Кто опаснее: «настоящий верующий священник» или делец от религии?
21 декабря 2021 священник Александр Шрамко
Случай этот имел место больше 20 лет назад, еще в начале моего служения. Был у нас в епархии один священник о. Л., служил за городом, но был очень популярен даже среди малоцерковного народа, потому что занимался отчиткой, «лечил», как говорят люди. Кроме того, я не раз слышал, что он «играет в старца», практикуя запредельное «послушание».
И вот однажды в собор, где я тогда служил, пришла женщина с такой бедой. В свое время впечатлил ее о. Л., и она стала «воцерковляться» у него на приходе. Начала, как водится, привлекать и нецерковного мужа. Тот неожиданно оказался очень восприимчив не только к церковности, но и к «догматам» о. Л. о беспрекословном «послушании духовному отцу». Отец Л. приблизил его к себе, поставил пономарем и помощником на приходе. И вот однажды эта отныне обоюдно «воцерковленная» семья созрела повенчаться. Подошли с этим вопросом к отцу Л., а он так запросто и говорит: «А тебе нужно венчаться не на ней, а… вон на той». И показывает доселе неизвестную этому человеку женщину.
По словам этой женщины, муж теперь в ужасе: и жену бросить не может, и «благословения старца» боится ослушаться. Попросил прийти на следующий день обоим. Вижу, и правда — человек вне себя, жена не преувеличивала. Выглядит как зомби, ничего внятного сказать не может, только повторяет: «Непослушание духовнику… не простится… ни в сем веке, ни в будущем…» Накрепко засадил эту установочку «старец».
Говорю: надо идти к митрополиту, он вправе своей епископской властью аннулировать это «благословение», если сами боитесь отказаться исполнять явный абсурд. Опять в ответ: «не простится… не простится…» Но все же согласился пойти.
Только вот что происходит в назначенный день приема у митрополита. Рано утром этот страдалец встает и тайком от жены едет в церковь к духовнику. Как они там успели организоваться, не знаю, но о. Л. успевает его обвенчать с назначенной им «невестой», а после этого он возвращается в город, приходит с женой к митрополиту и просит аннулировать уже состоявшееся венчание! Зачем все это? Оказывается, чтобы все же воли духовника не нарушить. Мол, послушание он исполнил, а уж то, что митрополит отменил, так это не его печаль.
Конечно, мужчина во многом «сам виноват», но все же с пастыря особый спрос. И что интересно, он никак не был наказан. Это при том, что тот же митрополит мне жаловался в доверительном разговоре, как он достал его своими чудачествами. «Ты знаешь, он же свою матушку и ее сестру в монашество постриг! Мне потом пришлось расстригать».
Я был тогда наивен, но сейчас понимаю, почему ему так все сходило с рук. Очень просто. Клиентуры у о. Л. самого высокого уровня и благосостояния было хоть отбавляй. «Лечение» — дело доходное. И наверняка «делился».
Но в конце концов он все же был извергнут из сана. Но с этим уже ничего нельзя было поделать: объявил митрополита еретиком и «отложился» от него. И как ни оценивай этот поступок, нельзя не признать его мужества. Ведь о. Л. после этого лишился буквально всего: и дохода, и прихода, и популярности. Его слава померкла, клиентура перешла к его конкуренту отцу В. Сейчас о. Л. в одной из ИПЦ, даже «мозговой центр» при одном известном митрополите — он ко всему прочему довольно-таки эрудированный богослов. А еще в бытность его священником нашей епархии я слышал о нем немало хорошего. О его самозабвенном служении, о том, что он никого никогда не забывал, регулярно посещал больных, если просили помолиться, он прямо сразу, не отходя, мог сказать: «давайте будем молиться», и молился долго и горячо, а если говорил: «я помолюсь», то это была целая программа: он звонил потом регулярно, расспрашивал, как идут дела, и т.д. То есть во многом просто необыкновенный и настоящий пастырь. И очень ВЕРУЮЩИЙ. И свою веру он бесспорно засвидетельствовал, буквально выбрав Христа (или так, как он Его понимает) вместо мамоны…
И я, собственно, к чему… Нередко мы слышим о неприглядных типажах в церкви, которых объединяет одно: все это довольно циничные дельцы от религии. Порой говорят: «Так это ж потому, что они неверующие…» Ну, вот вам ВЕРУЮЩИЙ. Не кажется ли вам, что этим-то он и гораздо опаснее? Дельца и раскусить проще, особенно если включить мозг. И от церкви отделить, как некое наносное явление. Хотя бы мысленно. А такой вот «настоящий верующий священник», он же плоть от плоти… Не волк, входящий извне, а пастырь, зовущий овец по имени…