О «Вопросах к Богу и к себе» — четыре с половиной года спустя
17 августа 2021 Федор Людоговский
В феврале 2017 года, через пару недель после обнародования «Манифеста Ахиллы», на сайте была опубликована моя заметка под названием «Вопросы к Богу и к себе». Насколько я помню, эти мои вопросики вызвали довольно живое обсуждение и в соцсетях, и за их пределами. К примеру, священник Константин Пархоменко записал видео, где он, находясь в своем храме, в присутствии прихожан анализирует мои вопрошания (правда, не называя моего имени — но это и не так важно). Была и такая реакция: меня упрекали за то, что вопросы слишком детские и что ответы на них давно известны — надо, дескать, лишь прочесть определенный список книг. Были и те, кто испытывал явный дискомфорт от того, что вопросы я ставлю, а ответов не даю; это, мол, как-то нехорошо — зачем же оставлять читателя в недоумении?
Однако я вспомнил о своей старой публикации не для того, чтобы начать новый виток полемики с моими критиками — в конце концов, после драки кулаками не машут. Нет, моя цель вовсе не в этом. Просто не так давно у одного из фейсбучных френдов я увидел перепост этих моих вопрошаний. И, перечитав свой текст, я взглянул на него как-то по-новому. Мне стало интересно: а как я теперешний мог бы ответить на эти вопросы? И даже стал мысленно прикидывать возможные ответы. Но это оказалось не так просто. А дело в том, что прошло довольно много времени, и мой взгляд на мир существенным образом изменился. И оказалось, что я просто уже не мыслю в той парадигме, находясь внутри которой я формулировал эти вопросы. Внутри нынешней парадигмы моего мышления почти все они лишены смысла — ну или, по крайней мере, должны быть существенным образом переформулированы. Так что в нынешней публикации я хотел бы предложить новый (для меня) взгляд на старые проблемы и на контекст их возникновения.
Итак, вот список тех вопросов:
1) Что такое спасение?
2) Кто будет спасен?
3) Зачем Бог сотворил этот мир? (Ведь, согласно общепринятому христианскому взгляду, очень много тех, кто не удостоится спасения.)
4) Или, может быть, спасутся все?
5) Войдут ли в рай животные?
6) Почему на земле столько страдания?
7) Спасенные праведники — хорошо ли им?
8) И снова про ад: кто там сейчас? (Вроде бы ведь ад побежден и опустошен — или нет?)
9) Есть ли другие разумные существа в этой Вселенной?
10) Что такое душа?
В учебниках математики при доказательствах теорем и прочих важных утверждений часто используется выражение «нетрудно заметить, что…». Так вот: нетрудно заметить, что бо́льшая часть этих вопросов вращается вокруг идеи спасения — т. е. вокруг посмертной участи души. И 10-м пунктом — наконец-то! — как раз стоит вопрос: а что такое душа? Помимо этого есть вопрос о страданиях (то есть о теодицее), а также о разумных существах помимо человека — но это отдельные темы, о них я скажу пару слов чуть позже.
А пока что — о душе и о том, что с ней происходит после смерти. Традиционное христианское понимание таково: человек некоторым образом «состоит» из тела и души (а также, возможно, еще из духа). В норме душа и тела едины — собственно, только так и может существовать живой человек. Но в момент смерти душа отделяется от человека — и до всеобщего воскресения она где-то каким-то образом существует самостоятельно; а что касается тела, то без души оно перестает быть живым организмом и разлагается.
С научной точки зрения идея души, с одной стороны, представляется излишней — по крайней мере, покуда человек жив. Ну а что касается посмертного существования души без тела — наука этим обычно не занимается (хотя, конечно, постоянно предпринимаются попытки заглянуть за завесу и увидеть, что же находится там, по ту сторону).
И все же надо признать, что вопрос если не о душе, то о природе человеческого сознания чем дальше, тем больше оказывается в центре научной и философской проблематики. Как соотносится наше сознание (и самоосознавание) — и его материальный носитель, тело (и прежде всего — мозг)? Может ли сознание существовать вне материального носителя? Может ли сознание сменить материальный носитель? Является ли мозг источником сознания — или это всего лишь приемник, передатчик, анализатор? Как соотносятся сознающий субъект и окружающая его материальная реальность? В каких отношениях находятся информация и пространство-время (а также масса-энергия)? Каким образом сознающий субъект (свидетель, наблюдатель) оказывает влияние на течение физических процессов? Все эти и многие другие вопросы становятся все более актуальными на современном этапе познания. И, конечно, наука и философия могут черпать идеи из религиозных учений. Но придерживаться буквальной трактовки этих идей в наши дни вряд ли возможно.
Уход от буквализма касается и идеи спасения. Бог как судья — это мощный и важный образ. Но это всего лишь образ, метафора, аналогия. Бог (Творец, Дух, Путь, Основа бытия) — не человек и не подобен человеку. И его суд (если здесь вообще можно говорить о суде) не будет чем-то внешним по отношению к человеку и иным живым существам. Сейчас мне близка идея, что теми или иными путями любой человек имеет возможность приблизиться к Богу. Или, если угодно, обнаружить и раскрыть Бога в самом себе. Возможно, на это хватит одной жизни — что привычно для христиан. Возможно, потребуется несколько (или очень много) попыток. Но, как бы то ни было, никакого ада как вечного вместилища несчастных душ нет и не будет. Другое дело, что ад как текущее состояние того или иного человека — да, это более чем реально.
Вопрос о существовании разумных существ помимо людей прямого отношения к душе и ее спасению не имеет. Но его можно попробовать соотнести с библейской картиной мира, в том числе — с идеей так называемого первородного греха. Человек согрешил, его природа изменилась, более того: часто приходится слышать, что с грехопадением первых людей изменился и весь видимый мир. И если предположить, что где-то в глубинах нашей галактики или иных галактик обитают неведомые нам разумные существа, то возникает проблема: если они согрешили — то ведь Спаситель должен прийти и к ним? А если не согрешили — то как это им удалось? И могут ли сосуществовать в одном физическом пространстве создания, испытавшие на себе последствия греха, и те, кто с грехом не соприкоснулся? Попытки ответов на эти вопросы мы можем найти в художественной литературе, в том числе в фантастике. Но даже в тех случаях, когда авторы этих произведений позиционируют себя как приверженцев христианства, их версии оказываются довольно далекими от христианского и, в частности, православного мейнстрима. С другой стороны, можно пойти еще дальше: воспринимать повествование о грехопадении прародителей как символическое указание на темную сторону в человеке — без привязки к конкретной эпохе, географическим координатам и личностям. Тогда бо́льшая часть проблем, описанных в этом абзаце, просто снимается. Так что, дорогие инопланетяне, захотите наведаться к нам в гости — дайте нам знать! Вполне вероятно, что вы существуете и что вы не грешнее, чем мы.
И последний из оставшихся вопросов — это страдания и зло, присутствующие (или даже царящие?) в этом мире. Это проблема теодицеи, и было бы наивно и самонадеянно попытаться разрешить ее в небольшой заметке. Но все же эта проблема представляется мне крайне важной, и в своей следующей публикации я хотел бы затронуть некоторые смежные с ней темы.
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)