РПЦ и свобода

18 ноября 2021 священник Георгий Лазарев

(пост на злобу православного дня)

В православии у всех есть свои представления о православии.

Большинство думает, что точно знает, где проходят его границы.

Вот это вот православие, еще православие. А вот это уже нет. Ну, какое же это православие? Не очень православное сие православие. Или — совсем уж неправославное такое православие!

Отец Новиков и некий православный философ Малер, восставшие против продажи книги Дарьи Сивашенковой в церковных лавках, не сомневаются, что точно понимают, где правоверие, а где уже не совсем.

И бдительно оберегают паству, малых сих, от соблазнов. А ведь от соблазнов надо оберегать. «Одна ложная мысль может навеки погубить душу», — говорит свт. Игнатий (Брянчанинов). В книге же Дарьи, как уверены точно знающие православие отцы, таки сии неправославные соблазны содержатся.

Но ведь и Дарья точно так же абсолютно уверена, что знает все о границах православия. Потому и предлагает свою книгу Церкви для распространения.

Проблема в том, что там, где для Дарьи еще православие, а возможно и самое что ни на есть православное православие, для очень многих ревнителей в рясах и без ряс уже не очень православие или никако не православие.

А если усадить Дарью и иже с ней и о. Новикова с Малером и иже с ними за круглый стол, то посыпятся с обеих сторон градом цитаты из святых отцов и Писания, примеры из истории православия, церковные каноны и соборные постановления, и в итоге каждый останется при своем собственном православии и со своими его границами.

Посторонний же, не ангажированный наблюдатель никогда не разберется, кто здесь ошибается, а кто безошибочен. Ибо в православном христианстве за 2000 лет его существования накопилось столько самого разнообразного контента, что и сам черт ногу сломит.

Трагедия Дарьи Сивашенковой в печальной истории с ее книгой про Иуду только в том, что она напоролась на точно таких же ревнителей и любителей православия, как и она сама, только в рясах и при власти.

На самом деле нет здесь никаких правых и виноватых. Такова реальность православной церковной жизни, вот и все.

***

В то же время такой демократической теологической атмосфере, как в РПЦ, могли бы позавидовать огромное большинство протестантских, особенно неопротестантских, и римо-католических общин, если бы они стремились к свободе слова и плюрализму богословских мнений.

Церковь, где под одной крышей служат и проповедуют отцы Митрофанов и Шаргунов, Кочетков и митр. Шевкунов, Рубский и Максимов, Борисов и Пушков, невозможно назвать тоталитарной.

Не стоит лгать на истину. Свободомыслие в вероучительных и духовно-практических вопросах в РПЦ — неоспоримый факт.

Да, эта свобода не от хорошей духовной жизни. Ее причина в банальном равнодушии к Богу со стороны церковных властей. Им интересно что угодно, только не Бог и не вопросы веры.

В первую очередь, интересна крепкая, стабильная, мощная церковная организация, обеспечивающая им деньги, авторитет и власть.

Никому на церковном Олимпе нет дела, что там пишет Сивашенкова, что пишут и проповедуют медийные и не медийные священники, а тем более миряне.

Главное, чтобы была тишина внизу и наверху. Чтобы народ активно не бунтовал, не беспокоил жалобами, а власть светская не ругалась и не грозила пальцем.

Если же этого нет, если в епархиальных и синодальных кабинетах тишь да гладь, да архиерейская благодать, то пишите, что хотите, проповедуйте, кто во что горазд, служите, как заблагорассудится, — нам это до такого фонаря, что вы, наивные «пасомые», и представить себе не можете.

Верьте вы себе на здоровье, как угодно и во что угодно: будет ад, не будет ад; плохой был Иуда или хороший, какая разница?

Да, все это, конечно, очень печально. Но зато такое теологическое равнодушие церковных начальников обеспечивает реальную свободу богословских мнений и настоящий вероучительный плюрализм в РПЦ. И это весьма хорошо, это и слава Богу.

Как же все-таки удивительно парадоксальна наша православная жизнь!

Источник

Рисунок Вячеслава Полухина