Иеромонах Афанасий (Букин) вышел из РПЦ из-за поддержки ею войны: «Молчать больше невозможно»

9 февраля 2023 Ахилла

Клирик Русской Духовной миссии в Иерусалиме иеромонах Афанасий (Букин) опубликовал на своей странице в фейсбуке следующее обращение:

«МОЛЧАТЬ БОЛЬШЕ НЕВОЗМОЖНО

Бывают времена, когда очень хочется забиться в угол и спрятаться от реальности, но она, увы, понуждает жить на острие возможностей. Именно такое время, как мне кажется, мы переживаем сейчас.

Не хочется говорить банальностей, но, кажется, банальное перестало быть очевидным, а потому приходится говорить и их. С христианской точки зрения война — это грех, какой бы справедливой она ни была, убийство — это грех, каким бы оправданным оно ни было. И я не могу оставаться не то что священнослужителем или монахом, но христианином и даже человеком, и молча соглашаться с убийством, с войной, покрывающей любые пороки и расходы. Война разрушительна для всех, кто в ней участвует вольно или невольно, явно или не очень. Как писал Марсель Пруст, «в нашей памяти есть все: это что-то вроде аптеки или химической лаборатории, откуда достают то успокоительное средство, то смертельный яд». И, кажется, сейчас мы не только достаем исключительно яд из запасов нашей общей памяти, но и производим его в промышленных масштабах для будущих поколений.

Когда 24 февраля Россия начала открытую войну против Украины, я был потрясен от ужаса происходящего. И в каком-то смысле остаюсь потрясенным до сих пор. Какое-то время я был на грани депрессии, и если бы не разговоры с друзьями, разделяющими мои взгляды, не знаю, чем бы это закончилось. Я пытался уйти во внутреннюю эмиграцию: обложиться книгами, сериалами, фильмами, работой, чем угодно, только бы не думать о том, что значительная часть моего окружения не только поддерживает т.н. «специальную военную операцию», но и делает это весьма агрессивно. И если с кем-то мы смогли договориться не обсуждать это, то от остальных я вынужден был скрывать свои взгляды, либо просто умалчивая о них, либо выражаясь очень обтекаемо и завуалировано. Но именно эти постоянные разговоры вынуждали меня выходить из сладкого забытья блуждания среди сущего.

Я прекрасно понимаю, что на самом деле война началась намного раньше, но до этого момента ее поддержка была явлением маргинальным и неприемлемым для многих окружавших меня людей, по крайней мере так мне казалось. Но теперь все стало иначе. Я с ужасом обнаружил, что для некоторых из моих знакомых христианское и национальное оказались столь тесно переплетены, что последнее в определенных моментах вытеснило и подменило первое. В то время, как для меня само понятие национального было всегда размытым, не ощущалось как нечто существенное и всегда оставалось где-то на заднем плане.

Все эти месяцы с начала войны я рассуждал над тем, как же следует поступить. И долгое время я не был готов самому себе признаться в том, что соответствующее решение мною уже принято, что остается только признать это и начать действовать. И это ужасно больно и неприятно. Я всегда чувствовал и отчасти чувствую до сих пор гражданскую ответственность за свою страну. Я знаю ее добрые стороны, я знаю ее скрытую красоту. Как по выражению Клайва Льюиса «есть Британия, а в ней, внутри — Логрис. Рядом с Артуром — Мордред; рядом с Мильтоном — Кромвель; народ поэтов — и народ торговцев; страна сэра Филиппа Сиднея — Сесила Родса», так и внутри нынешней России скрывается свой собственный Логрис. Это, вероятно, справедливо в отношении любой страны, но сейчас я особенно ощущаю справедливость этих слов в отношении моей страны, той страны, в которой я прожил большую часть своей небольшой жизни. Мне хотелось бы видеть наш Логрис восставшим из пепла, а пока я решил покинуть Россию. Возможно, я не смогу вернуться в эту Россию, как Питер никогда не сможет вернутся в известную ему Нарнию. Я очень люблю Россию и именно поэтому надеюсь, что смогу в нее вернуться, когда она сбросит с себя нависший над нею морок. Ведь «когда Логрис поистине победит Британию, когда дивная ясность разума воцарится во Франции — что ж, тогда придет весна».

