Ради чего?
5 июня 2024 Дитрих Липатс
«Личность формируется даже не годами, а десятилетиями. А ты хочешь, чтобы я свой жизненный опыт и опыт моих дедушек и бабушек, а возможно и прадедушек, и прабабушек просто так забыла и поверила тебе, больше чем им всем вместе взятым? Такого не бывает. Только в сказках. Вот ты и живи своими сказками, если тебе так проще. Я не возражаю. А я не могу. Потому что знаю, что существует эволюция жизни, генетика, квантовая физика и квантовая биология и чем отличается живая природа от не живой и что такое природоподобные технологии. Потому что понимаю, как устроен микромир и макрокосмос и что существует более 200 космических постоянных и ни одну из них невозможно изменить ни на йоту. Так куда мне все эти знания „засунуть“ и главное ради чего?»
Это из моей спонтанной переписки с очень достойной, образованной, интеллигентной женщиной. Так, неожиданно вспыхнувшая перепалка по вопросам веры. Забыть бы этот незначительный эпизод и не вспоминать, но как мне, литератору, пройти мимо столь эмоционального текста? Сколько здесь энергии, личной убежденности, гордости за продвинутых предков, менторства и даже кавалерийского наскока. А уж информации — так целый ворох. В прежние времена меня б, незадачливого, месмеризмом припечатали, или черными дырами, а тут, надо ж! — квантовая биология, макрокосмос… И, что замечательно, кончается вся эта бурная атака одним из главнейших философских вопросов: ради чего?
Вообще-то, как человек верующий, я бы должен сразу подсказать, куда все эти популярные знания засунуть, но, каюсь, я и сам большой почитатель всяких наук. Было дело, несколько лет преподавал я в американской средней школе предмет Science. Интересно там было, я о том даже повесть «Тичер» написал. Хорошая повесть получилась, читайте, если охота (первая часть, вторая часть).
На моей книжной полке, как и у этой моей оппонентки, тоже стоят умные книжки. Особенно увлечен я цитологией, наукой о строении и жизнедеятельности живой клетки. Велика мудрость Твоя, Великий Родоначальник Жизни! Вот уж, право, «Мои мысли — не ваши мысли, не ваши пути — Мои пути. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше путей ваших». Это из пророка Исайи. Разбираясь в тонкостях строения живой клетки, я часто вспоминаю эти строки.
Читая эти эмоциональные поучения, я припомнил невольно: «…о, если бы ты был холоден или горяч…» В данном случае, человек, написавший мне такое, конечно же горяч. Стоит за свою правду — не перечь ему! «Жизненный опыт бабушек и дедушек, а возможно и прабабушек, и прадедушек просто так не забудешь», до печенок въелся. Тут тоже, что-то знакомое: ну конечно же, Апостол Павел. Тот тоже, «дыша угрозами и убийством на учеников Господа…», вовсю бил и гонял христиан. А потом вот две трети Нового Завета написал. А уж убеждений у него, фарисея, было не счесть. Бабушек и прадедушек своих мог он перечислять аж от Адама. Но вот явился ему Спаситель на пути в Дамаск, и пишет Павел Титу: «…не внимая Иудейским басням и постановлениям людей, отвращающихся от истины».
Тертуллиан заметил: «каждая душа по природе христианка, она тянется к Богу, она способна его почувствовать». Это место часто цитируют. Там, однако, продолжается: «но это не значит, что все в ней (в душе) светло и свято».
Какой уж там — свято! Все мы те еще грешники. Тут у нас, у протестантов, иные проповедники учат, что нет на нас более грехов. Пострадал за нас Спаситель, и кровью Своею все наши грехи смыл. Радуйтесь, братья, веселитесь и благодарите: «…слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь…» Красиво. Многообещающе. Иди, радуйся, человече, не греши более. С последним вот только беда. Как нам, сынам противления, не согрешить? Заложено в нас и плохое, и хорошее. Из того же Послания к Титу выходит, что Христиане — народ особенный, ревностный к добрым делам. Хорошее — это наша божественная суть, духовность, что и неверующих приподнимает к небесам, тот самый дух, что вдохнул Творец в Адама, дух, что живет в наших сердцах. Плохое определяется просто: «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская».
Я давно уже ушел из школьных учителей. Я — вольный цы́ган. Водила-дальнобойщик. Свободный литератор: вдохновит Господь — пишу, не вдохновит — так просто гуляю. На моем пути из Оклахомы в Калифорнию установлен местным техасским миллионером огромный крест с двадцатиэтажный дом. Когда я беру в поездку свою Галину, мы нередко там останавливаемся. Рассматриваем скульптуры, рассказывающие о крестном пути Сына Божьего, Сына Человеческого. Там воспроизведена Голгофа, там Спаситель на кресте, там по сторонам Его Дисмас и Гестас. Очень хорошо запечатлел этих двух разбойников скульптор. Дисмас в отчаянии последнего своего часа тянет руку ко Спасителю, произнося: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Свое». Гестас же, отнасмехавшись, смотрит пред собою строго, пощады не просит, в Божественность Царя Иудейского не верит. В гордыне своей страдания он не покажет. Он — убежденный скептик, циник, умирает, как стоик, как герой, как материалист.
На крестике, что я ношу на своей груди, перекладинка под ногами Христа косая. С чего бы это? Говорят, в память о тех самых разбойниках. Тот, что был по правую от Христа руку, Дисмас, возносится, увлекаемый Спасителем. Другому — направление вниз, по наклонной, во тьму внешнюю, где тьма и скрежет зубов.
«Такого не бывает. Только в сказках. Вот ты и живи своими сказками!» — возражает мне вместе с Гестасом моя умная знакомая. Я тут загуглил, сколько верующих и неверующих людей живет в мире? Оказалось, на данный момент, 62% респондентов считают себя людьми религиозными, 25% относят себя к нерелигиозным, а 9% опрошенных назвали себя атеистами. Атеисты — это, похоже, те, кто хоть и признают императив Создателя, за личность, за Отца любящего, Его не почитают, связи духовной с Ним не чувствуют, стука в сердцах своих не слышат.
Или не хотят слышать?
Православные считают, что к смертным, не прощаемым грехам следует относить гордыню, жадность, зависть, похоть, чревоугодие и уныние. Из преданий церковных, наверное, вывели. В Библии такого нет. Спаситель сказал иное: «Говорю вам истину: все грехи и любое кощунство будут прощены людям, но тот, кто будет хулить Святого Духа, тому не простится никогда, вина за этот грех остается на человеке навсегда».
Много пространных комментариев написано по этому поводу. Если пояснить это без лишних слов, получится: хула на Святого Духа — это отрицание Бога Отца-Вседержителя, пекущегося о детях своих. Неприятие этого божественного Отцовства вообще.
Эйнштейн как-то выразился: «Я верю в Бога… который являет себя в закономерной гармонии всего сущего, а не Господа, который занимается судьбой и поступками конкретных людей». На такой вот компромисс, пожалуй, с радостью согласятся не только те 25%, что почитают себя людьми нерелигиозными, но и большинство из тех, что объявляют себя полными атеистами. А что, вполне подходит. Ока Всевидящего тогда осознавать над собою не надо, твори, что хочешь, живи по понятиям своим личным. Не ждет тебя никакой Суд. Так дед Ерошка, у Толстого, говаривал: «Умрем, трава вырастет». Удобрением, то есть, умрем.
И все? «Ради чего тогда?» — Это уж заключительный вопрос моей оппонентки.
И правда, ради чего? Ну зачем Богу было создавать человека? Чего ради столько с нами возиться, решать столько проблем и отвечать или не отвечать на столько наших просьб от «Господи, дай каждому…» до «чтоб у соседа корова сдохла!»
Где-то я услышал: «Господь создал человека, чтобы разделить с ним радость бытия», то есть, фактически, для своего удовольствия. Мы ведь тоже готовы и спящего разбудить, чтобы показать ему что-то внимания достойное. Вообще-то свою охоту тешим. Спящему-то что? Он спит себе, не ведая, что происходит.
«….увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма». Вот и создал Себе подобие, чтобы этим всем с ним, с Адамом, поделиться. Потом и Еву создал, самое замечательное, заключительное свое творение.
И началось: плод запретный хочу, корыто новое хочу, хочу… Да если б только их, Евиных дочерей, в том «хочу» обвинять. Сыны Каиновы будто лучше?
Но это уж ладно. Это совсем другая тема, отдельного взгляда не нее достойная.
Поразительная фреска «Создание Адама» украшает своды собора Петра в Ватикане. Вглядитесь, сколько энергии в фигуре Творца, как запечатлен его неземной полет, сколько мысли, энтузиазма в Его взгляде! Казалось бы, ну зачем ему этот проблемный Адам? Вон, сколько вокруг Него ангелов! Но что ангелы? Так, духи служебные. Творчества в них нет. Бог создает сына, создает себе сотрудника, что продолжит работу в Его эдемским Саду, создает себе сотворца.
Жест руки Бога призывный, передающий заряд нездешней энергии, в нем — восстань и живи, продолжи Мое Творение.
Адам вял, нерешителен, он словно раздумывает: а ради чего? В ответном жесте Адама — полуответ, полусогласие. В ответном жесте Адама и Дисмас, и Гестас. В нем и Эйнштейн, и моя оппонентка, и также все мы, христиане: «народ особенный, ревностный к добрым делам».