российски
27 апреля 2021 Татьяна Хаванская
От немалого числа верующих православных можно слышать неприязненное отношение к таким, казалось бы, всегда близким к христианству понятиям как справедливость, гуманизм, личность. И особенно — правда. Если загуглить любое из них, то станет ясно, что они по смыслу трактуются в исключительно положительной коннотации, но до тех пор, пока к ним не приставят слова с дополнительным значением. И почти всегда эти дополнения, становясь рядом, искажают первоначальный смысл. Так рождается полуправда, или откровенная ложь.
Эти лукавые добавочные слова нужны кому и для чего? — Для того, чтобы когда кому-то нужно было бы извратить изначальный смысл, не прибегая к явной замене, приправить или поправить смысл в нужном направлении. Замена на противоположное по смыслу слово может дать правдивую картину мира, в которой ложь и есть ложь. Поэтому, используя «хорошие» слова для обмана, лжецы прибегают к манипуляциям с ними, добиваясь часто отличного результата.
Вот, к примеру:
СПРАВЕДЛИВОСТЬ — общая нравственная санкция совместной жизни людей, рассмотренной по преимуществу под углом зрения сталкивающихся желаний, интересов, обязанностей; она касается человеческих взаимоотношений во всех их общественно значимых разновидностях (от межличностной сферы до международных отношений).
Есть и другие трактовки, но и из этого понятен первоначальный. То есть истинный.
Теперь припомните название партии «Справедливая Россия», лицо ее начальника, и вам станет ясным новый смысл знакомого понятия. Что произошло в этом случае? — Еще хитрее: слова хорошие оба, они только рядом никак не монтируются, потому что здесь уже идет подмена на уровне самих людей, называющих себя справедливыми россиянами. Они вообще не партия, а придаток государственной машины, которая называется государственной думой, а на самом деле — часть власти, которой не нужна никакая справедливость. Справедливость по-российски — это соглашательство с любым провластным мнением и законами, которые направлены на уменьшение прав граждан и увеличение репрессивных мер к ним.
Или ИДЕОЛОГИЯ — система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели (программы) социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение (развитие) данных общественных отношений.
Идеология НАСИЛИЯ. Добавленное слово становится ключевым в понимании смысла нашей новой идеологии. Не правда ли?
Да и «ПРАВДА» по-российски давно стала ложью. Или кривдой. Что соответствует реальности больше, чем ее когда-то любимый орган печатной продукции.
Получается на выходе, что все перечисленное нужно закавычивать, потому что истинный смысл искажен и слова употребляются для обмана.
Теперь переходим к понятию ДУХОВНОСТЬ — самому загадочному, но и любимому всеми тут. Чего это такое? «Отрешенность от низменных, грубо чувственных интересов, стремление к внутреннему совершенствованию, высоте духа». — Понятно? — А то. Грубо чувственные интересы — это секс и прочие плотские вещи. Хотя вроде сказано в Книге Книг, что «плодитесь и размножайтесь». Снова сплошные противоречия и речения клира, что де поститесь и ни-ни.
Ок — будем духовными. Отречемся от ветхого мира и станем любить друг друга и всячески не обижать. Но как? Кругом же враги — с утра до ночи толкует нам телевизор и конкретно канал «Спас». Значит, и тут покоя не жди: обороняйся и крепись. Ходи строем и строй бомбоубежище.
Любовь к ближнему, милосердие, незлобивость в быту, смирение и прочие такие духовные понятия у нас плохо прививаются в натуральном виде. Тоже все норовят исказиться до неузнаваемости.
Во времена богоборческие церковь хоть и была гонимой, но воспринималась некоторой частью граждан как альтернатива, где человек находит утешение, страдая в мире несправедливости и жестокости властей. Церковь воспринималась как место, где тебя просто пожалеют, утрут твои слезы. Расскажут о милосердии, которое даже выше справедливости. То есть это понятие ставилось чуть ниже, но все же сравнивалось с милосердием, которое было безусловным добром.
Как же теперь наша православная церковь относится к справедливости? — Как к доброму расположению разных людей друг ко другу, как общее понимание блага для всех, как честное распределения общих доходов от трудов, равные права граждан и их ответственность перед законом, нелицеприятие?
Где-то в Социальной концепции РПЦ, может, и написано про это. Хотя вряд ли.
Нашим так называемым сакральным лицам всегда было недостаточно таких объяснений. Потому что они приняты в мирских сообществах, то есть среди людей, живущих по правилам, принятым в государстве на основе права и закона. Сами же права людей в РПЦ как бы не признаются вовсе, потому что де это не из области богословских наук, а из мирской практики. Обязанности — да. Они признаются в полной мере и даже более того, до затягивания поясов, когда это понадобится в очередной раз.
Таким образом и начинаются бесконечные противоречия и конфликты внутри религиозных обществ и остальной части людей. Религиозное враждует со светским. И часто не светское начинает эту вражду. Здесь уже и верующие возмущаются вмешательством в их жизнь сакральных монстров.
Права людей подвергаются переосмыслению в сторону их необязательности. Подмывается основание смысла законов, которые регулируют эти права. Хотя и существует очень правильное христианское понимание, изложенное в блоге А. Кураева, которое лично мне нравится больше всего: «Ваши права заканчиваются там, где начинается боль другого человека».
Конфликт интересов? — Да, безусловно конфликт, который навязывается церковью, которая у нас теперь диктует и законникам свое понимание прав. И уже по неприятию домашнего насилия есть мнения, что оно, насилие, полезно, а не противоречит закону и морали. И закон о недопущении домашнего насилия никак не примут в госдуме, так как существует альтернативное мнение государственных чиновников, которые ничего не имеют против насилия, а даже и повторяют вслед за священником Ткачевым его дикие высказывания как лучше «ломать бабу через колено».
Православная Церковь в России давно институт, который подменяет собой государственные органы надзора и обеспечивает лояльность властям. Церковь и государство во всем солидарны между собой и ведут одну политику подавления СПРАВЕДЛИВОСТИ и насаждают ИДЕОЛОГИЮ насилия над личностью.
Само понятие «личности» и «достоинства» подвергается постоянному шельмованию и остракизму.
Что до милосердия, то сегодняшним кесарем это право не было использовано ни разу за более чем 20 лет правления. Только по просьбе самого помилованного, который отбыл срок.
Что до патриарха, де печальника за всех россиян, то тут совсем дело худо: он своим авторитетом не только не способствовал распространению милосердия и умягчению нравов власть имущих, а даже и споспешествовал ужесточению мер к провинившимся. Наш патриарх скор на расправу как с клиром, так и с миром. Ждать от него милосердия нет причин, а уж о справедливом решении церковного суда под его руководством не мечтает ни один заштатный диакон или поп.
Только попхордкор, только изгнание или угрозы отлучением от церкви.
Церковь, разгромленная в годы большевистского террора, как и Российская Империя, ушли в небытие. На место пусто взошла церковь сильных мира сего и закрепилась в нем как совместное царство кесаря.
Сама церковь согласилась на такое положение вещей, стала не противовесом, а подпоркой любому режиму, который здесь возможен сейчас и в будущем.
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)