Быть верующим значит верить в Бога
18 сентября 2017 Олег Гурин
Некоторые люди чувствуют, что Бог есть, что Он видит их и направляет их жизнь. Реальность Бога предстает как очевидность; это и есть вера – веришь, потому что видишь.
Встреча с Богом приводит людей в церковь. Люди хотят узнать здесь о Боге больше. В служителях церкви видят «специалистов по Богу» и обращаются к ним за помощью. Как сделать свою душу открытой для новой встречи с Ним? Что Бог считает правильным и что – плохим? Что делать и от чего воздерживаться?
Тем, кто здесь впервые, церковь кажется осколком таинственного «иного мира». Тёмные византийские лики строго смотрят из полумрака, звучит торжественное пение на языке, который лишь смутно напоминает русский, бородатые люди в балахонах величаво расхаживают туда-сюда, под сводами клубится ароматный дым.
Красота греческого богослужения когда-то определила выбор веры князем Владимиром. Послы, вернувшиеся из Царьграда, сказали: «не свемы, на небе ли есмы были, ли на земли». Благолепие и ощущение святости – инструменты, с помощью которых церковь внушает свой авторитет.
Атмосфера благоговения располагает доверять всему, что ты здесь услышишь. Священника возвышает над тобой лишь амвон, по которому он ходит, а тебе кажется, будто он выше во всем, что по-настоящему важно. Чтобы узнать, чего от тебя хочет Бог, просто слушай, что скажет тебе священник. (Хорошо еще, если только священник, а не любой человек, который явно «свой» в храме: пономарь, послушник, продавщица в церковной лавке.)
И тут начинается грандиозная подмена. Чувство Божьего присутствия в жизни оказывается простой наживкой: оно нужно только затем, чтобы человек пришел в церковь. Дальше церковь сделает всё возможное, чтобы отключить у него критическое мышление, и потом подсадит на свой продукт. Продукт, который называется «православие».
Оказывается, Бог хочет, чтобы ты верил в нетленные мощи, мироточивые иконы и священные таинства. Он хочет, чтобы ты всё время чувствовал себя виноватым в том, что ты человек, и непрестанно каялся в этом. Тебе внушают, что нужно «спастись». От чего спастись? Вроде как, от греха. Грех есть смерть. Если спасешься от греха, после смерти попадешь в рай. Иначе – в ад.
Если ты не убивал, не крал, не прелюбодействовал и в целом не делал большого зла – это не значит, что на тебе нет греха. Вкушал скоромную пищу по средам и пятницам? Грех чревоугодия! Увидел эротический сон? Грех блуда! Радовался своим достижениям? Так это и вовсе гордыня, или «смертный грех»!
Покайтесь! Главы ваши преклоните! Слушайте, что батюшка говорит! Делайте, как боженька велит!
Чтобы спастись, нужно верить во всё, что услышал в церковных стенах.
Не веришь, что Антоний Римлянин за 3 дня проплыл на камне от Адриатического моря до Волхова? Сомневаешься, что немцы не взяли Москву исключительно по молитве еп. Илии? Думаешь, Бог не мог создать растения раньше, чем свет, который нужен им для фотосинтеза?
Да ты, оказывается, в Бога не веришь! Когда издохнешь, будешь ввергнут в геену огненную, идеже плач нескончаемый и скрежет зубов!
Так человек, который однажды поверил в Бога, начинает запивать лампадным маслом бутерброды с землёй из могилы «старца». Он верит, что это служит делу его спасения. Путь от встречи с Богом до веры в душеспасительность таких бутербродов называется «воцерковление».
Воцерковленные, вспомните о вашем разуме и о том чувстве Бога, которое когда-то привело вас в церковь. Встаньте перед лицом Бога и ответьте себе честно, во что же вы верите.
В Бога – или в чудотворные иконы, перед которыми надо зажигать свечи и класть поклоны?
В Бога – или в святых угодников, нетленные мощи которых мироточат в золоченных раках?
В Бога – или в священные ритуалы, помогающие вам спастись: по утрам запивай святой водичкой освященную просфору, если зеваешь – перекрести рот?
Вы действительно думаете, что Богу есть дело до ваших эротических снов? Верите, что после смерти пройдете семнадцать мытарств и окажетесь в раю, если при жизни не пропускали церковных служб? Или в аду – за то, что ели скоромное в пост?
Наверняка вы считаете, что православие делает человека нравственным. Но быть нравственным – это еще и быть честным. Честны ли вы в своей вере? Что, если вся «православность» – всего лишь самовнушение? Когда даже перед самими собой вы притворяетесь верующим «в православие», только чтобы другие православные считали вас за своих.
Давайте задумаемся о том, во что искренне верим, а во что – нет. Перестанем обманывать самих себя. «Аз есмь Истина», сказал Бог. Чтобы прийти к Нему, не надо заставлять себя верить в ложь.