Как я в аду побывал

20 августа 2020 Владимир Старковский

Из цикла «Теория бытия». Продолжение, предыдущие части тут.

Ссудил мне Господь жизнь нетрудную, благополучную, интересную, и, как это часто бывает в таких случаях, стала она напоминать вечеринку, затянувшуюся навсегда. Уже и возраст за 30, а мы все сидим, выпиваем-закусываем, всякими креативными забавами развлекаемся. Вдруг сознание померкло, и раскадровка моей жизни замелькала перед глазами. Вся жизнь за одну секунду перед мысленным взором пронеслась. Из воспоминаний тех, кому посчастливилось недоумереть, известно, что такое видение — это страшный предвестник. Но не успел я испугаться, как уже очутился во «тьме внешней», такое определение ада, данное Спасителем, довольно точно описывает это место.

Ускоренная перемотка жизни несколько раз тормозилась, включался замедленный повтор ситуаций, в которых этически я выглядел не очень красиво, но поскольку я не подонок какой, то и претензии были пустяковые, так… из разряда «покривил душой». Особняком хочется отметить адские претензии к моему праздно-бессмысленному образу жизни. Хотя, казалось бы, за что?

Но какими чувствами сопровождались эти напоминания-воспоминания…

Было такое чувство, как будто мои задремавшие было стыд и совесть воткнули в розетку и теперь они меня «жгут позором за подленькое и мелочное прошлое». Не сочтите такие образы за иронию. Стыд действительно был какой-то неведомой и ужасающей силы. А кроме того, в эмоциональной гамме присутствовала страшная досада из-за того, что теперь ничего нельзя исправить. И отчаяние от того, что никогда и ничего в этом моем состоянии не поменяется. Описание страданий получилось какое-то нестрашное, но поверьте, они в 1000 раз ужасней, чем вы можете себе вообразить, предупреждаю совершенно серьезно.

А прежде чем вернуть меня к жизни, каким-то неведомым образом мне было внушено нехитрое для христианской традиции знание о том, что надо повиниться и примириться, чтобы больше сюда не попадать. Никто из присутствующих в тот вечер на моей кухне ничего бы и не заметил, потому что не было ничего удивительного в том, что человек на несколько секунд задумался. Но я вдруг ни с того ни с сего упал на колени и давай просить у всех прощения, да еще с таким выражением лица, будто только что вынырнул из Марианской впадины.

С тех пор я ходил как пришибленный, жизнь как-то сама по себе стала меняться, а примерно через год я уже сиднем сидел, занимаясь системным анализом евангельских заповедей. Каким образом я к этому занятию пришел, понять невозможно.

Давать котику тапком по попе за то, что он написал вам в ботинок, совершенно бессмысленно, потому что он уже и думать забыл про это свое деяние, и ваш неожиданный гнев ничего кроме недоумения у бедной животинки не вызовет. Но если Мурзика натыкать в этот самый ботинок его наглой, рыжей мордочкой, то тогда какие-никакие причинно-следственные связи в его сознании и закрепятся.

Так же и грешника жарить на сковородке совершенно бессмысленно, потому что он и думать забыл о своих деяниях. Но вот если его натыкать наглой, толстой харей в каждый конкретный ботинок, в который он нассал в своей жизни, то нравственное преображение с ним несомненно произойдет. Конечно, не так скоро, потому что есть такие люди, которые только тем и занимаются по жизни, что ссут окружающим в обувь, и зачастую из самых благородных побуждений, хотя, бывает, что и из чистой подлости.

Богословская проблема вечности ада — это всего лишь проблема возможности перевоспитания человека, возможности настоящего, глубинного, нравственного изменения характера воли морального урода. А не такого очищения, когда расскажешь на исповеди про скоромные котлеты в постный день, и думаешь, что стал невинен как агнец. Невозможно никакое волшебное очищение человека от грехов, как невозможно сделать бывшее небывшим. В нравственном состоянии личности значимы только направленность и динамика нравственных перемен характера. А заметить их способен разве что опытный духовник, и только на длительном отрезке жизни. Поэтому нам остается только стараться не быть сволочью, и уповать на то, что Господь оценит эти наши старания как достаточные.

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: