Схватка над бездной и мировоззренческая дилемма украинских событий
24 октября 2022 Андрей Дударев
Знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны
Откр. 2:13.
На пороге бездны
Некоторые эксперты и аналитики отмечают, что текущая эскалация военных действий между Россией и Украиной отличается от многих других конфликтов в истории. Причем отличается и от мировых войн двадцатого столетия, и от менее масштабных региональных территориальных противостояний. Отличие это заключается прежде всего в том, что никогда раньше мир так близко не подходил к сценарию возможной ядерной катастрофы. Ядерная развязка, в которой могут быть задействованы арсеналы сил стратегического сдерживания России и НАТО, теперь просчитывается буквально в несколько ходов. Даже такие люди, как Илон Маск, не на шутку встревожились. Да, конечно, был Карибский кризис, была Корейская война, где за обеими Кореями стояли ядерные державы (СССР и США), но по совокупности факторов и рисков происходящее вряд ли может с чем-то сравниться. Конфликт все углубляется, у России все меньше союзников и все меньше шансов победить обычным вооружением, российский лидер все дальше погружается во мрак, а о его упертости и способности переходить дозволенную черту всем хорошо известно. Страны Запада оказывают материальную и военную поддержку Украине, тогда как военные и экономические ресурсы России истощаются. Если Запад не ослабит свою помощь, в какой-то момент в войне может наступить ощутимый, гибельный для российской политической системы перевес. И тогда может свершиться то, о чем мы все много раз слышали: «крыса, загнанная в угол, прыгнет».
Да, получается, что текущие военные события имеют как бы двойное дно: реальное противостояние посредством обычных вооружений и расширение военных действий в запредельную ядерную зону. И это расширение выглядит как бездна, на пороге которой мы находимся и куда мы можем вот-вот упасть. Получается, что столкновение России и Украины происходит как такая борьба над бездною. Для лучшей наглядности вспомним сцену схватки за кольцо всевластия между Фродо и Голлумом на склоне Роковой горы в финале блокбастера «Властелин колец». В роли Голлума легко представить сами знаете кого. Ядерные силы — это такой вот аналог кольца всевластия. У кого они есть, может претендовать на мировое господство. Только на пороге бездны на этот раз стоим мы все с вами.
Таким образом, настоящий локальный территориальный конфликт — это схватка над глобальной бездной, а значит, к этой схватке нельзя относиться так, как относились к подобным конфликтам раньше.
А как относились раньше?
Этика войны и этика мира: месть и прощение
Раньше территориальные войны могли длиться очень долго. Кто первый начал, важно только в начале войны, а потом уже включается другая логика — логика мести. Отомстить за брата, захватить землю, где когда-то жили предки и т.д. Погасить тлеющий огонь мести очень трудно.
Если квалифицировать происходящие события как колониальную войну, когда идет противостояние между метрополией и бывшей колонией, то в этом случае война может продолжаться до тех пор, пока не произойдет либо полное освобождение, либо полное порабощение. До этого момента возможно лишь временное перемирие.
В Библии у войны есть как бы дополнительное измерение — измерение «воли Божьей». Считается, что в одних случаях Бог помогает (например, народу Божьему), в других не помогает. Кроме того, есть еще странное обетование о том, что можно вообще «перековать мечи на орала» и жить как-то иначе. Что за жизнь подразумевается в качестве иной? Может быть, это та жизнь, когда этика мести сменяется на этику прощения, а логика локальных интересов на логику всеобщего большого интереса? Не настал ли сейчас такой момент, когда выбор предельно заострен и попытки восстановить справедливость любой ценой при помощи оружия имеют риск вырасти в большее зло?
Как нам понять, где мы сейчас находимся? И где Бог и Его воля?
Однако, если мы пытаемся взыскивать Божий смысл, то для того, чтобы продолжить наше размышление, нужно отметить вот что. Если говорить о новозаветной истории, то язык, описывающий эту историю, — это язык не Писания, а предания. И здесь возникают дополнительные сложности, которые не все осознают.
Писание и предание как способы видения реальности
Писание и предание отличаются друг от друга как целое и дробное. Писание (Библия) со временем, по крайней мере после кодификации, стало заявлять ответственность за весь мир целиком, а не только за какую-то его часть. Скажем, еще в Ветхом завете Адам — это родоначальник всего человечества. Авторы библейских книг, конечно, центрирует свое внимание вокруг жизни народа Божьего, но и остальные народы не так чтобы совсем вне сферы Божественного промысла. Библейские пророки и о них возвещают замысел Божий.
Та же тенденция прослеживается и во второй части Библии — в Новом завете: здесь христианство тоже старается сохранить цельность и всеохватность. Со временем, в основном из-за конфессионализма, христианство отходит от глубины Писания, отказывается от того, что можно было бы назвать библейским видением. Изнутри предания картина становится неизбежно расколотой. Бог с такой картиной соотносится плохо. Он не помещается в конфессию или даже в религию. Многие философы и духовные деятели это понимают. Единый замысел и единое действие Творца как бы исчезают.
Думается, сейчас, в XXI веке, можно ставить вопрос о некоей «сборке», о новой попытке обретения библейского зрения — зрения, в котором не уходят ни сложность, ни цельность мира, ни высота, ни глубина человеческой жизни. Это означает, что Священное писание не закончено, оно может быть продолжено живущими в наше время. Библия — это не закрытая, а открытая книга, которая всех нас зовет стать участниками богочеловеческого взаимодействия.
Одно из отличий концепта Писания от концепта предания заключается в том, что в первом случае геополитика входит в этот концепт, во втором случае — нет. В категориях Писания такое понятие как воля Божья может присутствовать «в политике», и Библия нам дает много таких примеров. В предании же воля Божья становится исключительно частным делом, и, значит, политическое бессилие здесь теологически оправдано.
При этом можно сказать, что и в отечественном, и в западном богословии есть «слепое пятно». Оно состоит в том, что важные в духовном смысле геополитические события XX в. не были идентифицированы как духовные события. Мы имеем в виду создание государства Израиль и почти синхронное создание Евросоюза с новыми послевоенными принципами сосуществования народов. Это и неудивительно. Ведь в оптике предания с ее акцентом на персонализме и личном спасении этих событий просто нет. Чтобы опознать эти события как знамения Божьи, нужно перейти в оптику Писания, которая не только персоналистична, но и надперсоналистична. И тогда может открыться и логика Писания. Господь в Библии обращается ко всему Израилю и ведет диалог со всем народом сразу. Это не исключает такого подхода, при котором происходит и личный диалог с Богом каждого отдельного человека.
Бог, как принято считать, отвечает и на личную и на соборную молитву через изменение состояний и обстоятельств жизни как одного человека, так и целых народов. Бог не безмолвствует, Он отвечает на тот или иной выбор человека и народа.
Взгляд Божий глубже тоталитаризма, о котором сейчас напряженно размышляют и говорят. Но чтобы встретиться с этим взглядом, нужно проделать интеллектуальную и духовную работу, на которую не готовы даже многие богословы. Не в этом ли причина того, что все богословие «украинских событий» исчерпывается столкновением гуманистических и квазимессианских идей?
Учебник для России
Принцип построения Евросоюза — это работающее решение территориальных конфликтов, которые при ином подходе могли бы длиться десятилетиями. Не в этом ли сейчас провиденциальное веяние времени? Нравится это кому-то или нет, но послевоенная Европа научилась жить без войн. И есть довольно понятные правила, как этого добиться. Это принцип нерушимости границ, соблюдение прав человека и законности для всех граждан на любой территории, демократическое устройство общества, рыночная экономика, свободные открытые выборы, независимые суды и т.д. Если Бог отвечает человеку и народам изменением обстоятельств жизни, то почему нельзя считать появление нового послевоенного формата жизни в Европе таким вот ответом Божьим на коллективную молитву и страдания многих миллионов людей? Так же, как многие считают милостью Божьей создание после двухтысячелетнего изгнания государства Израиль на Святой земле («Израиль возник из пепла Холокоста»), можно считать чудом Божьим и создание Евросоюза со своими принципами и атмосферой свободы и доверия.
К этому формату жизни при сохранении всех культурных, национальных и религиозных особенностей могла бы присоединиться и Россия. Для России это была бы такая вот нестыдная учеба и усвоение пропущенного материала. Но определенная часть общества почему-то за всех выбрала путь самоизоляции и каиновой вражды, путь невежества и нового богоборчества, путь отказа от возможности жить свободно и мирно. Украинские события показывают, что извлекать уроки из истории эта часть общества не хочет. Неужели ГУЛаг и Вторая мировая война так ничему и не научили?
Что же делать остальным? Уезжать при невозможности нормально жить в России? Или оставаться с риском быть схваченным и отправленным против воли на фронт или в тюрьму? Ведь если мы «можем повторить» Вторую мировую войну, то мы «можем повторить» и ГУЛаг.
Время уезжать и время возвращаться
Эта земля была нашей, пока мы не увязли в борьбе, она умрет, если будет ничьей, пора вернуть эту землю себе.
Б. Гребенщиков
Наверное, у этого вопроса нет однозначного ответа, т.к. здесь так же, как и в случае с войнами, есть второе измерение «воли Божьей». Точнее, ответ, наверное, есть, но он не всем очевиден и требует определенной веры. Когда-то надо уезжать, а когда-то возвращаться, как по Книге Экклезиаста, «есть время разбрасывать камни, и время собирать камни», «время обнимать, и время уклоняться» от объятий.
Еще с библейских времен есть разные «времена и сроки». Время идти в плен и время возвращаться из плена. Время совершать исход и время завоевывать Землю обетованную. Время глобального исхода и плена, на наш взгляд, было все-таки в XX в. Сейчас время глобального возвращения и «завоевания» нашей «Земли обетованной». Это задача поколения и, может быть, не одного поколения. Понятно, что веры для такого завоевания у нас мало. Но если мы вспомним Библию, то и в библейском народе Божьем только меньшинство верило в возможность осуществления обетования касательно жизни на Святой земле (указываются имена Иисуса Навина и Халева), остальные боялись. Что-то подобное происходит, на наш взгляд, и сейчас. Тьма окутала нашу землю, но эта тьма не абсолютна. Бесы в очередной раз правят бал, причем и от имени церкви тоже, но нельзя отдавать страну бесам. Что делать в этой ситуации, непонятно, но вера — это прежде всего направленность воли на неучастие в делах тьмы, а из воли может родиться и действие.
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)
ЮMoney: 410013762179717
Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: