Поцелуи на архиерейской кафедре: кощунство или благодать?
8 октября 2021 Ксения Волянская
В части православного сегмента Фейсбука обсуждают животрепещущую тему: можно ли целоваться в храме, стоя на орлеце посреди оного? Священник Георгий Лазарев выложил это фото (см. иллюстрацию) у себя, чтобы проиллюстрировать свой пост о свободе. Блогер Илья Забежинский перепостил это фото, сопроводив его иронической подписью «Двушечка».
Упомянутая фотография (некоторые уверены, что это фотошоп, но скорее фото все-таки реальное) сделана в кафедральном Покровском соборе г. Шахты (Шахтинская епархия Донской митрополии). Когда, кем и кто эти молодые люди — нам не удалось выяснить. В комментариях говорилось, что якобы фото 2018 года.
После публикации этой фотографии началось бурное обсуждение на разных площадках, ведь ничего так не возбуждает страсти православных как эротика (даже в таком невинном виде) и то, что они полагают кощунством, а если уж эти две темы слились воедино, так просто именины сердца. Приведем некоторые высказывания на эту тему (с сохранением орфографии авторов):
…фотография неизвестных молодых людей, целующихся на архиерейской кафедре, имеет здесь символическое, иконографическое значение.
Реальные мотивы целующихся на фото нам неизвестны. Они могут быть очень разными. Думаю, очень глупо было бы нам об этих мотивах гадать, а тем более говорить о своих догадках как о несомненном факте.
Если же воспринимать фотографию как образ и икону, то где же место любви как не в храме (в Церкви), в самой его сердцевине?
Разве исконное, изначальное место Любви в Церкви не на архиерейской кафедре?
А еще вы забыли или, возможно, не знали, что поцелуи входят в устав православной литургии?
Повторяю: поцелуи всех со всеми в храме — это устав божественной литургии. Не просто народная традиция.
И эти поцелуи предваряют анафору — самую важную часть литургии, ее сутевую часть.
Тот, кто не в состоянии поцеловать ближнего, по идее не может принимать участия в анафоре и, следовательно, причащаться Тела и Крови Христовых.
Если же кто-то возразит, что литургия не предполагает страстных поцелуев, то мне будет странно слышать такое возражение.
А что, муж и жена или жених и невеста могут целоваться бесстрастно, если любят друг друга? И как это может быть на практике, интересно?
С другой стороны, парень с девушкой на фотографии и не целуются затяжным французским поцелуем. Во всяком случае, мы этого не наблюдаем, ведь это не видео.
Кроме того, молодые люди постоянно целуются в православных храмах. Да-да, тысячи православных девушек и парней, женщин и мужчин целуются в губы в православных храмах!
И почему-то сей факт никого не возмущает. А ведь они не в углах храма это делают. И не во время шестопсалмия, когда в храме тушится весь свет и гасятся все свечи.
Нет, при полном свете, при зажженном паникадиле (церковная люстра) и на амвоне, перед самими Царскими вратами!
Каждый священник, венчающий пару, заставляет молодых целоваться у всех на виду.
Этот поцелуй, слава Богу, тоже входит в устав православного богослужения. Речь в данном случае, как все православные, наверное, уже поняли, о чине венчания.
Так что же ужасного сделали эти неизвестные молодые люди на фото, поцеловавшись на кафедре? С чего вдруг такой ажиотаж вызвала сия фотография?
Протоиерей Игорь Прекуп
Глядя на такие фотки, с ностальгией вспоминаю свое служение в качестве церковного вышибалы (нынче это называется «охранник»). Увидев подобное, я подошел бы поближе, подождал, пока они разомкнут уста и сказал бы: «Ребята, вы прекрасны в своем порыве, но тут у каждого места свое предназначение. У этого — другое». Ну, а там уже по обстоятельствам.
Руслан Яблоков (в профиле указано: Я — самый обычный грешный раб Божий)
Двушечка смачнейших пендалей каждому — вот тот минимум, который каждый из них заслужил за это!!!
Мадам Францевна
Храм — Дом Молитвы…
Поцелуи бесстыдные
Когда совершаются днем..
Это не свобода
А принебрижение
Святому…
Печенеги и половцы терзали Русь, монголо-татары и французы разоряли ее, немецко-фашистские захватчики прошли по ней огнем и мечом — она все выдержала, все перенесла.
Но вот двое юных влюбленных поцеловались посередине храма, да еще имели неосторожность запечатлеть это на фотоаппарат — нет, этого Россия уже не перенесет!
Конец всем святым и православию!
Почитал я тут у друзей комментарии под постами с этой фотографией.
Ужас какой-то.
Давненько я таких ожесточенных проклятий и пожеланий кар небесных на несчастных детей не видывал. Я считаю, что это, возможно, несколько неуместно — но то, что пишут люди, считающие себя христианами, вообще ни в какие ворота… Ребята, вы что, никогда не влюблялись, что ли?
А что бы на это сказал Христос?
Который сказал, что «суббота для человека», а не наоборот? И постоянно провоцировал благочестивых ревнителей закона Своей свободой от любых земных условностей и предрассудков?
Думаю, Он бы сказал:
Идите к этим чудесным ребятам, которых любовь привела в Мой храм, и пригласите их на чашку чая, на молодежные встречи, которые проходят на вашем приходе (у вас ведь есть в храме такие встречи?), расскажите им обо Мне.
Да не вздумайте защищать Меня от них — разве можно Меня, Создателя Вселенной, оскорбить таким прекрасным проявлением чувств, как поцелуй влюбленных? Это вообще-то Я поцелуи придумал.
Дан Пивоваров
Двое собрались во имя Его. Сказали, что любят друг друга и засвидетельствовали свою любовь перед ликом Его. Он, как и обещал, встал посреди них. И тут их всех троих: шваброй, пенделями, криками, ненавистью, заявлением в полицию, а потом, после суда, дубинками, шмонами, исковерканной жизнью.
А потом все эти комментаторы-фарисеи и оскорбленные в лучшеправославных чувствах сдохли, приходят такие важные на Суд, глядь — а по сторонам от Его трона эти двое распятых православной ненавистью детей.
***
Но вы знаете, что интересно? При всем обилии комментаторов, на самом деле возмущенных благочестивцев среди них совсем немного и красноречием они не отличаются, максимум, что могут выдать, это что-то односложное типа: «плесень», «кощунник и кощунница», да напророчить секс в алтаре на престоле как закономерный итог поцелуя посреди церкви. Несколько лет назад перевес явно был бы за ревнителями. Конечно, все зависит от аудитории — у упомянутых блогеров она, по преимуществу, не мракобесная. Однако в старые добрые времена духовных людей притянуло бы на подобную площадку, чтобы высказаться, а нынче что-то скисли. Впрочем, возможно, где-то в недрах патриархии уже ведется расследование — что за фото, кто автор, кто эти молодые люди и было ли уголовное или, на худой конец, административное дело, а если не было, так можно ли найти негодяев и наказать сейчас, а на канале «Спас» готовят ток-шоу на тему поцелуев в храме (покинувшая канал Елена Жосул тему бы не упустила), но что-то мне подсказывает, что тема кощунства перестала быть мейнстримной и триггерной. Некая усталость чувствуется в рядах ревнителей. Бури в стаканах воды перестали бушевать, лампадное масло полностью отделилось от воды и утекло в отдельный сосуд, Монгол Шуудан в РПЦ победил и его адепты утомились от борьбы с врагами.
Или это временное затишье перед бурей, накопление сил? Время покажет.
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)