Либеральные священники и благочестивцы о самосожжении Ирины Славиной: помолиться или осудить?

13 октября 2020 Ксения Волянская

2 октября 2020 года главный редактор нижегородского издания KozaPress Ирина Славина совершила акт самосожжения у здания МВД Нижнего Новгорода. Перед смертью Ирина написала в фейсбуке, что в своей смерти просит винить Российскую Федерацию. Семья Славиной, ее друзья и коллеги говорят, что на такой шаг она пошла из-за постоянного давления власти.

Соцсети разделились на тех, кто сочувственно или равнодушно молчит, кто считает самоубийство журналистки подвигом, и тех, кто осуждает саму Ирину и ее окружение. Последние не придерживаются традиционного: «о мертвых или хорошо, или ничего», и не только выражают неприятие суицида как ответа на тяготы бытия, но соревнуются в издевательствах над погибшей журналисткой и версиях причин ее гибели. Самое тривиальное: это ее либерасты довели, или лично Ходорковский, зазомбировали своей русофобской идеологией.

Конечно, не могли не отметиться в теме и православные. «Духовные люди — особые люди», они не могут молча помолиться или не молиться, но оставить свое мнение при себе, когда речь о трагедии, они даже 9 или 40 дней не ждут, наперегонки торопятся вынести приговор вслед той, убеждения и образ жизни которой им столь невыносимы. Иногда скороговоркой бормоча дежурные слова о сочувствии, они ни секунды не задумываются, какие чувства будут испытывать близкие погибшей, читая их злобные комментарии.

Писательница Олеся Николаева, жена московского протоиерея Владимира Вигилянского, возмущается на своей странице в ФБ, что подписчики мало реагируют на видео с новорожденными щеночками: «Вам что — это не мило? Не умилительно? Вам что, интереснее про самосожженную зомбированную безумку читать, что ли? Я разочарована…»

«Служитель любви» Назарий, епископ Кронштадтский, викарий Санкт-Петербургской епархии и наместник Александро-Невской лавры, в ФБ — Николай Лавриненко, выразил свое мнение об Ирине в комментариях к посту нижегородского священника Андрея Логинова:

«Ни Бога, ни покаяния и ничего другого не было у самоубийцы. Все ее милосердные и добрые дела, которые были в ее жизни, не делались „во славу Божию“, а по другим причинам. И по этой же причине она сотворила последнюю глупость и тяжкий грех в своей жизни. Бог ей судия, а люди судят не ее, а поступки, некоторые из них уже никто не сможет исправить».

Под этой записью архипастыря — задорный православный адок, уже, увы, не удивляющий:

«А все это от безверия, если бы была с БОГОМ, этого не произошло».

«Пиар на собственных костях! Жизнь — это великий дар! Ничего ее оправдать не может!»

В раздражение многих верующих привел пост о. Андрея Логинова, нижегородского клирика прихода храмового комплекса в честь Смоленской и Владимирской икон Божией Матери. Как так? Священник — и не обличает самоубийцу, говорит о ней добрые слова и — о ужас — просит Господа ее принять!


Пост о. Андрея Логинова:

«Погибла Ирина Славина. Дорогая Ирина, как много доброго ты могла бы еще сделать для людей…

Господи, приими человека, который, может, не знал Тебя лично, но он знал, что такое сострадание и любовь. Все, что она делала, было из любви к людям. Пусть она не выдержала этого тяжелого момента… но Ты знаешь ее сердце… Ты знаешь, пусть эта смерть не будет торжеством смерти и зла, но претворится в покаяние, осознание, протрезвение всех нас. Человек так ценен для тебя, человеческая жизнь должна быть ценна и для всех нас сейчас.

Ирина Славина — журналист и организатор свободного информационного ресурса Koza. press. Она очень много помогала людям, болела состраданием за людей, не кривила душой, стремилась явить правду. Издание вела фактически одна. Она не исповедовала себя верующим человеком, но была причастна Богу через любовь и сострадание. (…) Прошу молитв о ней, как о светлом человеке, который не смог справиться с собой в трудных обстоятельствах, о наших правозащитниках, о Нижнем Новгороде.

(…) Господи, пусть эта кончина обернется покаянием и светом, пониманием ценности человеческой жизни, а не умножением зла, жестокости, не торжеством смерти».

Многим комментаторам искренний и душевный пост помог «сохранить образ погибшей от грязи» РПЦ и поддержал ее репутацию:

«Хорошие чувства рождает этот пост, и слова заставляют задуматься о любви и ненависти, о добре и зле. Спасибо, отец Андрей».

Но благочестивцы не способны увидеть в искренних и душевных словах священника даже миссионерский ход. Поэтому неудивительно, что зачастую клирики могут позволить себе доброту исключительно под замком. Один мой знакомый священник, например, написал очень проникновенный пост о трагедии, в котором есть слова: «Пусть Христос возымеет об этой нашей сестре милость, какую Сам пожелает, и мы бы хотели этой милости, потому что „брат наш — наша жизнь“».

Но видят этот пост в лучшем случае пара сотен человек. В отличие от записи игумена Афанасия (Селичева), в которой он по пунктам объяснил, почему Ирину Славину ждут адские мучения. Некоторые недостаточно православные комментаторы пытались призвать батюшку не судить, а сожалеть и молиться, но получили суровую отповедь: «Судим не мы. Судит Церковь. Ее каноническое право».