Незадолго до начала войны я вернулся к чтению отложенного некогда сборника статей «Онтология. Тексты философии» и в частности начал читать статью Жана-Поля Сартра «Экзистенциализм — это гуманизм». И буквально за шесть дней до войны я выписал из нее такие слова: «Выбрать себя так или иначе означает одновременно утверждать ценность того, что мы выбираем, т.к. мы ни в коем случае не можем выбирать зло. То, что мы выбираем, — всегда благо. Но ничто не может быть благом для нас, не являясь благом для всех. <…> Я ответственен, таким образом, за себя самого и за всех и создаю определенный образ человека, который выбираю; выбирая себя, я выбираю человека вообще». И через эти самые шесть дней эти слова стали для меня чем-то не дающим успокоиться. Ведь, сделанный руководством страны и руководством Русской Церкви выбор не представляется мне выбором блага, эти ценности не являются моими, я не хочу, чтобы человек был таким, а потому я считаю необходимым сделать свой собственный выбор, потому что я больше не могу продолжать жить в конфликте с совестью, я не могу больше молчать, когда хочется кричать.

При этом следует сказать, что я не считаю всех остающихся людей служителями зла, я не считаю членов Русской Церкви, как и саму Русскую Церковь, лишенными Благодати и Таинств, это все еще Церковь Христова, несмотря ни на что. Я ухожу из Русской Православной Церкви, как института, а не из Церкви, как Тела Христова, ибо я остаюсь в Церкви, пусть и выраженной в иных институтах.

У каждого из нас свои возможности, свой выбор, своя жизнь, и каждый отвечает только за то, что находится в его власти. Уже во время войны я прочитал у Ханны Арендт слова, которые особенно отозвались в моем сердце: «В таких обстоятельствах, чтобы опознать „беззаконие“, может понадобиться нечто куда большее, чем зрячие глаза и сердце, лишенное черствости и порока. Эти люди действовали в условиях, когда всякий моральный поступок был незаконен, а всякое законное действие было преступлением». Я прекрасно осознаю, что имеющийся у меня выбор — это привилегия, доступная далеко не всякому. Каждый из нас даст ответ за свои поступки в свое время. И я очень надеюсь, что оно будет временем милосердия, прощения, примирения и любви».

***

На сайте Русской Духовной миссии в Иерусалиме страница иеромонаха Афанасия (Букина), казначея миссии, уже удалена

В сохраненной копии гугла приводится биография иеромонаха: 

«Иеромонах Афанасий (Букин) родился 9 апреля 1988 года.

В 2005 г. окончил гимназию № 528 Невского района г. Санкт-Петербурга.

В 2009 г. получил диплом бакалавра техники и технологии Санкт-Петербургского государственного политехнического университета по направлению «Техническая физика» по специализации «Наноструктурные материалы и технологии».

В 2009-2010 гг. обучался в магистратуре на кафедре «Физики и технологии наноструктур» при Академическом физико-технологическом университете РАН (ныне Учреждение Российской академии наук Санкт-Петербургский Академический университет — научно-образовательный центр нанотехнологий РАН), которую не окончил, поступив на 1 курс бакалавриата Санкт-Петербургской духовной академии.

В 2014 году окончил курс бакалавриата Санкт-Петербургской духовной академии.

В 2010-2011 гг. нес послушание в IT-отделе Духовной академии.

В 2011-2012 гг. нес послушание помощника уставщика академического храма апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

В 2012-2016 гг. нес послушание уставщика академического храма.

В 2012-2018 гг. нес послушание технического редактора сайта Духовной академии.

В 2013-2018 гг. нес послушание в качестве члена редколлегии журнала «НЕвский БОгослов».

21 декабря 2012 г. ректором Санкт-Петербургской Духовной Академии епископом Гатчинским Амвросием пострижен в мантию с именем Афанасий в честь святителя Афанасия, епископа Ковровского, Исповедника и Песнописца.

19 января 2013 года за Божественной Литургией в праздник Крещения Господня рукоположен епископом Амвросием в сан иеродиакона.

1 сентября 2013 года рукоположен епископом Петергофским Амвросием в сан иеромонаха.

В 2016 году окончил полный курс магистратуры Санкт-Петербургской духовной академии, после чего поступил в аспирантуру Санкт-Петербургской духовной академии.

С 1 ноября 2016 г. по 29 мая 2017 г. проходил обучение в школе новогреческого языка при Университете им. Аристотеля в Салониках.

В 2018-2019 гг. проходил обучение по магистерской богословской программе в Университете Никосии (Республика Кипр).

В ноябре 2018 г. направлен в командировку в Русскую духовную миссию в Иерусалиме.

29 октября 2019 г. определением Священного Синода Русской Православной Церкви (журнал № 141) назначен членом Русской духовной миссии в Иерусалиме».

Фото со страницы фейсбука иеромонаха Афанасия (Букина)