Где должен находиться музей Александра Меня
7 сентября 2022 Александр Зорин
Музей протоиерея Александра Меня в течение долгих лет размещался в Культурно-просветительском центре (КПЦ) «Дубрава». В 2018 году музей своего местоположения лишился.
Пришлось проститься с гостеприимным залом в Семхозе, с большим портретом, на котором отец Александр выходит из алтаря на проповедь с Евангелием в руках; с его рисунками, документами, фотографиями от грудного младенца до… лежащего во гробе с закрытым лицом… Все это, было обещано, поместится в московской экспозиции, но, вырытое с корнем из родной почвы, обречено было обрести искусственное местоположение.
Почти половину жизни Мень провел в этих краях; в Семхозе — последние 26 лет. Написал большую часть своих книг. В войну, вместе с мамой и братом, жил неподалеку — в деревне Глинково. Сюда, к железной дороге, где в пятидесятых годах стал обустраиваться поселок Конкурсный, где будет выстроен его дом, ходил за хворостом и за дровами.
Там поселится семья Наташи Григоренко, его будущей жены. Младенцем, в Загорске, в общине Катакомбной Церкви, не признававшей митрополита Сергия, был крещен. Учился заочно в Лавре — в Московской духовной академии. По дороге на станцию из своего дома был убит.
Природная, корневая связь соединяла его с этим краем.
Михаил Мень, сын священника, государственный деятель, на открытии музея в 2015 году говорил: «Я представлял себе, как отец мечтал создать вот такую мощную базу, чтобы были разные залы для дискуссий, для проведения мероприятий, чтобы все это было вместе с Церковью… И мне кажется, что это лучший ему памятник… Мы видим, что не всегда наследие известных людей сберегает семья, но нам удалось все-таки сделать так, чтобы это стало отчасти семейным делом.
Мы работаем вместе с духовными чадами отца, дружно, и получается, что мама работает старостой храма Космы и Дамиана, мой двоюродный брат, с которым мы практически вместе воспитывались, протоиерей Виктор Григоренко, — настоятель Сергиевского храма в Семхозе, и как раз курирует весь этот мемориальный комплекс. Все духовные чада отца, у кого есть желание, силы, возможности, к нам приезжают и энергично помогают. Мне кажется, здесь все как-то состоялось».
И вдруг все состоявшееся рухнуло…
Тогда же КПЦ «Дубрава» им. прот. А. Меня передал в библиотеку Иностранной литературы всю музейную коллекцию, которая была зарегистрирована в музейном фонде РФ. Передал на временное хранение, для возможных экспозиций. Всего около 2500 единиц хранения. В настоящее время в Иностранке экспонируются не более 200.
И здесь возникает вопрос: а для чего понадобилось уникальную коллекцию, собранную и обслуживаемую в Сергиевом Посаде за счет местного бюджета, передавать в Москву? Напомним, что в ряде публикаций и писем отмечалось недовольство прихожан и друзей Александра Меня, что подаренные ими вещи и документы, предназначенные для Сергиева Посада, для Семхоза, где священник жил, работал и был убит, перемещены в Москву. И там, в Москве, они не востребованы в полном объеме.
А как администрация Сергиево-Посадского округа заботится о сохранении наследия своего земляка? А ведь он вошел в отечественную историю как выдающийся просветитель, а в историю РПЦ — как уникальный миссионер и проповедник? Как заботится?
Да никак.
Практически доступ к наследию священника перекрыт — к его просветительской деятельности, не угасшей после смерти. Отец Александр уповал на воцерковление через культуру. Это была его концепция особой миссии гуманитарно образованных слоев общества в деле «новой евангелизации». В его книгах, лекциях, беседах, проповедях открывается необозримый простор мировой культуры. Не имея об этом представления, трудно понять смысл человеческой истории. По его инициативе возникло общество «Культурное возрождение», осуществлявшее колоссальную культурную программу.
«Дубрава» превращена в концертное учреждение, из устава которого вычеркнуто все, что касается сохранения наследия А. Меня. Культурный центр имени Александра Меня по сути превращен в клуб любителей джазовой музыки.
При Сергиевском храме на месте убийства о. Александра создан небольшой церковный музей, существующий исключительно за счет волонтерской работы прихожан и не имеющий ресурсов для развития.
Заявленный наследниками о. Александра в 2021 году «Дом музей» так и остается лишь заявкой. Судить об этом можно по доступности: раз в неделю предварительная запись. И та реализуется эпизодически.
Следует еще раз подчеркнуть, что коллекция остается собственностью Сергиева Посада и находится согласно договору всего лишь на временном хранении в Библиотеке Иностранной Литературы. Так что ее возвращение на родину зависит полностью от Сергиево-Посадской администрации.
Многие музеи выдающихся русских деятелей основывались и развивались их родственниками. Они имеют на это особые права и меру ответственности. «Абрамцево» — этот музей долгое время возглавляла дочка Саввы Ивановича Мамонтова. В «Поленово», к сожалению, не сразу после смерти Василия Дмитриевича, музей возглавил его внук. «Мураново» — дальние родственники Тютчева.
Сегодня живы сын и дочка отца Александра, внуки, его племянник отец Виктор, его семья. Если коллекция вернется на свое законное место в Сергиев Посад, можно с уверенностью сказать, что родственники о ней позаботятся.