Священнику Андрею Логинову через несколько дней пришлось в свое оправдание писать отдельный пост, так его заклевали претензиями «кроткие как голуби». Некоторые из этих обвинений священник процитировал:

«Ты что это решил отвечать за то, что думает и как любит Христос? Это все прелесть!», «Ты что это решил призывать любить Иуд, агентов Госдепа, пятую колонну, на американские деньги предающих страну!»

Приводим второй пост о. Андрея с незначительными сокращениями:

«Мотивом моей публикации было сострадание. Сострадание к Ирине, о которой я слышал так много добрых отзывов от вызывающих полное доверие людей (хоть я и не знал ее лично). И пусть характер Ирины, слова, отдельные публикации могли кому-то не нравиться. В целом в ее жизни и ее деятельности было много конкретных добрых и жертвенных дел, много боли о Нижнем Новгороде, о стране, о живых людях, событиях, в ней было много искреннего и бескорыстного желания отстаивать справедливость.

Но сострадание не исчерпывается лишь осознанием ценности ее личности только с моей стороны. Я исходил прежде всего из того, что когда Христос смотрел на ее гибель, я уверен — Ему было больно за нее, Он сострадал ее боли и ее смерти. Ведь Он — любящий, ведь Бог есть любовь. И если я — верующий человек, то я — на Его стороне.

(…) Да, Господь не хочет смерти человека, и смерти Он не сотворил. И Его сострадание бесконечно, как и желание явить Свою любовь. Но человеку действительно может быть настолько тяжело и больно, состояние аффекта (которое могло быть и у Ирины) может просто не позволить ему поступить более мудро и обдуманно (..)».

Анатолий Степанов, главный редактор «Русской народной линии», ультра-патриотического издания, отозвался на записи Логинова публицистическим доносом под названием «Нам нужен новый Синодальный порядок. Об опасной тенденции оправдания либеральными священниками самоубийства оппозиционерки Славиной и протестных акций». Позиция нижегородского священника задевает Степанова, тем более что Логинов в негативном контексте посмел упомянуть его «патриотический» ресурс. Степанов напоминает, что молиться за самоубийц можно только келейно, и то не всем, ибо это дело духовно небезопасное. Также он выражает обеспокоенность тенденцией, «когда священники нашей Церкви все активнее оправдывают всевозможные акции протестного и революционного толка, как борьбу за „народное счастье“, за восстановление попранной справедливости…» Степанов призывает не только церковь, но и государство пресекать подобные тенденции в зародыше, сетует на то, что клирики, подписавшие письмо в защиту арестованных по московскому делу, не были как следует наказаны священноначалием, и призывает вернуться к синодальному порядку. По его мнению, синодальное начальство, будучи представителем верховной власти, сможет сурово обуздать зарвавшихся «либеральных» попов. Степанов не стесняется писать все это, зная, что в современной России поступок Ирины может быть трактован как терроризм, а написавшие сочувственные слова о ней — обвинены по статье 205.2 УК РФ и затасканы по судам.

В либерализме благочестивые читатели уличили и иеромонаха Димитрия (Першина), который опубликовал на своей странице в ФБ заявление постоянной комиссии по свободе информации и правам журналистов и постоянной комиссии по гражданским свободам и гражданской активности СПЧ в связи с самоубийством главного редактора KozaPress Ирины Славиной, и написал несколько абзацев от себя:

«Трагедия в Нижнем — это вопрос не только к Российской Федерации, выносящей у свидетеля (!) по делу о „нежелательной организации“ все то, на чем можно набирать статьи и хранить информацию, срезав замки и вломившись ночью в дом, — у свидетеля, еще раз подчеркну, а никак не обвиняемого — но и к тем россиянам, кто в доведении до самосожжения обвиняет оппозицию, либо сводит все к козням сатаны.

Это вопрос о совести, о чести и достоинстве, и о том, что за каждое слово придется дать ответ. В общем, о том, что в минувшем столетье весьма успешно вытравливали Ленин, Сталин, Андропов и их последователи.

А что доброго теперь может сделать для нее каждый из нас? Помочь кому-либо, сотворить дела милосердия, приумножить человечность и тепло в нашем обезображенном мире. Ради нее. В память о ней. Вечную».

Благочестивые миряне не преминули прибежать, чтобы наставить батюшку на путь истинный и пристыдить. Певец русской идеи Вадим Балытников договорился до обвинений иеромонаха в сатанизме.

Вся эта страшная картина морального разложения части адептов РПЦ вызывает диапазон чувств — от горестного изумления до отторжения. А мы присоединимся к выводу одного из комментаторов «благочестивых» постов, далекого от православного понимания духовности:

«Спасибо за пост, он отлично проиллюстрировал мнение психологов, которые пишут, что к вере очень часто обращаются те, у кого проблемы с сочувствием и пониманием других людей. Именно для этого им и нужны заповеди и догмы — чтобы обосновать причинение вреда другим людям или отсутствие эмпатии к их бедам. Они видят суть веры в чем угодно, кроме любви к ближнему. Впрочем, многие на это вообще не способны, по чисто нейропсихологическим причинам».

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: